Бес
Славянская мифология
Бесы – это зловредные духи. Когда-то они были ангелами, но взбунтовались против Бога и были изгнаны с небес в ад – в преисподнюю, где правит дьявол. Бесов частенько ставят рядом с чертями, схоже изображают – с рогами и копытами, однако на самом деле между ними есть разница. Бес всегда несет человеку зло, его дела направлены на растление души. Черт – как получится: если ему надо, он может и пособить, и навредить. Чертям в церковь вход заказан, а вот бесы туда проникнуть могут – воспользовавшись даже самыми маленькими «нехорошими» думками прихожан. Бесы внушают людям дурные мысли, искушают, даже являются причинами болезней – когда человек из-за надуманных, не проверенных реальностью выводов буквально «чахнет».
Согласно христианскому учению, бесы могут являться людям в разных обличиях, а также могут подчинять себе тела и даже души людей. Вселение беса в человека называется одержимостью или беснованием. В Русской православной церкви есть специальный регламент обряда экзорцизма: его может проводить только получивший особое благословение священник, и перед практикой «одержимого» должны проверить на психические заболевания. В психиатрии раньше существовал диагноз «какодемономания» – когда человек был одержим мыслью о вселении в него беса.
В русской литературе бесы и черти представлены в достатке. В фольклоре и произведениях, основанных на нем, чаще встречаются взаимодействующие с героями черти – как в повестях Николая Васильевича Гоголя. Хотя в «Сказке о попе и работнике его Балде» (1840) наравне упоминаются и бесы, и черти. Образы бесов, связанные с ними метафоры и аллегории, обычно задействуют в тех произведениях, где надо задуматься о подтексте и контексте. Так, стихотворение «Бесы» (1830) Пушкин создавал в непростой период и в личном плане, накануне больших перемен в своей жизни, и после подавленного восстания декабристов (1825). Роман «Бесы» (1872) Федора Михайловича Достоевского называют предсказанием революции 1917 года: в нем нет сверхъестественной бесовщины, но есть бесовщина нравственная, которая выкладывает благими намерениями дорогу в ад.
Прекрасный пример бесовских проделок можно увидеть в отечественной трагикомедийной притче «Монах и бес» (2016) Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова. Тема экзорцизма, изгнания бесов – да, это их в западной традиции называют демонами – в кино встречается намного чаще. «Изгоняющий дьявола» (1973), «Заклятие» (2013), «Обряд» (2011), «Избави нас от лукавого» (2014) – и это только несколько нашумевших картин о нечисти.
Хель
Германо-скандинавская мифология
Хель – дочь Локи и великанши Ангрбоды, которая правит царством мертвых, Хельхеймом. В скандинавских мифах говорится, что к Хель отправлялись те воины, кто умер от старости или болезни, не попав в вожделенную Вальгаллу.
Хель считают воплощением страха и жестокости. В одном из произведений XII века упоминается, что одна половина ее тела черно-синего цвета, а другая – мертвенно бледная (или кроваво-красная), выше пояса она выглядела как живая женщина, а ниже – как разлагающийся труп. У Хель был трехногий конь, на котором она передвигалась по местам побоищ и захоронений и пробуждала мертвецов. В ряде преданий Хель описывают так: обнаженная, с окровавленными губами и сверкающими яростью глазами, на ее теле виднелись лоскуты человеческой плоти, а в руках она держала отрубленные головы своих недругов.
Последние 20 лет интерес к скандинавской культуре высок, и потому образ Хель часто используют в массовой культуре – в книгах, комиксах, видеоиграх (World of Warcraft, Tomb Raider: Underworld и т.д.). В честь нее называют группы, ей посвящают песни – особенно в этом преуспели рок-металлисты. Пожалуй, самое яркое и запоминающееся появление богини в кинематографе – Хель в исполнении Кейт Бланшетт в фильме «Тор: Рагнарек» (2017). У Marvel Хель зовут Хела – это древненемецкий вариант ее имени.
Черная Аннис
Легенды Англии
Ведьма-людоедка с синим лицом, черными, как смоль, волосами, страшными когтями и острыми клыками – так английский фольклор описывает Черную Аннис. Согласно легенде, ведьма жила в окрестностях графства Лестершир (Центральная Англия) в пещере под старым дубом, которую вырыла собственными когтями. С наступлением темноты Черная Аннис нападала на одиноких путников и воровала через окна домов детей, чтобы полакомиться человечиной.
