Оскароносный режиссер «Гравитации» (2013) Альфонсо Куарон вернулся на экраны с первой за шесть лет работой после «Ромы» (2018). 8 ноября вышел финальный 7 эпизод его мини-сериала «Все совпадения неслучайны» по роману (2015) Рени Найт с Кейт Бланшетт в роли журналистки, скрывающей мрачный секрет. Трейлер обманчиво дразнит тайнами в духе остросюжетного детектива. На деле это психологический триллер или даже простая человечная драма о принятии травмы. Однако «обман» не делает сериал менее достойным просмотра.
Кэтрин Рэйвенскрофт (Кейт Бланшетт) – успешная журналистка-документалист из Лондона. Она счастлива в браке с любящим мужем Робертом (Саша Барон Коэн), хотя не может наладить отношения с непутевым сыном Николасом (Коди Смит-Макфи). В одно мгновение ее выстроенная за годы усердной работы репутация оказывается под угрозой. В руки Кэтрин попадает книга «Идеальный незнакомец» от таинственного автора. Содержимое романа удивительно точно передает события 20-летней давности, когда Кэтрин с семьей отдыхала в Италии. В те теплые деньки Роберт из-за работы был вынужден вернуться домой и оставить жену с маленьким сыном одних. Тогда Кэтрин познакомилась с парнем по имени Джонатан Бригсток (Луис Патридж), встреча с которым изменила ее жизнь. Это могла быть простая история об измене, если бы юноша трагически не погиб на тех роковых итальянских каникулах.
Альфонсо Куарон ловко жонглирует зрительскими чувствами. Во время просмотра сложно занять конкретную позицию и сопереживать только лишь тому или иному персонажу. Можно понять действия каждого героя, проникнуться его проблемами. В то же время ни на кого в сериале нельзя посмотреть без хотя бы щепотки осуждения. Во многом благодаря противоречивым персонажам сериал «Все совпадения неслучайны» по-настоящему «дышит». Повествование объемное и естественное.
Куарон создал такую волнительную историю, потому что бережно подошел к адаптации романа Рени Найт. Да, он изменил отдельные сюжетные линии, насытив их драйвом и страстью, но при этом сохранил сложные характеры и неторопливый темп. В сериале – как и в книге – множество скачков между прошлым и будущим. Однако плавное развитие событий не дает запутаться, «путешествие во времени» делает погружение в тайны Кэтрин только увлекательнее и откровеннее. Хотя при сравнении с книгой некоторые «экранные» повороты событий кажутся искусственными. Например, «книжной» сцене со скандалом Кэтрин и Роберта веришь куда охотнее.
Детективная составляющая в романе Рени Найт «Все совпадения случайны» (в России название книги «Disclaimer» перевели именно так) откровенно слаба. Главный акцент – на переживаниях Кэтрин и последствиях ее решения держать в секрете события прошлого. На самом деле с первых строк понятно, что это история не про расследование, оно выступает второстепенным «персонажем». Есть незамысловатая тайна, подробности о которой знает одна лишь Кэтрин. Читатель плавно подбирается к истине, собирая ее по частям. До последней страницы сложно оторваться от чтения – хочется узнать, что же случилось в Италии и к чему приведут все раскиданные по сюжету намеки. Удивительным дополнением к такому типичному «пляжному» чтиву для разового развлечения стало то, насколько глубокий эмоциональный портрет травмированного человека получился у писательницы.
Альфонсо Куарону удалось перенести интригу из книги в сериал. К тому же он насытил ее дополнительными действиями персонажей, которые добавили почти лишенной динамики истории экшена и напряжения. Из-за простой детективной линии многие события хотя бы частично можно предугадать. Однако Куарон умелой постановкой играет со зрительским вниманием, аккуратно выдавая один фрагмент полной картины за другим. Поэтому к финалу, с почти всеми сюжетными картами на руках, не перестаешь теряться в догадках и сомневаться в собственных суждениях. Впрочем, опять же по сравнению с книгой главная тайна не так впечатляет. Рени Найт одной строчкой, не сбивая спокойное повествование, перевернула сюжет и превратила загадочную историю с тревожными нотками в разрушающий все предпосылки к романтике мрак. Если в книге переход казался цепким и неожиданным, то в адаптации – неровным и предсказуемым. Впрочем, это не лишает сериальную концовку мощного эмоционального стержня.
«Все совпадения неслучайны» – это как «Большая маленькая ложь» (2017-2019), но проще. Те же семейные секреты с акцентом на женские переживания крутятся вокруг непростых обстоятельств смерти. Вот только по части гнетущей атмосферы и головоломного сюжета триллер с Кейт Бланшетт значительно уступает более успешному предшественнику. Это камерная история, которая не вскружит голову твистами, зато точно растрогает и зацепит выверенной атмосферой таинственности. Если ждете захватывающий бодрый сюжет, то разочаруетесь. Хотите эмоций и чувственных сцен – будет чему удивиться. Альфонсо Куарон снял ориентированную на исследование травмы крепкую драму, которая умело маскируется под триллер. Простим ему столь соблазнительный обман.