25 июля наделавший шума еще до премьеры триллер «Собиратель душ» ворвался в российский прокат. В отзывах его сравнивали с «Молчанием ягнят» (1990), в промо называли ни много ни мало «наистрашнейшей дичью». Короче, маркетинговая кампания удалась. При этом в трейлерах из сюжета выдавали, казалось, лишь малость, чтобы не спойлерить лишнего. На поверку эта «малость» – и есть весь сюжет. Режиссер артхаусных ужастиков «Гретель и Гензель» (2020) и «Февраль» (2015) Осгуд Перкинс взял из культового триллера Джонатана Демме только «молчаливое» название – насытить смыслом свою картину он не смог.
Ли Харкер (Майка Монро) едва поступила на службу в ФБР, а ее уже назначили разбираться с громким делом маньяка по прозвищу Собиратель душ (Николас Кейдж). На одном из заданий агент проявила необычайную, чуть ли не сверхъестественную интуицию. Собиратель душ – дядя непростой. Он творит злодеяния так, что на местах преступлений не остается никаких улик против него – кроме записки с сатанисткой тарабарщиной. Против неординарного убийцы нужны соответствующие методы. Много лет маньяк ради кровавого ритуала убивал целые семьи, и теперь только Ли может упечь его за решетку. Дело неожиданно становится для нее личным – в ходе расследования она раскрывает связь маньяка со своей семьей.
Из-за сравнений «Собирателя душ» с «Молчанием ягнят» в начале просмотра невольно чувствуешь воодушевление. Ли Харкер оказывается нетипичной сыщицей. Замкнутую, живущую в своем мире девушку никак не назовешь «очередной Кларисой Старлинг». Майка Монро чутко передала сложный характер странного персонажа, раскрыв ее неспособность сближаться с людьми. Социопатию Ли подчеркивают посредством ее дома – мрачной одинокой избушки. В ходе сюжета с интересом изучаешь предысторию Ли, и это впечатляет, – обычно в фильмах о маньяках получаешь сюрпризы только от самих маньяков.
С таким нетривиальным, как Ли Харкер, персонажем в центре внимания ждешь, что и весь фильм будет под стать. Однако Осгуд Перкинс больше ничего неординарного в «Собирателе душ» не выдает. Ли – усидчивый детектив-исследователь; она сутками может изучать литературу, чтобы представить начальнику гениальную разгадку тайны. Перкинс же никакого расследования не показывает – просит нас просто поверить в навыки агента. Да, Ли периодически полагается на свою гиперинтуицию, но большую часть закадрового времени она провела за тяжелой работой. Перкинс замахнулся на детективный нуар, а в разработку присущих триллерам головоломок углубляться почему-то не стал. Трейлер обещает захватывающую гонку со временем, хитроумные ловушки и шокирующие повороты в распутывании сложных загадок на уровне «Зодиака» (2007) Дэвида Финчера. Перкинс ожиданий не оправдывает и выдает к финалу банальную развязку – получите, распишитесь. Из-за явных сюжетных подсказок и клише ее к тому же легко предугадать. Глубину находишь разве что в финальном твисте, ради которого Перкинс будто и снял фильм. Неоднозначная концовка дает возможность задуматься хоть о каких-то вопросах – в остальном же история до безобразия плоская.
Николаса Кейджа в роли Собирателя душ мало. Впрочем, это даже плюс, поскольку для сохранения интриги надвигающаяся угроза и должна оставаться в тени. Перкинс признался, что фишку с редкими появлениями маньяка он подсмотрел в фильме «Семь» (1995) Дэвида Финчера. Режиссер во многом посвятил картину триллерам о маньяках конца прошлого века – даже перенес события в 1990-е. Монстр с забавной кличкой Длинноногий* раскрывается постепенно, лишь иногда мелькает на экране и до последнего скрывает свое дьявольское лицо. Перкинс поработал над саспенсом – заставил ощущать, будто за тобой кто-то следит. Да и Кейдж за отведенные ему минуты выжал все безумие персонажа. Хотя скромный сценарный материал не дал актеру превратить злодея во что-то посложнее и хитрее тысячу раз виденного на экране сатаниста средней паршивости.
Как и предыдущие работы Осгуда Перкинса, «Собиратель душ» – медленное, почти медитативное кино, в которое погружаешься с головой. Стилизация подчеркивает отвратительный мрак, вложенный в историю о массовых убийствах. Тонко подобранные, «жуткие» ракурсы, зловещее освещение и нервирующая «тихая» звукорежиссура давнего соратника постановщика, его брата Элвиса Перкинса делают зрелище по-артхаусному притягательным. «Собиратель душ» создает ужас атмосферой, не опускаясь до дешевых скримеров, однако по-настоящему напугать так и не может. В новом фильме Осгуд Перкинс сотворил еще более густую, пронизывающую атмосферу, нежели в своей вариации сказки о Гретель и Гензеле. Теперь дело за малым – научиться работать и с содержанием, чтобы «послевкусие» оставляла и определяла не только картинка.
*
В оригинале фильм называется «Longlegs», что можно перевести как «Длинноногий». Это также и прозвище маньяка. В России название и кличку адаптировали как «Собиратель душ» – чтобы было страшнее.