В эти промозглые осенние дни режиссер «Щегла» (2019) и «Бруклина» (2015) Джон Краули предлагает согреться в кино теплой историей любви. 31 октября Эндрю Гарфилд и Флоренс Пью отправились покорять сердца российских зрителей с мелодрамой «Время жить». Картина способна растрогать и влюбить в себя и в обаятельных героев, однако выжать из зрителя искреннюю слезу не может – хотя лирических страданий тут предостаточно.
Тобиас Дюран (Эндрю Гарфилд) переживает не самый простой период в жизни. Они с супругой решили разойтись. Тобиас в одном халате отправляется в магазин купить ручку, чтобы подписать документ о разводе. В своем апатичном и несколько помутненном состоянии Тобиас бездумно выходит на дорогу – и его тут же сбивает машина. За рулем оказывается талантливый шеф-повар Альмут Брюль (Флоренс Пью). После несчастного случая молодые люди влюбляются и становятся парой. До свадьбы дело не доходит, но у Альмут и Тобиаса рождается дочь. Счастливая семейная жизнь начинает рушиться, когда Альмут ставят смертельный диагноз – ей диагностируют рак яичника. Девушка соглашается пройти химиотерапию. Понимая, что шанс выжить невелик, она решает за отведенные ей месяцы добиться успехов в карьере – хотя врач советует сделать перерыв в работе, – и при этом успеть побыть с семьей.
Во «Времени жить» Эндрю Гарфилд и Флоренс Пью показывают на экране живой, озорной и интригующий романтический дуэт. Во многом Тобиас и Альмут привлекают тем, насколько они разные. Тобиас – робкий и немного неуклюжий. Альмут – энергичная и бойкая оторва. Настроение картины вторит характерам главных героев: меланхолия перетекает в драйв и наоборот, создавая то динамичный, то трепетный и плавный водоворот событий. Поэтому, несмотря на предсказуемость сюжета, следить за наполненным контрастами повествованием интересно. К тому же в истории гармонично переплетаются естественный юмор, нежная романтика и глубоко человечная драма.
Джон Краули учел ошибки скупого на эмоции «Щегла» и насытил свой новый фильм чувственными моментами. Однако если прежде был «недолет», то теперь – «перелет»: режиссер, будто не сумев нащупать баланс, банально переборщил. В определенный момент трогательность истории Тобиаса и Альмут превращается в топорную слезливость. Поэтому искренне, глубоко проникнуться душераздирающей – в теории – историей не выходит.
Главная проблема «Времени жить» даже не в чрезмерной сентиментальности, а в формате повествования. Фильм охватывает около десяти лет из совместной жизни Альмут и Тобиаса, однако события поданы разбросанными во времени фрагментами – не в хронологическом порядке. После эпизода с их знакомством зрителей отправляют в период лечения Альмут, а затем – к рождению их с Тобиасом ребенка. Поначалу такой смелый стиль увлекает. Джон Краули будто представляет свою картину как этакий оживший фотоальбом, благодаря чему создает особую душевную атмосферу в первой трети хронометража. Ощущения от просмотра такие, как когда разглядываешь старые фотографии или просто погружаешься в воспоминания, и память кидает от одного события к другому, хотя произошли они в разное время. Однако ближе к середине от временных скачков уже устаешь. Краули показал обыденные жизненные ситуации естественными и уютно-притягательными. Химия между Гарфилдом и Пью очаровывает с первых минут просмотра. Насладиться же этими преимуществами в полной мере не удается, поскольку фильму не хватает плавности и выдержанности. Нет «тихой» и неторопливой любви, которая позволила бы зрителям теснее сблизиться с героями.
Джон Краули не смог использовать на пользу картины рискованный «разбросанный» формат. Есть лишь отдельные сильные части, которые дарят яркие впечатления. Эпизод с нестандартными родами удивительным образом одновременно заставляет переживать и веселит. Линия тяжелой подготовки Альмут к кулинарному соревнованию стала эмоциональным центром истории. Досадно, что грубо смонтированные «временные скачки» и неспособность Краули правильно расставить акценты и добиться необходимой эмоциональной глубины сдерживают потенциал истории сильной любви и превращают фильм в механичное чередование милых эпизодов. Даже секс-сцены, которые так смутили при съемке оператора Стюарта Бентли, не работают на сто процентов – пламя страсти гасят, не дав ему толком разгореться. Прямо перед лиричным финалом начинает казаться, что вот-вот все-таки пустишь долгожданную искреннюю слезу. Но не успеваешь схватиться за этот «эмоциональный шарик», как он лопается о титры.
«Время жить» – это добрый и в какой-то мере духоподъемный фильм. Он доказывает, что надо бороться за светлые мгновения, из которых состоит жизнь. Сцены, где главные герои, несмотря на семейную трагедию, радуются важным мелочам, вызывают теплые чувства и улыбку. Однако у Краули были все карты на руках, чтобы пронзить сердца зрителей чем-то более возвышенным и крепким. Режиссер слишком понадеялся на то, что Пью и Гарфилд, а также вызывающая сочувствие тема тяжелобольных людей сами по себе – и без лишних усилий с его стороны – проторят фильму дорожку к сердцам зрителей.