10 октября в российский прокат ворвался трэш-хоррор «Ужасающий 3» (18+) с фирменным для трилогии Дэмиена Леоне ультранасилием. Арт в харизматичном исполнении Дэвида Ховарда Торнтона стал еще злее и опаснее – он укрепил статус новой иконы ужасов, наравне с Джейсоном Вурхизом и Фредди Крюгером. Мы думали, что в первых двух частях (2016, 2022) клоун-маньяк уже выдал весь свой арсенал шокирующего, лютого, неприличного хаоса – но, как показывает третий фильм, тогда Арт лишь разогревался…
После резни в «Ужасающем 2» прошло пять лет. В тот роковой Хэллоуин выжили только Сиенна Шоу (Лорен ЛаВера) и ее младший брат Джонатан (Эллиотт Фаллэм). Сиенна после длительного курса лечения в психлечебнице возвращается в родной округ Майлз, чтобы отпраздновать Рождество с семьей тети и Джонатаном. Девушка убеждена, что Арт мертв – она ведь отрубила ему голову. Но этот клоун – не просто маньяк, а демоническое существо. Поэтому он восстанавливается и, дождавшись возвращения Сиенны, выходит на новую охоту. Сиенна должна вновь вооружиться волшебным мечом, дабы остановить зло. Однако теперь Арт действует не в одиночку: клоуну помогает его сбежавшая из психлечебницы подруга Виктория Хейз (Саманта Скаффиди).
Зайдем с козырей: в «Ужасающем 3» Дэмиен Леоне превзошел себя по части хардкорных ужасов. Градус жести накалился, кровищи стало больше. Во время просмотра невольно морщишься и вздрагиваешь от ужасающе правдоподобных практических эффектов. От экрана сложно оторваться – по крайней мере, фанатам жанра, – поскольку хочется узнать, куда заведет Арта его больная фантазия и почему зло внутри него настолько беспощадно и бескомпромиссно.
Арту скучно просто убивать людей, поэтому он придумывает разные садистские «развлечения». В третьей части способы расправ стали еще более пугающе изобретательными. Арт устраивает отвратительную пытку крысами и использует азот, чтобы сотворить живую ледяную скульптуру и затем разбить ее молотком. Даже в обыкновенной слэшерной бойне с топором и бензопилой он ухищряется поразить новыми выкрутасами, издеваясь над жертвами и продлевая им боль. Резня бензопилой в душе по части кровавого безумия войдет в топ самых отвратительных сцен убийств во франшизе и в истории ужасов вообще.
При всей экстремальной брутальности нового «Ужасающего» Арт успевает посреди этой кровавой каши злобно шутить – в своем стиле. Дурашливый юмор клоуна, как и прежде, вызывает смешанные эмоции. Не часто в слэшерах увидишь убийцу, который мочится на коленках у Санты и решает поиграть с жертвой в, извините, «бензопильного проктолога». К третьей части надо бы уже привыкнуть к чувству юмора демонического психопата, но не получается – он все еще удивляет.
Хотя Дэмиен Леоне много внимания уделил кровавому экшену в «Ужасающем 3», с сюжетом все-таки вышла недоработка. Да – от этой серии не стоит ждать глубокого и вдумчивого содержания. В первой части рассказали о практически неубиваемом маньяке. Во второй сверхъестественную сторону убийцы лениво дополнили типичными разборками «избранной» и демонов. Подчеркнули религиозный мотив спорной сюрреалистичной психоделикой в духе «Кошмара на улице Вязов». В третьей главе Леоне продолжил развивать чудаковато-жуткую и простую историю, но с ее подачей не справился. Ряд сюжетных линий будто существует отдельно друг от друга. Создается впечатление, что это не фильм, а сборник хоррор-короткометражек на тему Рождества. Фрагментированность «Ужасающего 3» сказывается на целостности истории, из-за чего не удается полностью погрузиться в мрачную атмосферу, а суетливость сюжета сбивает хоррорное напряжение. Неровность в передаче «ужасающего» настроения истории особенно становится очевидной на фоне, например, леденящей душу сцены убийства Элли (Кэйси Хартнет), подруги Сиенны, во втором фильме.
Проблемы франшизы «Ужасающий» с повествованием должна решить уже утвержденная четвертая часть. В «Ужасающем 3» Дэмиен Леоне слишком увлекся мрачными приколами над рождественскими традициями и расширением масштаба ужаса. Поэтому нагнетающий саспенс остался в первых двух частях – особенно в первой – и уступил место беспорядочной резне. Даже кошмарная завязка быстро забывается, поскольку эпизод с расправой как самостоятельный скетч не приводит ни к каким последствиям. Арт зашел в случайный дом, потому что Леоне нужно было извратить рождественскую традицию дожидаться ночью Санта-Клауса. Таким образом одна из самых тревожных сцен фильма оказалась пустышкой в повествовательном плане. Напрашивается досадный вывод, что сама история имеет для автора второстепенное значение.
Впрочем, шероховатости в сюжете не кажутся критическими – «Ужасающий» цепко держит уровень крепкого и острого хоррора. Арт страшно жестит, адски дурачится и кровавым ураганом проносится по Майлзу. Открытая концовка непременно заставит фанатов с ужасом ждать следующей части, где наверняка будет еще больше лютых сюрпризов.