Дабы защититься от жуткой Черной Аннис крестьяне Лестершира делали в домах маленькие окна и вывешивали специальные обереги – амулеты и «ведьмины травы», которые отпугивали нечисть. Также существовал обряд, символизирующий победу над злом, его проводили в начале весны, в Пасхальный понедельник, разгуливая по главному городу графства Лестеру с вымоченной в анисовом семени дохлой кошкой. Кошка символизировала как раз «поверженную» Черную Аннис, а заодно прошедшую зиму со семи ее тяготами.
Прототип Черной Аннис можно увидеть в фильме «Первая ведьма» (2019). В сериале «Роковой патруль» (2019-2023) и комиксах Черная Аннис – одна из личностей Джейн, с каноничными длинными когтями и синим лицом.
В 1999 году Джоан Роулинг опубликовала ряд заметок из газеты для волшебников «Ежедневный пророк», среди которых, в частности, есть письмо от Черной Аннис. Она сетовала, что старух вроде нее обвиняют в людоедстве и предлагала свои услуги в качестве няни.
Дуллахан
Ирландская мифология
Более известный как Всадник без головы, злой дух дуллахан считается предвестником смерти. Того, кому он явится на своем вороном коне или на мрачной повозке с погребальным саваном, ждет скорая гибель.
Согласно легендам, дуллахан всегда одет в черное одеяние и появляется ночью. Под правой подмышкой он держит свою голову с ярко светящимися глазами и растянувшимся в противной ухмылке ртом. В левой руке у него хлыст из человеческого позвоночника – но не чтобы хлестать коня, а чтобы давать затрещины тем, кто полюбопытствовал и посмотрел в его сторону.
Ирландцы верят, что для дуллахана нет никаких препятствий – он преодолеет любые, даже самые высокие и неприступные преграды, и доберется до обреченного на смерть. Единственное, что может отпугнуть дуллахана – золото. Считается, если бросить перед ним на дорогу золотую вещь, дуллахан исчезнет.
Образ Всадника без головы популярен в массовой культуре. Ему посвящены книги и множество фильмов. Одной из самых известных, пожалуй, является «Сонная лощина» (1999) Тима Бертона с Кристофером Уокеном в образе зловещего Всадника.
Дуллахана можно увидеть в сериалах «Зов крови» (2010-2015) и «Сонная лощина» (2013-2017). Забавное «камео» похожего на дуллахана персонажа есть в телефильме «Страна фей» (1999). Хотя сама картина романтичная и незатейливая, образ всадника там каноничный: черный плащ, огнедышащий конь, хлыст в виде человеческого позвоночника и отрубленная голова цвета заплесневелого сыра.
Диббук
Еврейский фольклор
Согласно еврейским поверьям, отягощенная грехами и утратившая способность к реинкарнации душа ищет пристанища в чужом теле. Именно поэтому диббук – злой дух, способный вселиться в человека, захватив контроль над его телом и душой. После вселения диббука человек становится агрессивным, вредит себе и окружающим, его лицо искажается, он начинает изъясняться на неизвестном языке и сыпать проклятьями. Однако иногда диббук может быть заточен и в каких-либо предметах, и тогда несчастья происходят с их владельцами.
В Сети в свое время получила известность история американца Кевина Манниса, который якобы столкнулся с Диббуком в реальности. В 2003 году он купил на eBay антикварный ящик-шкаф для вина. Владелица заверяла, что ее бабушка проводила спиритический сеанс и, вызвав злобного духа, заперла его в этом самом шкафу. Манниса это не смутило. Он забрал диковинку и отвез в свою мастерскую, где собирался отреставрировать. Потом приемщица в мастерской рассказала ему, что из помещения, где стоял ящик, доносились жуткие звуки, и попросила его убрать прочь эту странную вещь. Тогда Маннис забрал ящик домой. Все время, пока шла реставрация, ему снились мучительные ночные кошмары, после которых на теле появлялись синяки. Но Кевин Маннис как-то не связывал это с ящиком. Завершив работу, он подарил антикварную диковинку своей матери, у которой чуть ли не в тот же день случился инсульт. Злополучный ящик сменил еще несколько владельцев, от него постоянно отказывались по разным мистическим причинам, и в конце концов он оказался в «Музее с привидениями» в Лас-Вегасе.
Историей Кевина Манниса вдохновился режиссер Уле Борнедаль, снявший в 2012 году хоррор «Шкатулка проклятия» с Джеффри Дином Морганом. Вообще, диббук – один из самых «кинематографичных» существ. Дух так или иначе фигурирует в целом ряде хорроров, снятых и в США, и в Европе, и в Индии (нет, без песен и танцев) – «Диббук» (1937), «Нерождённый» (2009), «Серьёзный человек» (2009), «Демон» (2015), «Эзра» (2017), «В прах» (2018), «Диббук» (2019) и многих других.
