​Что не так с байопиком Эми Уайнхаус «Back to Black»

Переиначенные факты, непопадание в образ певицы и вопиющая «желтизна».

Создатели фильма «Back to Black» «не в теме»

Режиссер «Back to Black» Сэм Тейлор-Джонсон известна по «50 оттенкам серого» (2015) и картине «Стать Джоном Ленноном» (2009). Сценариста для «Back to Black» Мэтта Гринхала она «позаимствовала» из того же фильма о Ленноне. Гринхал также работал над «Контролем» (2007) Антона Корбейна – картине о Joy Division и лидере группы Иэне Кертисе. Оба фильма были успешны: «Стать Джоном Ленноном» заработал четыре номинации на BAFTA, а «Контроль» завоевал пять наград British Independent Film Awards и получил одобрение участников Joy Division.

Сэм Тейлор-Джонсон дружила с Pet Shop Boys и даже записывала с ними песни: «Je t’aime… moi non plus» в 1999 году, «Love to Love You Baby» в 2003-м и «I’m in Love with a German Film Star» в 2008-м. Мэтт Гринхал в юности работал в ночных клубах. Кажется, раз некоторый «музыкальный» опыт у создателей есть, то они не так уж и далеки от этой индустрии. Однако это именно «кажется»: по фильму «Back to Black» понятно, что и Тейлор-Джонсон, и Гринхал о музыкальной индустрии знают мало. Нет любопытных подробностей, погружения в музыкальный мир. Имена музыкантов, названия премий и лейблов просто бестолково вываливаются на зрителя.

Сценарий «Стать Джоном Ленноном» был основан на книге сестры Леннона Джулии Бэрд «Imagine This: Growing Up with My Brother John Lennon» 2007 года. Сценарий «Контроля» – на книге вдовы Иэна Кертиса Деборы «Touching from a Distance» 1995 года. У «Back to Black» нет литературной основы, о чем можно догадаться: повествование слишком линейное, поверхностное, будто по статье из «Википедии», без интересных инсайдов и свежего – пусть даже предвзятого – взгляда на ее жизнь. Семья Эми Уайнхаус тоже участвовала в создании фильма «Back to Black», и это отдельный спорный момент.

 

Идеальная «киношная» семья Эми Уайнхаус, особенно папа

Кадр из фильма «Back to Black» (2024)

Реальная семья Эми Уайнхаус (в фильме «Back to Black» певицу сыграла Мариса Абела) была далека от идеальной. Митч Уайнхаус (его сыграл Эдди Марсан), отец Эми, бросил жену и дочь, когда девочке было около семи-восьми лет. Из-за этого маленькая Эми сильно переживала. Вернулся он только когда дочь стала знаменитой.

Фанаты Уайнхаус откровенно терпеть не могут ее отца, поскольку он вел себя не как любящий родитель, а как жадный до денег эксплуататор. Он знал, что певице плохо, что у нее проблемы с алкоголем и веществами – но все равно отправлял ее в туры и не давал ей нормально отдохнуть. В свое время его страшно возмутило, что в документалке «Эми» (2015) его показали плохим человеком. «Back to Black» выглядит как его способ оправдаться. Даже Сэм Тейлор-Джонсон попыталась откреститься от сотрудничества с Митчем Уайнхаусом, поняв, что это плохо влияет на маркетинговую кампанию фильма.

Словом, реальный Митч Уайнхаус не представляет из себя доброго заботливого отца, каким его показали в фильме. По отрывкам из документалки «Эми» и интервью в Сети Уайнхаус-старший создает определенное впечатление: самовлюбленный, охочий до денег человек, для которого ребенок – способ самому реализоваться в жизни.

 

Эми Уайнхаус представлена просто капризной легкомысленной девчонкой

Кадр из фильма «Back to Black» (2024)

«Художественные выдумки» в байопиках подчеркивают драматизм ключевых моментов, подсвечивают важные черты героя. При этом множественные выдумки и неточности в «Back to Black» словно специально выставляют Эми Уайнхаус в неприглядном свете. Она предстает не как талантливая, искренняя личность с трудной судьбой – обычное дело для байопиков, – а как капризная легкомысленная особа, не умеющая управлять своей жизнью.

«Back to Black» предлагает поверить, будто у Уайнхаус была крепкая, любящая, поддерживающая семья. Однако вся жизнь певицы доказывает обратное. Уже отмечалось, что Уайнхаус-старший зарабатывал на дочери, не давая ей отдохнуть. После смерти певицы он тоже не упускает возможности озолотиться за ее счет. В конце 2023-го он подал в суд на подруг Уайнхаус, Наоми Парри и Катриону Гурли, за то, что те продали на аукционах вещи Эми. По мнению отца, это незаконная продажа и все вырученные средства должны были пойти в фонд Эми Уайнхаус, которым он руководит. У фанатов певицы другой взгляд на вопрос: Наоми Парри была стилистом певицы, она сама создала многие платья для нее, поэтому имеет право выставлять на аукцион собственные работы. Мать Эми, Дженис Уайнхаус, может, и не вела себя так, как отец, но в то же время она ничего не сделала, чтобы защитить ребенка. Это напоминает ситуацию с Бритни Спирс: ее отец Джейми Спирс присваивал себе деньги дочери, а мать Линн Спирс этому потакала, не вступаясь за нее.

