Альбом «The Death of Slim Shady (Coup de Grâce)» ​Эминема: Слим Шейди умер, да здравствует 2004-й

Новый альбом рэпера хвалят, ругают и при этом много слушают – разбираемся, почему.

О готовящемся альбоме Эминема впервые сообщили в марте, за четыре месяца до релиза. Причем об этом заявил не он сам, а рэпер и продюсер Dr. Dre, работавший над пластинкой. В апреле Эминем выпустил промо-трейлер, снятый в стиле комедийного детектива и с участием 50 Cent. Потом были еще три трейлера: «подвальный», «могильный» и хоррор-видео с рождением ребенка-демона. Первый сингл «Houdini» вышел в конце мая и сразу же ворвался на второе место Billboard Hot 100 и вершину британского чарта: сейчас трек занимает 16-е место в Billboard и седьмое в Великобритании – во втором случае ему прочат возвращение на вершину. Незадолго до этого Эминем опубликовал ролик, где он созванивается по видео с иллюзионистом Дэвидом Блэйном и сообщает о завершении карьеры. Может быть, это лишь прощание с образом Слима Шейди – злобным, «отбитым» альтер-эго рэпера. В пользу версии говорит название альбома – «Смерть Слима Шейди (Контрольный выстрел)». Фанаты припоминают, что Эминем «убивал» альтер-эго много раз – но, возможно, «Контрольный выстрел» намекает на «последний раз».


Слим Шейди – своего рода олицетворение нулевых, времени зашкаливающего хейтерства в поп-культуре. В этом смысле наступление нынешней эпохи, когда все боятся обидеть друг друга, вполне закономерно. В 2000-е люди буквально соревновались в нарочитой неполиткорректности. Образ «жесткого правдоруба» был везде: в сериалах вроде «Доктора Хауса» (2004-2012), в телешоу вроде «Топ-модель по-американски» (2003-2018). И, конечно, в музыке – Эминем был главным хейтером-хулиганом, который успел проехаться по всем на свете. Список людей, униженных рэпером в песнях, огромен. Он виртуозно овладел навыком «оскорбления наповал» – в 2000-х он ценился больше, чем любой другой. Не Эминем придумал хип-хоп – во времена зарождения жанра, в начале 1970-х, он еще ходил пешком под стол. К моменту прорыва Эминема в 1999-м в рэпе были свои громкие имена, даже на «Грэмми» десять лет как ввели рэп-номинации. Но именно Эминем превратился в «универсальную» звезду жанра – такую, которую знают все и которую невозможно избежать; он сделал хип-хоп важной частью массовой культуры. И заодно стал самым коммерчески успешным рэпером в истории: он продал 220 млн записей, у его ближайших конкурентов Дрейка и Канье Уэста – 170 и 160 млн соответственно.


Хотя на «The Death of Slim Shady» Эминем и шутит, что его «пытаются отменить», мало кто из артистов настолько далек от отмены. В 2022-м рэпера включили в Зал славы рок-н-ролла – в первый же учетный год, тогда как многие музыканты ждут этого – и не дожидаются – на протяжении десятилетий. У него 82 млн слушателей на Spotify – это не просто огромная цифра для артиста его поколения, это больше, чем у Дрейка (74 млн), Арианы Гранде (78 млн) и других нынешних звезд. Весной Variety выпустил материал о «стареющих поп-звездах», где рассмотрел неудачные возвращения 43-летнего Джастина Тимберлейка с альбомом «Everything I Thought It Was» и 54-летней Дженнифер Лопес с «This Is Me… Now». Как и 51-летний Эминем, они тоже в 2024 году выпустили альбомы, но особого успеха не снискали. Эминем, однако, остается интересен публике. У него многомиллионная верная фан-база. Он поднялся с самых низов: история «из грязи в князи» никогда не потеряет актуальности, а рэпер еще и показал ее в фильме «8 Миля» (2002). К тому же он яркий персонаж, за которым любопытно наблюдать.

Следить за Эминемом всегда было интересно. «Нам нужно немного противоречий», – говорил рэпер в хите «Without Me». Конфликты и провокации окружали его постоянно. Но времена изменились, и эпатаж больше не в цене. Однако присущее современности «сглаживание углов» тоже начинает надоедать. Поэтому в 2024-м все обсуждали биф Дрейка и Кендрика Ламара, а «отмененный» Канье Уэст занимал первые строчки хит-парадов даже без поддержки лейблов. В культуре существует запрос на неоднозначность – другое дело, что оскорблять всех подряд уже не выйдет. Причина не только в поменявшихся правилах общества: просто 20 лет назад приемы Эминема выглядели скандальными, а сейчас к ним привыкли.


