1838 год, Висборг, Германия. Молодой риэлтор Томас Хуттер (Николас Холт) отправляется в Трансильванию к новому таинственному клиенту – эксцентричному графу Орлоку (Билл Скарсгард). Тот ведет затворнический образ жизни в своем уединенном замке. Томас должен подписать с Орлоком договор о продаже дома в Висборге. Однако на самом деле Орлок преследует иные цели. Графа влечет к Эллен (Лили-Роуз Депп) – страдающей от приступов лунатизма жене Томаса. Через наивного риэлтора граф намерен выйти на Эллен и вкусить ее кровь. Если он не получит желаемого – его гнев обратится беспощадной чумой.
До «Носферату» Роберт Эггерс снял только три полнометражные картины, но уже зарекомендовал себя как мастер визуального искусства. Его работы полны символизма, броских и часто экстремально жестких образов на грани абсурдной комедии и удивительно притягательного холода. Четвертым фильмом он укрепил статус, состряпав настоящее пиршество для глаз. «Носферату» – ремейк, поэтому Эггерс сохранил некоторые визуальные эффекты Мурнау – вроде надвигающейся зловещей тени графа Орлока. Однако даже такие узнаваемые ходы не смотрятся вторично, поскольку они близки самому Эггерсу. Режиссер с легкостью передал дух оригинала, не утратив своего фирменного стиля. При этом характерную для немого кино утрированную эмоциональность героев он использовал для создания гипертрофированной картины подлинного зла с сияющими в полумраке глазами.
Граф Орлок – скорченная изюминка нового «Носферату». Собственно, так и должно быть в фильме о вампире, но в современном кино превратить классический карикатурный образ в правдоподобное зло непросто. Роберт Эггерс, Билл Скарсгард и команда гримеров справились с этой задачей. Новый Орлок в общих чертах напоминает оригинального в исполнении Макса Шрека и в то же время сильно далек от него. Зло на экране присутствует с первых секунд, оно ощущается в каждой тени, но предстает во всей красе только ближе к финалу. И когда оно появляется, не возникает вопросов к реальности древней угрозы, которая столетиями пьет кровь невинных. Тело Орлока гниет, он буквально зловонный ходячий труп – это отсылает к каноничным фольклорным описаниям вампиров, где они нежить, а не сияющие Эдварды Каллены. Его дыхание сбито – вот-вот этот дряхлый старик выплюнет собственные легкие. Однако тяжелый взгляд, звериный оскал, широкие плечи и вездесущая могучая тень Орлока выдают невероятную силу в его костлявых руках. Получился одновременно завораживающий и отталкивающий образ. Солидные усы и меховая накидка же напоминают о многовековой истории Орлока, некогда трансильванского дворянина. Фильм 1922 года вдохновлен романом «Дракула» (1897) Брэма Стокера, где граф Дракула был описан как раз с усами.
Не на одном Орлоке держится ужас. Лили-Роуз Депп на фоне более опытных коллег отстает по части уверенной игры. Но это только касаемо «обычных» сцен с диалогами, где она явно не доигрывает и блекнет рядом с тем же Николасом Холтом. Однако в хоррор-эпизодах дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради удивляет. Сложным эмоциям Эллен веришь – девушку тянет к Орлоку, в то же время она боится своих странных желаний. Когда же граф контролирует сознание Эллен, чувствуешь невидимую руку над ее головой. Эллен закатывает глаза, ее тело неестественно содрогается, а лица касается тень безумия. Депп перед съемками работала с хореографом Мари-Габриэль Роти, и уроки не прошли зря – актрисе самое место в новом «Изгоняющем дьявола». Холт, а также второстепенные звезды Аарон Тейлор-Джонсон и Эмма Коррин выплеснули смесь страха и горя на экране. Уиллем Дефо же разбавил депрессивное настроение своей чудаковатой легкостью – его не от мира сего персонаж, профессор оккультизма Альбин Эберхарт фон Франц, стал самым «нормальным» на этом адском балу.
Роберт Эггерс точно передал историю оригинального «Носферату», с почтением отнесся ко всем важным сюжетным ходам и сохранил ее удушающую камерность. Даже усовершенствовал сюжет – расширил и сделал его драматически глубже и брутальнее. Каноничный финал заиграл новыми красками, его эротизм подчеркнул порочную сторону тьмы. Пускай из-за театральности фильма персонажи в эмоциональном плане могут казаться искусственными. Однако она нужна картине, чтобы гармонично передать возвышенную готику.
Новый «Носферату» длится 2 часа 12 минут. Эггерс толково использовал большой хронометраж, чтобы нарисовать выверенный портрет зла. Хотя некоторая торопливость присутствует в сценах с замком Орлока и его охотой на корабле. Эггерс задумал выпустить режиссерскую версию – и это тот случай, когда маркетинговая уловка с расширенным вариантом фильма достойна внимания. «Носферату» – то кино, которое надо как следует распробовать. В «эггерскате» зло может задышать с новой угрожающей силой.