14 ноября в российский прокат постучался триллер «Еретик». Маньячный Хью Грант говорит со зрителями о Боге, и речи его звучат… любопытно. Две мормонки в исполнении Софи Тэтчер и Хлоя Ист дают ему отпор, что приводит к интригующему противостоянию. Вот только спорная развязка конфликта пусть и не уничтожает крепкую задумку, но размазывает ее неуверенными сюжетными штрихами.
Две мормонки Барнс (Тэтчер) и Пакстон (Ист) получают от старейшины новое задание. Им поручено обратить в свою веру мистера Рида (Грант) и его жену. Девушки прибывают в дом супружеской пары, но неожиданно оказываются в ловушке. Мистер Рид не позволяет им уйти и заставляет сыграть в игру, правила которой не объясняет. Мужчина красноречиво рассказывает о бессмысленности всех религий в истории человечества и предлагает узницам найти выход из дома, войдя в одну из двух дверей. Одна как-то связана с верой, а другая – с неверием. Что скрывается за дверьми, чего добивается мистер Рид и как решить его задачку с неизвестными переменными? На эти вопросы сестры Барнс и Пакстон должны ответить, пройдя «испытание веры».
Перед просмотром «Еретика» ожидаешь фильм-головоломку с маньяком в напичканном опасностями доме-лабиринте. Этого нет. Никаких неожиданных ловушек из «Коллекционера» (2009, 2012) или эффекта маньячного преследования а-ля «Не дыши» (2015, 2021). Пугаться в «Еретике» почти нечего – за исключением пары сцен с внезапной жутью. Однако отсутствие хоррора полностью возмещают любопытные диалоги. Получился вдумчивый разговорный триллер, во время просмотра которого цепляешься за каждое произнесенное слово в надежде раскрыть тайну. На экране кусочек за кусочком медленно выстраивается объемная картина, изобретательно проясняющая суть происходящего. Филлерных фраз нет – каждая ранняя реплика в нужный момент «выстреливает», из-за чего само собой вырывается: «Ах вот оно что!».
Режиссеры Скотт Бек и Брайан Вудс умело удерживают внимание зрителя. Злодей до конца не объясняет свои мотивы, дразня Барнс и Пакстон лишь намеками. Мы вместе с героинями пытаемся добраться до истины, перепрыгивая от теории к теории, пока мистер Рид коварно улыбается. Даже когда начинаешь убеждаться в одном предположении, новые сюжетные повороты заставляют усомниться в нем. Благодаря гнетущей и местами «удушающей» камерной обстановке почти невозможно отвлечься от потока мыслей о том, что же скрывает мистер Рид и к какой «истинной религии» он пришел в своих суждениях. Что именно он хочет донести до пленниц и как с ними поступит, когда они разгадают головоломку? Ужасающего хардкора или напряженных расправ можно не ждать. Но и без этих хоррорных «фантиков» «Еретик» надолго запомнится. Его захочется и пересмотреть, чтобы со знанием концовки поискать подсказки к секрету мистера Рида.
«Еретик» – больше не про убийства, а про поговорить. Тем не менее, кровь здесь есть. Это острое и смелое кино, которое в нужный момент показывает «зубки». Скотт Бек и Брайан Вудс не щадят персонажей, доказывая зрителям, что никто не в безопасности. Почти весь фильм дуэт сохраняет спокойный темп повествования, лишь ближе к финалу сбивая его экшеном. Резкие повороты событий дарят яркие впечатления. Однако этот редкий, но меткий по эмоциональной составляющей экшен в то же время оказался самой слабой частью фильма. Бек и Вудс будто расслабились, решив разрешить свою головоломку сюжетной линией выживания с ленивыми хоррор-шаблонами. Динамичная развязка подходит истории сюжетно, но лишает ее напряжения. Авторы не смогли довести интересную задумку до креативной концовки, выбрав наиболее легкий путь к раскрытию сложной темы столкновения религиозных взглядов. Предполагавшийся шокирующим финал не поражает так, как ранние события в фильме. В итоге старательно выстроенный саспенс рассыпается так же безбожно, как жуткий очаровашка Хью Грант орудует на экране лезвием.
Большой злой Еретик играет с набожными пленницами в дьявольскую интеллектуальную игру, надеясь подловить их на неверии и заставить засомневаться в самой сути религии и церкви. Как назло, девушки оказываются слишком любознательными и внимательными. Такого злодей, видимо, не ожидал от представительниц консервативного религиозного сообщества. Пленницы указывают негодяю на то, что своими пафосными речами о свободе выбора в доме-ловушке он вуалирует полное отсутствие этого самого выбора. Даже момент с двумя дверьми приводит их к разочаровывающему выводу: обратите внимание, куда ведет дверь, которой героини не отдали предпочтение. На самом деле почти весь сюжет такой: он обманывает зрителей намеками на большую тайну и нелинейность событий, но выдает лишенную вариативности дорогу от пункта «А» в пункт «Б». С одной стороны, это подчеркивает коварность плана Еретика, который продумал каждый ход пленниц. С другой – лишает зрителя адреналиновых игр с маньяком на уровне «Пилы» или «Семи» (1995). История о пути к истине вышла мрачно увлекательной, но из-за «недожатой» концовки складывается ощущение, что триллер мог быть многослойнее и хитрее.