На «The Death of Slim Shady» Эминем по-прежнему выдает шокирующие вещи, но от имени злобного двойника Слима Шейди. Трек «Trouble» с унизительными высказываниями в адрес больных людей – разговор Слима Шейди с Эминемом: первый кидает оскорбления, второй ему возражает. «Guilty Conscience 2» – тоже беседа Шейди и Эминема, продолжение спора. Не будь на альбоме извинительной «Guilty Conscience 2», изначально записанная в 2004-м «Brand New Dance» с шутками о парализованном актере Кристофере Риве (1952-2004) вызвала бы скандал. Возможно, и вызовет: даже в жестоких 2000-х тексты Эминема ругали за излишнее насилие. Кто-то из фанатов считает, что «извинение» было сделано специально – дабы смягчить восприятие и не нарваться на конфликт. При этом Эминем может сколько угодно смеяться над современными молодыми людьми и их взглядами на гендерные вопросы, но известно, что он любит и поддерживает своих детей с такими взглядами. В этом смысле он напоминает ворчливого дядюшку, который может наговорить много неприятного, не более того. Как Ноэл Галлахер, также прошедшийся примерно по всем знаменитостям – и остающийся важной величиной как минимум в британской музыке.

Ни один другой альбом 2024 года не вызвал настолько противоречивых реакций публики, как «The Death of Slim Shady (Coup de Grâce)». В отзывах о нем пишут то «лучший альбом Эминема со времен "The Eminem Show" (2002)», то «на старости лет он сошел с ума». Средняя оценка критиков держится в районе 50-55 из 100, четко оставаясь в зоне «смешанности». The Telegraph описывает работу как «забавную, шокирующую, противоречивую, весьма возмутительную, оскорбительную, сентиментальную, умную, глупую и иногда даже мудрую». Портал HipHopDX, напротив, раскатал Эминема, охарактеризовав альбом как «бессвязную кучу нелогичных фраз с инфантильной игрой слов, с ненатуральными подстрекательствами и отчаянными попытками еще раз прославить прошлое».


Если у критиков восприятие «The Death of Slim Shady (Coup de Grâce)» отличается от одной рецензии к другой, то среди отзывов поклонников преобладают позитивные. Полно комментариев в духе «я давно слушаю Эминема и очень рад, что он до сих пор что-то выпускает». Найти сдержанные высказывания, не говоря уже о ругательных, сложно. Можно все списать на верную фан-базу, однако даже поклонники Тейлор Свифт и Канье Уэста, известные своей преданностью, спокойно критиковали альбомы кумиров. Существует мнение, что часть фанатов Эминема попросту не слушают ничего другого. Но подобные уникумы точно есть среди любых поклонников. Скорее, дело в том, что на Эминеме многие выросли: его слушатели еще достаточно молоды и активны, чтобы следить за новыми релизами, но не настолько, чтобы следить за всеми релизами подряд. Также Эминем очень популярен в русскоязычном пространстве: это огромное количество людей и, соответственно, стримов.

Какими бы ни были комментарии об альбоме, у «The Death of Slim Shady» лучший дебютный день на Spotify из мужских релизов 2024-го – 63,5 млн прослушиваний. Сразу шесть песен с него попали в топ-20 мирового чарта Spotify, первая десятка американского Apple Music наполовину «наполнилась» треками Эминема. Об успехе говорит и тот факт, что Тейлор Свифт – главная звезда наших дней – в день выхода «The Death of Slim Shady» выпустила аж три новых варианта своего альбома «The Tortured Poets Department». При этом в сводном рейтинге самых прослушиваемых артистов Kworb рэпер успел обогнать певицу: у него 7217 сводных баллов с разных платформ (Apple, Spotify, YouTube и другие), у Свифт – 5916. Эминема много ругают, но на стримах «The Death of Slim Shady» это пока сказывается лишь позитивно. Да – новый альбом рэпера не шедеврален, затянут и перегибает с шоком. Однако он уже тянет на звание одного из крупнейших событий 2024 года. В мире, где даже суперзвезды, вроде той же Свифт или Дрейка, изо всех сил держатся за свои позиции, это событие само по себе.

Читайте также