Повествование «Back to Black» лишено глубины – для этого создателям надо было показывать реальную героиню, ее боль, страсть и переживания. В отличие от того же Джона Леннона, убитого 43 года назад и успевшего стать легендой, в Эми Уайнхаус, умершей 13 лет назад, сложно увидеть абстрактный образ. Ей сейчас было бы всего 40 лет, и многие меломаны помнят и ее, и то время.

 

Идеальный «киношный» Блейк Филдер-Сивил

Кадр из фильма «Back to Black» (2024)

Муж Эми Уайнхаус Блейк Филдер-Сивил (в фильме его сыграл Джек О'Коннел) не вызывает у фанатов столько ненависти, сколько Митч Уайнхаус, но особой любовью тоже не пользуется. Именно Блейк подсадил Уайнхаус на тяжелые вещества – он даже сам не скрывал этого, – а в байопике факт проигнорировали. Блейк представлен чуть ли не как диснеевский принц, со «скидкой» на наркотики и проблемы с законом – что, впрочем, тоже показано мягко. Реальный Блейк Филдер-Сивил в 2007 году стащил у Принса деньги и расческу, когда тот выступал с Уайнхаус в лондонской O2 Arena. И не потому, что нуждался – Эми тогда хорошо зарабатывала и точно бы помогла ему, – а просто так. Принс пытался спасти Уайнхаус от такого супруга. Об этой истории рассказал Тайлер Джеймс (в фильме его сыграл Спайк Ферн), близкий друг певицы, в своей книге «My Amy: The Life We Shared» (2021).

При этом Марка Ронсона, продюсера альбома «Back to Black» (2006), давшего фильму название, вырезали из сценария. Имя музыканта упоминается лишь один раз. Успех альбома «Back to Black» – заслуга не только самой Уайнхаус, но и красивых ретро-аранжировок, созданных Ронсоном.

 

Талант Эми Уайнхаус «упал с неба»

Кадр из фильма «Back to Black» (2024)

Фильм «Back to Black» укрепляет ложный стереотип таланта как генетической лотереи. Митч Уайнхаус в свое время тоже пытался стать музыкантом, но безуспешно. Эми Уайнхаус пела и училась с детства, посещала школы искусств – в том числе известную BRIT School, которую, в частности, закончила Адель. С подачи бабушки Синтии юная Эми Уайнхаус четыре года отходила в театральную школу Сюзи Эрншо, где ее учили петь и танцевать. В 11 она лет собрала свою группу Sweet N Sour. В 13 лет Уайнхаус начала писать песни. Природные данные имеют значение – но «Back to Black» навязывает вывод, будто талант упал певице с неба, а она его не ценила и бездарно растрачивала.

Удивительно – или нет, учитывая обстоятельства создания, – что фильм о выдающейся женщине, снятый женщиной-режиссером, получился сексистским. На экране непутевую героиню спасают благородные мужчины, хотя в жизни все было иначе. Отец на ней зарабатывал, а муж был источником многих проблем в ее жизни. Значимых для Эми в позитивном смысле мужчин – вроде тех же Марка Ронсона или Тайлера Джеймса – фильм игнорирует или показывает вскользь.

 

Что не так с Эми Уайнхаус в исполнении Марисы Абелы

Кадр из фильма «Back to Black» (2024)

Выбор 27-летней Марисы Абелы, звезды сериала «Индустрия» (2020 - н.в.) критиковали с самого начала: она не похожа на певицу. Однако кино – не конкурс двойников, художественная условность тут допустима. Остина Батлера хвалили за роль Элвиса Пресли в «Элвисе» (2022), несмотря на слабое внешнее сходство. Увы, в случае Абелы проблема оказалась не только в «непохожести».

Упрекать в чем-то саму Марису Абелу смысла нет – она честно выполнила свою работу, даже научилась петь для роли. Но получившаяся у нее героиня – не Эми Уайнхаус, а какой-то другой человек. Старательная поклонница-косплеерша или усредненная певица-подражательница. Характер, харизма Уайнхаус в «Back to Black» абсолютно не переданы, и это вина не столько самой Абелы, сколько режиссера и сценариста. Персонаж прописан так, что Уайнхаус в нем узнать сложно – и актриса играла то, что было в сценарии. Да и голос Абелы – не голос Уайнхаус. Непонятно, зачем ее вообще попросили петь – учитывая причастность семьи Уайнхаус, проблем с правами на записи возникнуть было не должно.

