​«Носферату»: Тьма во плоти

Роберт Эггерс показывает истинное зло в образцовом ремейке классики ужасов.

1838 год, Висборг, Германия. Молодой риэлтор Томас Хуттер (Николас Холт) отправляется в Трансильванию к новому таинственному клиенту – эксцентричному графу Орлоку (Билл Скарсгард). Тот ведет затворнический образ жизни в своем уединенном замке. Томас должен подписать с Орлоком договор о продаже дома в Висборге. Однако на самом деле Орлок преследует иные цели. Графа влечет к Эллен (Лили-Роуз Депп) – страдающей от приступов лунатизма жене Томаса. Через наивного риэлтора граф намерен выйти на Эллен и вкусить ее кровь. Если он не получит желаемого – его гнев обратится беспощадной чумой.

До «Носферату» Роберт Эггерс снял только три полнометражные картины, но уже зарекомендовал себя как мастер визуального искусства. Его работы полны символизма, броских и часто экстремально жестких образов на грани абсурдной комедии и удивительно притягательного холода. Четвертым фильмом он укрепил статус, состряпав настоящее пиршество для глаз. «Носферату» – ремейк, поэтому Эггерс сохранил некоторые визуальные эффекты Мурнау – вроде надвигающейся зловещей тени графа Орлока. Однако даже такие узнаваемые ходы не смотрятся вторично, поскольку они близки самому Эггерсу. Режиссер с легкостью передал дух оригинала, не утратив своего фирменного стиля. При этом характерную для немого кино утрированную эмоциональность героев он использовал для создания гипертрофированной картины подлинного зла с сияющими в полумраке глазами.

Кадр из фильма «Носферату» (2024)


Граф Орлок – скорченная изюминка нового «Носферату». Собственно, так и должно быть в фильме о вампире, но в современном кино превратить классический карикатурный образ в правдоподобное зло непросто. Роберт Эггерс, Билл Скарсгард и команда гримеров справились с этой задачей. Новый Орлок в общих чертах напоминает оригинального в исполнении Макса Шрека и в то же время сильно далек от него. Зло на экране присутствует с первых секунд, оно ощущается в каждой тени, но предстает во всей красе только ближе к финалу. И когда оно появляется, не возникает вопросов к реальности древней угрозы, которая столетиями пьет кровь невинных. Тело Орлока гниет, он буквально зловонный ходячий труп – это отсылает к каноничным фольклорным описаниям вампиров, где они нежить, а не сияющие Эдварды Каллены. Его дыхание сбито – вот-вот этот дряхлый старик выплюнет собственные легкие. Однако тяжелый взгляд, звериный оскал, широкие плечи и вездесущая могучая тень Орлока выдают невероятную силу в его костлявых руках. Получился одновременно завораживающий и отталкивающий образ. Солидные усы и меховая накидка же напоминают о многовековой истории Орлока, некогда трансильванского дворянина. Фильм 1922 года вдохновлен романом «Дракула» (1897) Брэма Стокера, где граф Дракула был описан как раз с усами.

Не на одном Орлоке держится ужас. Лили-Роуз Депп на фоне более опытных коллег отстает по части уверенной игры. Но это только касаемо «обычных» сцен с диалогами, где она явно не доигрывает и блекнет рядом с тем же Николасом Холтом. Однако в хоррор-эпизодах дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради удивляет. Сложным эмоциям Эллен веришь – девушку тянет к Орлоку, в то же время она боится своих странных желаний. Когда же граф контролирует сознание Эллен, чувствуешь невидимую руку над ее головой. Эллен закатывает глаза, ее тело неестественно содрогается, а лица касается тень безумия. Депп перед съемками работала с хореографом Мари-Габриэль Роти, и уроки не прошли зря – актрисе самое место в новом «Изгоняющем дьявола». Холт, а также второстепенные звезды Аарон Тейлор-Джонсон и Эмма Коррин выплеснули смесь страха и горя на экране. Уиллем Дефо же разбавил депрессивное настроение своей чудаковатой легкостью – его не от мира сего персонаж, профессор оккультизма Альбин Эберхарт фон Франц, стал самым «нормальным» на этом адском балу.

Кадр из фильма «Носферату» (2024)


Роберт Эггерс точно передал историю оригинального «Носферату», с почтением отнесся ко всем важным сюжетным ходам и сохранил ее удушающую камерность. Даже усовершенствовал сюжет – расширил и сделал его драматически глубже и брутальнее. Каноничный финал заиграл новыми красками, его эротизм подчеркнул порочную сторону тьмы. Пускай из-за театральности фильма персонажи в эмоциональном плане могут казаться искусственными. Однако она нужна картине, чтобы гармонично передать возвышенную готику.

Новый «Носферату» длится 2 часа 12 минут. Эггерс толково использовал большой хронометраж, чтобы нарисовать выверенный портрет зла. Хотя некоторая торопливость присутствует в сценах с замком Орлока и его охотой на корабле. Эггерс задумал выпустить режиссерскую версию – и это тот случай, когда маркетинговая уловка с расширенным вариантом фильма достойна внимания. «Носферату» – то кино, которое надо как следует распробовать. В «эггерскате» зло может задышать с новой угрожающей силой.

Читайте также