Голливуд с потрохами сдался – или продался? – алчному конвейеру сиквелов, ремейков и «франшизовселенных». Хиты в духе «Головоломки 2» и «Дэдпула и Росомахи» рвут кассу, ограничивая творческий простор для авторов оригинальных проектов. Тим Бертон тоже поддался искушению, вытащил из закромов запылившегося «Битлджуса» 1988-го и кинул его в топку беспощадной машины попкорна. С 6 сентября мировой прокат покоряет «Битлджус Битлджус», который, разумеется, сюжетно открывает дверь для возможного триквела. Однако после просмотра лишним кажется не то что третий фильм – непонятно, зачем вообще нужен сиквел.
Прошло долгих 36 лет после того, как Лидия Дитц (Вайнона Райдер), ее отец Чарльз (Джеффри Джонс) и ее мачеха Делия (Кэтрин О’Хара) одолели коварного Битлджуса (Майкл Китон). Био-экзорцист пытался хитростью заставить Лидию выйти за него замуж: брак с человеком позволил бы призраку навсегда вернуться в мир живых. Теперь Лидия – известный медиум. Она ведет собственное призрачное ток-шоу. В один день Чарльз трагически погибает, поэтому Лидия и Делия возвращаются в Уинтер-Ривер, чтобы похоронить его. К ним присоединяется дочь Лидии Астрид (Дженна Ортега), которая не верит в это ваше сверхъестественное. Однако волей случая именно Астрид становится пленницей в загробном мире. Лидия вновь трижды произносит имя Битлджуса и просит его помочь спасти дочь. Битлджус же решает использовать Лидию, дабы разобраться со своей бывшей женой Делорес (Моника Беллуччи). Обозленная дамочка преследует бывшего, убивая всех на своем пути.
«Битлджус» 1988 года – самобытное, полное театрального фарса произведение. В простой и по-хорошему дурашливой истории есть особое очарование. Это не лучший фильм Тима Бертона, и до образцовой готики «Сонная Лощина» (1999) ему далеко. Хоррор-комедия не оставляет желания часто ее пересматривать, зато она бодрит и дарит позитивные эмоции – чувствуется, что Бертон создавал ее с озорным намерением почудить. При всей своей неуклюжести «Битлджус» выглядит естественным и – несмотря на призрачный мрак в сюжете – милым. Поэтому фильм и стал классикой, во многом определившей стиль Бертона. В то же время вряд ли у кого-то из поклонников творчества маэстро возникала мысль, что «Битлджус» способен стать чем-то большим, чем «штучная» забава. Оттого ожидания от сиквела высоки – режиссер должен был доказать, что в возвращении Битлджуса есть смысл.
«Битлджус Битлджус» традиционно для сиквелов масштабнее оригинала. Больше свеженьких героев, локаций и экшена. Нет разве что апокалиптических мотивов – но есть демоны прошлого и великая месть. Как и в случае с новыми «Джуманджи» (2017, 2019), блокбастерная грандиозность подавила прежний ламповый уют. Хотя ситуация не столь постыдная, как у перезапуска комедии (1995) о волшебной настольной игре. Все-таки тут культовые персонажи, тот самый Уинтер-Ривер, готическая атмосфера и фирменный – хотя уже не такой цепляющий – черный юмор Бертона. Вот только даже в отрыве от оригинала фильм кажется вторичным и почти лишенным эмоциональных моментов. Герои носятся по локациям и в лоб воссоздают знаковые моменты оригинала – потому что ностальгия же работает, можно срубить кассу на ней, да и все так сейчас делают. У Дэдпула ведь получилось, ну!
Тим Бертон старался уместить в сиквеле как можно больше сюжетных поворотов. Персонажи пачками умирают, злодеи с фанфарами разоблачаются. Все твисты исполнены поверхностно, суетно и местами предсказуемо. В фильме поднимается тема принятия смерти, но брошена она небрежно: режиссер не дает зрителям возможности побыть наедине со скорбящими героями и понять их чувства. Да, игривое отношение к смерти было в оригинале, в этом суть «Битлджуса» – посмеяться над несмешным, чтобы жить стало легче. Однако в оригинале, опять же, все подавалось естественно, тогда как в сиквеле – вынужденно и натужно. Когда твисты создаются ради твистов, попытка тронуть и удивить зрителя выглядит особенно дешевой – в моменте сопереживаешь персонажу, а в следующей же сцене забываешь о нем и его горестях.
«Битлджус Битлджус» прежде всего запоминается эффектным дебютом Делорес в исполнении Моники Беллуччи. В фильме много чудаковато-криповых спецэффектов, которые точно оценят поклонники мультяшной жути оригинала. Но первая сцена с главной злодейкой превосходит их все. Бывшая Битлджуса предстала этакой злой версией Салли из мультфильма «Кошмар перед Рождеством» (1993) – она тоже собранный по частям труп. Делорес завораживающе роскошна и при этом отталкивающе ужасающа, поэтому вступление обещало невероятное зрелище. В итоге злодейка не выдала больше ничего любопытного. Колоритную героиню с грандиозным потенциалом слили, превратив в тихую и маячащую на фоне страшную картинку. К финалу она просто улетучилась – как и остальные персонажи, скучный сюжет и зрительский интерес к красивому, но пустому фильму. Тим Бертон старался прикрыть отсутствие оригинальных идей звездным кастом, современными шутками-отсылками и модной эпичностью. Однако по факту режиссер лишь сумел убедить, что некогда забавного и легкого «Битлджуса» лучше закопать поглубже и больше не призывать.