Ракшасы
Индуизм и буддизм
Считается, что ракшасы – собирательный образ темного начала, всего, что несет человеку страдание и зло. По одной из версий, ракшасы когда-то были заядлыми грешниками – убивали людей, ели человеческую плоть или крали пожертвования, – и в результате реинкарнации вернулись к жизни в уродливом облике, сохранив злое нутро. По другой – это древние демоны-людоеды. В эпосе «Рамаяна» же говорится, что ракшасов создал бог творения Брахма, дабы те охраняли воды.
Изображали ракшасов в разное время и в разных традициях толкования по-разному. Чаще всего это свирепые косматые чудовища с огромными клыками, острыми ядовитыми когтями и кроваво-красными глазами.
Согласно индийским поверьям, ракшасы могут вселяться в людей, когда те принимают пищу, затем причиняют им боль, доводят до болезней и сумасшествия. Особенное время их силы – ночь, тогда ракшасы могут менять обличье. Причем они обращаются и в животных, запугивая человека, крича вокруг домов по-обезьяньи и по-птичьи, лая и рыча, и в других людей – например, в возлюбленного или возлюбленную, чтобы заполучить доверие жертвы. С первыми лучами солнца ракшасы слабеют и возвращаются обратно в тень.
В кинематографе встретить ракшасов можно в сериале «Улица демонов» (2017) и в экранизации индийского эпоса «Махабхарата» (2013). В «Сверхъестественном» (2005-2020) ракшаса засветился во 2 серии 2 сезона в обличии клоуна, который втирался в доверие к детям и убивал их родителей.
Йорогумо
Японская мифология
В японских легендах ёкай (существо, объединяющее в себе черты духа, призрака и оборотня) йорогумо описывают как огромного паука, который обладает способностью перевоплощаться в привлекательную женщину. В человеческом облике он соблазняет жертву, заманивает ее в свои «сети», а затем пожирает.
В разных уголках Японии рассказывают разные истории о Йорогумо, но всегда с одинаковыми концовками: «мужчина умер». Например, в популярной у западных туристов Сидзуоке на полуострове Идзу с ёкай-пауком тесно связан живописный лес, на севере примыкающий к горе Фудзи. Говорят, в стародавние времена там пропало множество лесорубов: их топоры, затупленные и испорченные, находили, а вот их тела и кости – нет. Рядом с местами, где те оставили свои последние насечки, висели клочья вязкой, густой паутины. Некоторые жены тех лесорубов, отправившиеся на поиски мужей, уверяли, что за ними в лесу наблюдала красивая смеющаяся женщина, но на оклики она не отзывалась и к людям не выходила.
Йорогумо – популярный ёкай японской культуры, особенно в манге, аниме и фэнтези-дорамах. Ярко этот образ задействован в картине «Дороро: Легенда о воине» (2007). Еще «дальнюю родственницу» йорогумо можно встретить в мультсериале «Гравити Фолз» (2012-2016) – да-да, речь про Дарлин из «Загадочной горы», с которой пытался флиртовать дядя Стэн.
Буньип
Фольклор австралийских аборигенов
Название этого существа в переводе с языка коренных жителей Австралии означает «демон» или «злой дух». Описывают буньипа как чудовище с вытянутым телом, покрытым не то шерстью, не то перьями, хвостом как у крокодила, клыками как у моржа и плавниками вместо ног. Обитает буньип на дне водоемов, а по ночам поднимается на поверхность, чтобы охотиться. Согласно поверьям коренных австралийцев, буньип любит поживиться человеческой плотью, особенно женской.
Помимо легенд и страшилок, о буньипах существуют также различные записи, сделанные европейцами во времена колонизации Австралии. Свидетельств об этом чудище много, и некоторые всерьез полагали, что у сказок про буньипа может быть реальная основа. Было предпринято немало попыток доказать существование буньипа – как ныне живущего или вымершего животного. Однако на сегодняшний день он считается реальным только в рамках криптозоологии – псевдонауки, изучающей неизвестных реальной науке существ вроде снежного человека.
Увидеть буньипа можно в австралийском независимом триллере «Красный залив» (2016). В фильме «Годзилла 2: Король монстров» (2019) буньип – спящий рядом со знаменитой оранжевой скалой Улуру (Австралия) титан, которого разбудил кайдзю Кинг Гидора. Также буньип засветился в мультсериале «Семейство Сатурдей» (2008-2010) о криптозоологах, которые защищают людей от «непознанных» монстров. Существует также «болливудская» африканская версия буньипа в фильме «Chander Pahar» (он же «Mountain of the Moon», «Лунная гора», 2017).