​«Смерч 2»: Спиши, но не точь-в-точь

Бестолковый, хотя и эффектный сиквел увяз в отсылках к оригиналу.

Метеоролог Кейт Картер (Дэйзи Эдгар-Джонс) обладает талантом предугадывать «поведение» смерчей. В прошлом она была охотницей за торнадо – выслеживала их, чтобы изучать и использовать данные для предотвращения крупных бедствий. Кейт хотела не просто улучшить систему оповещения о смерчах, чем занимались Джо и Билл Хардинги (Хелен Хант и Билл Пэкстон) в первой части. Она разработала целый план, как можно останавливать торнадо и предотвращать катастрофы. Но из-за трагедии, случившейся во время одного такого эксперимента, Кейт прекратила гоняться за смерчами. Спустя несколько лет ее старый приятель Хави (Энтони Рамос) уговаривает Кейт вновь поднять разработки. Друзья возвращаются на поле боя с беспощадной стихией, и их неожиданным союзником в сражении становится популярный в Интернете охотник за торнадо Тайлер Оуэнс (Глен Пауэлл).

Первый «Смерч» – неплохое развлекательное кино, в котором есть легкий юмор, драйвовый экшен и душевная человечная драма. Что главное, фильм самодостаточный, абсолютно не требующий продолжения. Хотя обширную тему борьбы со стихийными бедствиями развить можно – тем более с современными-то технологиями. Собственно, этим в сиквеле и занялись. Теперь охотники следят за торнадо с помощью дронов, а погони за вихрями превратились в сбор контента для соцсетей. Поэтому к ученым, которые хотят спасти больше людей от разрушений, подключаются блогеры. Вот только если отбросить «технологические» новшества, останется ленивая и лишенная оригинальности копирка оригинала.

Кадр из фильма «Смерч 2» (2024)


В начале фильма «Смерч 2» показывают ту самую «Дороти». Это наполненная датчиками бочка, которую в первом фильме использовали для анализа торнадо изнутри. Приятная для поклонников отсылка стала мостиком между фильмами, подтверждающим, что события происходят в одном мире – просто с новыми персонажами. Также это очаровательный способ намекнуть на единый дух картин. Однако отсылкой на «Дороти» сиквел не ограничился. Весь фильм оказывается сборником самых разных пасхалок. Персонажи попадают в идентичные ситуации, в команде охотников обнаруживаются обязательные для комедийной составляющей чокнутый весельчак и интеллигентный скромняга, а Кейт так вообще произносит фразу Билла про то, что она «не вернулась» в мир охотников. Обещанная в трейлере фишка в виде двойного торнадо тоже никого не удивит – в оригинале был точно такой же трюк. Авторы так отчаянно подражают первому фильму, что следить за развитием сюжета становится скучно. В повествовании буквально заложено механическое и ленивое следование шаблону, из-за чего даже самые зрелищные и динамичные моменты смотрятся неестественно и работают вполсилы.

«Смерч 2» превосходит первый фильм по части мрака и масштаба. Все-таки в него вложили 200 млн долларов – против 92 млн бюджета оригинала. Полюбоваться здесь есть чем. Особенно впечатляет момент, когда исследователи оказываются в эпицентре смерча и смотрят на небо сквозь воронку вихря. К тому же ставки серьезно повысились: смертей стало больше, как и опасных ситуаций, в которые попадают персонажи. Вот только напряжения маловато, поскольку при всем ураганном хаосе события на экране часто разворачиваются предсказуемо. Да и выживалкам не хватает «тревожного ожидания» – своего рода триллерного саспенса. Предметы летают, дома рушатся, одна экшен-вспышка сменяет другую – все развивается слишком стремительно, не давая зрителю прочувствовать весь ужас момента. В то же время в оригинале каждая попытка героев установить «Дороти» заставляла затаив дыхание следить за приближающейся неуправляемой и смертоносной стихией.

Кадр из фильма «Смерч 2» (2024)


«Смерч 2» по структуре напоминает фильм «Охотники за привидениями: Наследники» (2021). Там отсылок действительно хватает – но все работают как части трогательной истории о «призрачном» наследии. Авторы сиквела «Смерча» хотели повторить «пасхалочный» трюк и угодить поклонникам оригинала – и получили на выходе стыдное вторичное кино. Известных художественных картин «с участием» смерчей не так уж много, и можно было проявить фантазию и выдать больше креатива. Первый «Смерч» был камерной самостоятельной историей – при этом с экшеном масштаба блокбастера. По-хорошему, от продолжения ждали такой же обособленности, а не повтора «почти точь-в-точь». Создатели «Смерча 2» наверняка надеются запустить франшизу. Энтони Рамос упоминал, что хотел бы сняться в еще одном фильме. Однако с таким «штильным» стартом потенциал у «ураганной» вселенной нулевой – к триквелу вихрь сдуется совсем.

Читайте также