 

Очень «желтый» фильм

Кадр из фильма «Back to Black» (2024)

2000-е, когда развивалась карьера Эми Уайнхаус, были эпохой жестоких таблоидов. Папарацци не жалели звезд и выслеживали их каждый шаг, а в СМИ печатались максимально неудачные фотографии с унизительными заголовками и материалами. Особенно доставалось женщинам – не только Уайнхаус, но и, например, Бритни Спирс и Линдси Лохан. Даже сейчас, спустя 13 лет после смерти, Эми Уайнхаус называют алкоголичкой и наркоманкой, сводя всю ее жизнь к вредным привычкам. Она не первый и не последний артист с зависимостями, но папарацци фактически рассматривали ее под лупой – в прессу просачивались чуть ли не все подробности зависимости певицы, а также ее снимки в неприглядном виде. Это, конечно, тоже сказывалось на психике Уайнхаус не лучшим образом.

Хотя номинально папарацци в «Back to Black» осуждают, их тут слишком уж много. Авторы намеренно выводят «желтый» аспект вперед. За этим виден расчет на аудиторию, для которой Уайнхаус осталась скандалисткой из «жареных» заголовков прессы. Выходит, они, а не фанаты Эми Уайнхаус, и есть целевая аудитория «Back to Black». С одной стороны, решение логичное: у тех, кто сформировал представление об Уайнхаус из «скандальных» публикаций и фото, показанный в фильме образ сомнений почти не вызовет, он легко встроится в уже подготовленную «картину мира», а проверять факты станут единицы. С другой стороны, картины о чьем-либо творческом пути интересны в первую очередь почитателям этого самого творца. В «Back to Black» же творчество Уайнхаус идет фоном, а грязь выставляется на первый план. В одной из рецензий «Back to Black» прямо назвали «жестокой картиной в стиле желтых газет 2000-х».

 

Критика «Back to Black» со всех сторон – и при этом неплохие сборы

Кадр из фильма «Back to Black» (2024)

После премьеры байопика «Back to Black» фанаты Эми Уайнхаус призывали к бойкоту фильма. Их возмутили переиначенные факты, «желтизна» и причастность отца певицы.

Многим зрителям – не только поклонникам Уайнхаус – неприятна и личность режиссера. Сэм Тейлор-Джонсон часто обвиняют в Сети в «совращении» своего супруга, актера Аарона Тейлора-Джонсона. Ей сейчас 57 лет, мужу – 34 года, то есть разница между ними 23 года. Поженились они, когда ей было 45 лет, ему – 22, а встречаться начали, когда ей был 41 год, а ему 18 лет. Также Сэм Тейлор-Джонсон заявляла, что дружила с Эми Уайнхаус, но прямых доказательств их дружбы нет.

Критики картину «Back to Black» разнесли. В рецензиях ее называли «непристойной» и «безвкусной»; писали, что она не предлагает зрителю ничего нового и многого важного не показывает.

Несмотря на это все, провальным «Back to Black» не назвать. За два месяца фильм собрал в прокате 51 млн долларов при бюджете в 30 млн. На IMDb у него средняя оценка 6,4 из 10, на «Кинопоиске» – 6,1 из 10, а на Rotten Tomatoes зрительская оценка дошла до 86% одобрения (против 35% от критиков). Из этого напрашивается вывод, что массовому зрителю байопик показался скорее приемлемым. Хотя оценки на агрегаторах вроде Rotten Tomatoes, как показывает практика, показатель не самый надежный.

Особой художественной ценности – даже в отрыве от этических вопросов – байопик «Back to Black» не имеет. У него нет ни захватывающего сюжета, ни зрелищных сцен, ни неожиданных деталей, ни многогранных персонажей. Похвалить его можно разве что за неплохих актеров, картинку и музыку Ника Кейва, который выступил автором саундтрека.

Сравнения с документалкой «Эми» (2015) напрашиваются сами собой – «Back to Black» ей вчистую проигрывает. Понятно, что документалка ближе к жизни, но байопик совсем неправдоподобен и скучен. Надо сильно постараться, чтобы художественное произведение было менее захватывающим, чем документальное. Архивные съемки из жизни Эми Уайнхаус представляют куда большую ценность и показывают ее настоящую личность – более приятную и позитивную, нежели в байопике. Хаотичное повествование документалки только добавляет правдоподобности – ведь такой и была жизнь Уайнхаус. Остается надеяться, что на волне «Back to Black» возрастет интерес к Уайнхаус, больше людей посмотрят «Эми» и узнают, какой певица была на самом деле.

Читайте также