19 сентября в российский прокат вышла нашумевшая «Субстанция» с 61-летней Деми Мур и 29-летней Маргарет Куолли. Это первая полнометражная работа Корали Фаржа после брутального триллера «Выжившая» 2017-го. Французская постановщица с триумфом вернулась в мир большого кино, получив в Каннах приз за лучший сценарий. Полный интриг и неожиданных твистов сюжет «Субстанции» шокирует и увлекает в водоворот безумия. Однако изобретательный сценарий – не единственная сильная сторона отвратительно красивого боди-хоррора не для слабонервных.
Элизабет Спаркл (Мур) – некогда успешная голливудская звезда, которую когда-то все любили. К 50 годам актриса утратила прежнюю популярность. В крупные кинопроекты экс-диву давно не зовут, и чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь она ведет второсортное фитнес-шоу. Однако и эту работенку Элизабет теряет. Жадный продюсер Харви (Деннис Куэйд) ради рейтингов перезапускает шоу, увольняет Элизабет и открывает кастинг в поисках новой молодой звезды. В отчаянии женщина решает принять участие в экспериментальной медицинской процедуре «Субстанция». Элизабет применяет препарат – и на свет появляется Сью (Куолли), ее «улучшенная версия». Элизабет начинает жить двойной жизнью. Одну неделю она забытая всеми старая дева, другую – восходящая звезда экрана. Вскоре делящие одно сознание на двоих Элизабет и Сью сталкиваются с кошмарными последствиями «расслоения» личности.
«Субстанция» – провокационное высказывание об индустрии красоты и погоне за вечной молодостью. Молодые и горячие люди с сияющими улыбками, упругими телами и пышными шевелюрами диктуют с телеэкранов стандарты красоты. Рискнешь зайти за установленные рамки – станешь уродом. За идеальными экранными куклами стоят пузатые лысые мужички, которые любят молодых и миленьких. Толпы потребителей слепо поддерживают идеологию далеких от реальности «знатоков моды», так что эти самые куклы истязают себя нездоровыми диетами и покрывают слоями косметики. Надо ведь соответствовать стандартам.
Корали Фаржа погружает зрителя в актуальную тему красоты через колоритных персонажей и их часто утрированные поступки. Элизабет и Сью становятся жертвой, загнанной в ловушку общественного мнения, которое заражает человека болезненными комплексами. Благодаря волшебной сыворотке «некрасивый» изгой расцветает и получает статус секс-символа, но под светом софитов увядает – как духовно, так и физически. Харви гордо заявляет, что он создал Сью – как Виктор Франкенштейн свое Чудовище. Вот только этим самым чудовищем и своеобразным зеркалом человеческих пороков и предрассудков оказывается сам Харви. Корали Фаржа подчеркивает темную сторону «диктатора красоты» крупными планами и акцентом на вредных привычках. У Харви желтые зубы, он постоянно дымит сигарой и не моет руки после туалета. По указке именно этого мерзкого монстра красавица Сью виляет бедрами и впадает в уныние из-за прыщика на ягодицах.
Корали Фаржа сняла этакую суровую версию черной комедии «Смерть ей к лицу» (1992). Здесь тоже ловко сочетаются ужас и юмор – однако по части хоррора «Субстанция» гораздо хардкорнее. Не зря фильм начинается с дисклеймера, предупреждающего о лютых сценах с насилием. Элизабет и Сью попадают в неловкие и часто постыдно смешные ситуации. В попытках стать лучше они лишь ухудшают свое состояние и превращаются в отталкивающее и порицаемое публикой чудище. Элизабет сама причина своих же бед. Она загубила себя ради признания продюсеров и зрителей, причем первые создали ее, чтобы управлять вторыми посредством «общепризнанных» идеалов красоты – их мнениями, потребностями, даже воображением. Женщина, из которой продюсеры слепили идеал, сама не смогла принять себя и полюбить. Элизабет всю жизнь оценивала себя через мнения и реакции других, чувствуя себя живой – принятой – только при вожделенном позитивном отклике от аудитории. Решение «породить» Сью для нее единственный шанс ощутить себя снова живой и «правильной». Созданный жадными монстрами трагичный монстр породил монстра, в сущности которого только предстоит разобраться.
Корали Фаржа в проработке боди-хоррорной составляющей картины не сдерживала свою фантазию. Трансформации Элизабет сопровождаются кошмарно правдоподобными практическими эффектами. Само «рождение» Сью становится яркой метафорой того, что красота, особенно неестественная, – это невыносимая боль. На ток-шоу Сью заявляет, мол, она «просто остается собой», но в изнанке этих слов – кровь и гниющая плоть ее живого «Портрета Дориана Грея». Если в романе Оскара Уайльда красавец заключил свою старость в картине, то Элизабет сама стала брошенным в темной комнате портретом. И все ради шанса вновь почувствовать себя любимой.
Роль Деми Мур в «Субстанции» – одна из самых сильных в ее 40-летней карьере. Благодаря глубокой игре актрисы проникаешься историей агрессивной, печальной и одинокой Элизабет, которая стремительно деградирует в жалкую ведьму. Даже понимаешь самые безрассудные поступки героини. Элизабет ненавидит свою молодую версию – ругает ее за безответственность и жадность. В то же время она не может отказаться от сыворотки, поскольку это, как ей кажется, единственный способ оставаться нужной. Маргарет Куолли не отстает от блистательной коллеги. Она выдает на экране энергичное развитие игривой овечки, которая к зрелищному финалу обращается в кровожадную волчицу.
«Субстанция» – не только критика индустрии красоты, но и умное высказывание о том, как порой сложно договориться с самим собой. В каждом из нас живет второе «Я», совершающее порой непредсказуемые поступки. Корали Фаржа не щадит персонажей, ради жестокой морали помещая их в гипертрофированные ситуации. Фильм длится 2 часа 20 минут, и из-за увлекательно страшного повествования не замечаешь внушительного хронометража. Лишь к финалу ощущаешь некоторую затянутость, поскольку концовку пресытили обилием абсурда и кровавого трэша. Впрочем, эта «размазанность» не помешала Фаржа завершить историю, остроумно замкнув сюжетный круг. Режиссер выжала рычаг странности до предела, к тому же ей удалось сделать «уродливую» картинку стильной, сочной и завораживающей. Экстремальная специфичность в «Субстанции» раскрыта на все сто, и от просмотра этого крепкого боди-хоррора не оторваться.