Хоакин Феникс и Леди Гага отдаются сумасшедшим чувствам в драматическом триллер-мюзикле «Джокер: Безумие на двоих». Увы: сиквел мощной картины Тодда Филлипса можно назвать чуть ли не главным провалом 2024 года. Его не спасают ни культовый статус Джокера, ни Леди Гага со своим звездным флером, ни даже выдающийся актерский талант Хоакина Феникса.
Нашумевший «Джокер» (2019) Тодда Филлипса все-таки обзавелся долгожданным продолжением. Психологический триллер с элементами мюзикла и драмы «Джокер: Безумие на двоих» возвращает на экраны легендарного персонажа из комиксов DC в исполнении Хоакина Феникса, а также представляет версию Харли Квинн, которую сыграла музыкальная дива Леди Гага.
«Джокер: Безумие на двоих» продолжает историю Артура Флека, который после событий первого фильма пребывает в лечебнице Аркхем. Адвокат Артура пытается помочь ему избежать серьезного приговора на приближающемся судебном процессе. Она надеется убедить присяжных и общественность, что у Флека диссоциативное расстройство идентичности – преступления он совершал, будучи под влиянием одной из своих личностей. В ожидании суда Артур встречает в лечебнице пациентку Харлин Квинзель, и между ними вспыхивает роман. Харлин настойчиво подпитывает темную сущность Джокера, который стремительно становится иконой для части жителей Готэма.
В первом фильме Тодд Филлипс представил безукоризненно выверенную драматичную и даже трагичную историю человека, которого семья и общество превратили в монстра. В сиквеле кинематографист продолжает этот рассказ, предлагая понаблюдать за разворачивающейся в лечебнице Аркхем историей токсичной любви. Харлин Квинзель выступает не только личным любовным интересом Джокера, но и олицетворением отношения к нему людей из определенных кругов общества. Как и множество жителей Готэма, Харли Квинн обожествляет безумную, анархистскую и деструктивную сторону Джокера. Она убеждает его, что никакого другого Артура Флека нет. Следовательно, именно он – Артур – ответственен за все жестокие преступления, а не какая-то иная личность в его разбитом на части сознании.
Задумка показать сердечную любовь как последнее, что может сорвать тормоза у безумия, на бумаге кажется любопытной, а на деле рушится, как карточный домик. Начнем с того, что роман Джокера и Харли Квинн, которому в сиквеле уделяется много внимания, вышел слабым. Харлин Квинзель, скорее, персонаж-функция, а не равноценно важная участница «безумной» истории любви. Это поверхностно продуманная сценаристами фанатка Джокера: она возвышает и ценит идею, которую он принес в массы, а не его самого как человека. Отношения героев и их совместный путь не пробуждают особых эмоций. Союз Джокера и Харли Квинн в других произведениях отличался хотя бы эксцентричностью, но и этого в «соразмерных» для этих персонажей масштабах в картине Филлипса нет. Леди Гага уже проявляла себя как достойная актриса в других фильмах, однако в «Джокере 2» из-за посредственного сценарного материала ее героиня больше походит на какой-то нелепый микс пародии, косплея и вариации из фанфика.
В качестве мюзикла – а принадлежность сиквела к этому жанру стала для многих огромной неожиданностью – «Джокер: Безумие на двоих» аналогично не хватает звезд с неба. В фильме используются легендарные композиции разных десятилетий 20 века, и зачастую добрые, лиричные и жизнеутверждающие песни неловко встраиваются в историю о безумной любви. Виной тому и невыразительные в плане идеи, проработки и постановки музыкальные сцены, и вызывающее вопросы вокальное исполнение этих номеров Хоакином Фениксом (непонятно, чем так впечатлилась Леди Гага). Порой от актеров в киномюзиклах даже и не требуется выдающийся уровень вокального мастерства. Однако в «Джокере 2» отсутствие певческого таланта у ведущего актера усугубило остальные недочеты.
Как продолжение трагичной истории Артура Флека «Джокер: Безумие на двоих» тоже не выдерживает критики на фоне первого фильма. Картина 2019 года была исключительно выверенным «портретом» падения маленького человека. Новая история предлагает немного понаблюдать за его душевными терзаниями и разбухающим эго, подпитываемым «любовью» Харлин и обезумевшей толпы. Однако авторам не удалось проработать сценарий так, чтобы главный герой проходил через серию драматически отточенных перипетий и в финале это ознаменовывалось бы катарсисом. Хоакин Феникс все еще старается в роли Артура Флека, но из-за скучного, плохо продуманного в деталях и в целом откровенно слабого материала особого эффекта его актерские труды не дают.
Визуальная составляющая нового «Джокера» получилась блеклой по меркам прошлого фильма. Режиссер Тодд Филлипс и оператор Лоуренс Шер уже не так тонко и точно подчеркивают тревожное, мрачное и безумное настроение тех или иных сцен. Львиная доля сюжета разворачивается на территории лечебницы Аркхем – легендарной локации из вселенной Бэтмена. Однако создатели сиквела не потрудились проработать «образ» этого места и не сделали его своего рода отдельным героем истории – хотя фильму, учитывая идею, это пошло бы на пользу. В «Безумии на двоих» лечебница Аркхем – это такая безликая локация, ничем особым не выделяющаяся на фоне множества подобных «психушек» из других проектов. Авторы бездумно упустили возможность насытить, сгустить атмосферу картины и через главную локацию ярче представить персонажей, оказавшихся в ее стенах. Тем удивительнее, что сиквел выглядит хуже фильма 2019 года – при том, что его бюджет раздулся почти в 4 раза ($200 млн против $70 млн у первого «Джокера»). На инфляцию все не спишешь, и остается большим вопросом, на что ушли деньги.
После грандиозного успеха «Джокера» восторженные зрители и критики поставили сиквелу высокую планку ожиданий. Тодд Филлипс и его команда в попытке продлить нашумевшую историю – которой, в общем-то, и не нужно было продолжение – потерпели грандиозное фиаско, одно из самых громких в киноиндустрии за 2024 год. На фоне виртуозного, выверенного от и до первого фильма вторая часть получилась сомнительной, посредственной и откровенно неудачной практически во всех аспектах. Причем провальной и в творческом, и, судя по новостям о сборах на старте, в финансовом планах. Все идет к тому, что если фильм «Джокер: Безумие на двоих» и будут вспоминать, то лишь как наглядный пример «провального сиквела».