​«Бэтмен: Крестоносец в плаще»: Раньше было лучше

Культовый мультсериал 1992-го уделывает нового «Бэтмена» по всем параметрам.

1 августа на Amazon Prime Video вышел сразу весь сезон анимационного сериала «Бэтмен: Крестоносец в плаще». Создателем проекта выступил Брюс Тимм – один из авторов того самого культового мультсериала о Темном рыцаре 1992 года, с которым многие российские зрители познакомились благодаря каналу СТС.

Примечание: в России официальный возрастной ценз мультсериал «Бэтмен: Крестоносец в плаще» (2024) не получил, однако в нем есть сцены, которые соответствуют возрастному рейтингу «18+».

Сюжет анимационного сериала «Бэтмен: Крестоносец в плаще» повествует о миллиардере Брюсе Уэйне. Не так давно он надел костюм супергероя, чтобы сражаться с преступностью, заполонившей Готэм. День за днем Бэтмен сталкивается с криминальными гениями и другими злодеями. Тем временем власти города открывают охоту на него самого, увидев в таинственном незнакомце не борца с беззаконием, а бесконтрольного линчевателя.

Глобально ничего нового в сюжетном плане «Бэтмен: Крестоносец в плаще» не предлагает. Каждый эпизод рассказывает самостоятельную историю противостояния Темного рыцаря с очередным злодеем. На фоне развивается сюжетная линия окружного прокурора Харви Дента, стремящегося занять кресло мэра Готэма.

Кадр из мультсериала «Бэтмен: Крестоносец в плаще» (1992)


Продюсеры и авторы «Крестоносца в плаще» позиционировали его как «переосмысление мифологии мира Бэтмена», и фактическое «ничего нового» подчеркивает противоречие между обещанным и сделанным. В экспериментах со знакомыми сюжетами нет ничего плохого, когда речь идет о свежем интересном прочтении, при условии грамотного и талантливого исполнения. Однако в мультсериале «Бэтмен: Крестоносец в плаще» этого, увы, нет. Истории столкновения Темного рыцаря с антагонистами ощущаются вторичными, подчас откровенно скучными. Авторы не смогли рассмотреть старые конфликты главного героя со злодеями с необычных, оригинальных ракурсов. Так что во время просмотра нередко возникает неприятное чувство дежавю.

Создатели анимационного сериала «Бэтмен: Крестоносец в плаще» также заявляли о какой-то «новой интерпретации» и глубоком исследовании психологии персонажей. На самом деле, проработка героев и злодеев здесь находится на довольно заурядном, в том числе по меркам супергероики уровне. Небольшие новые детали в некоторых образах появляются, но они точно не тянут на серьезное переосмысление. Превращение отдельных персонажей в злодеев и вовсе кажется неубедительным, поскольку сценаристы как раз слишком поверхностно прорабатывают их психологию, мотивацию и поступки.

На заурядную проработку персонажей в «Крестоносце в плаще» накладываются неправдоподобные, излишне условные или даже нелепые связанные с ними моменты. Все это создает впечатление, что перед нами детский контент, который силится выглядеть взрослее, мрачнее и серьезнее, чем он есть на самом деле и чем был мультсериал 1992 года. Разумеется, с такой «начинкой» «Крестоносец в плаще» не выдерживает никакого сравнения с по-настоящему взрослыми анимационными произведениями – как, например, «Голубоглазый самурай» (2023-…), «Царство падальщиков» (2023) или «Неуязвимый» (2021-…).

Кадр из мультсериала «Бэтмен: Крестоносец в плаще» (1992)


С чем авторы анимационного сериала «Бэтмен: Крестоносец в плаще» экспериментируют, так это с внешностью персонажей, в частности – с половой и расовой принадлежностью. Однако причины изменений сценаристы идейно никак не оправдывают в сюжете. Так, Пингвин теперь женщина, и за этим решением не стоит абсолютно ничего. В погоне за репрезентативностью сценаристы будто забыли, что проработка характеров персонажей требует большего внимания, чем изменения внешности. Более того: все эти трансформации превращают мир Готэма середины прошлого века в менее убедительный сеттинг, и это опять же идет в разрез с заявлениями «о приземленном и серьезном содержании сериала».

Посредственная режиссура тоже не добавляет баллов проекту. По части воссоздания нуарной стилистики «Бэтмен: Крестоносец в плаще» умудряется даже уступать мультсериалу 1992 года. Сцены экшена поставлены незамысловато и безвкусно, из-за чего проект меркнет на фоне современных супергеройских или экшен-мультфильмов. Ко всему прочему, анимация смотрится чересчур простой, по-плохому архаичной, да и саундтрек звучит не так эпично, как музыка из «Бэтмена» 1992-го.


Попытка «переосмысления» историй о Бэтмене и новая интерпретация образов знакомых персонажей увенчалась неудачей. «Бэтмен: Крестоносец в плаще» – банальный и скучный мультсериал, который только пытается казаться чем-то взрослым и серьезным. На фоне лучших образцов современной супергероики он выглядит слишком примитивным и откровенно архаичным.

Читайте также