Мир будущего. Цивилизация рухнула из-за ядерной войны. Выжившие поделились на кланы. Деньги давно утратили ценность, поэтому главной валютой стали патроны. Одинокий воин Ронин (Юрий Колокольников) странствует по песчаной долине в поисках убийцы отца. На своем пути мести он встречает таинственную девушку по имени Мария (Диана Енакаева). Она просит Ронина за приличную оплату сопроводить ее до места под названием Стена. Вместе Ронин и Мария преодолевают испытания, которые помогают воину ответить на вопрос… Действительно ли ему нужно следовать пути мести в мире хаоса и насилия?
«Последний ронин» – типичное роуд-муви, но в мире постапокалипсиса. В фильме есть все, чтобы стать идеальным приключенческим развлечением. Новый мир со своими строгими правилами. Колоритные персонажи с яркими образами. Атмосферные живописные локации – съемки проходили в Казахстане. Два таинственных путника, которые раскрывают друг другу тайны и по ходу дела попадают в неприятности. Однако эти в теории выигрышные элементы не цепляют, поскольку проработаны неуверенно и лениво. Зрелище уже в первой половине фильма утомляет. Внезапная потасовка с людоедами оказывается ненужным сюжету филлером для растягивания и без того раздутого хронометража. Только к концу повествование разгоняется, приводит к жаркому конфликту – и тут же останавливается на тизере возможного продолжения, которое нет желания смотреть после безыдейного и унылого захода. Взбодриться удается разве что благодаря динамичным, брутальным экшен-сценам. Они скоротечны, а трюки и операторские приемы будто слизаны с какого-нибудь «Джона Уика» или «Олдбоя» (2003). Изобретательностью не блещут, но хотя бы немного захватывают дух.
Юрий Колокольников – актер харизматичный. Приковывать к себе внимание он умеет. Но даже он в «Последнем ронине» работает вполсилы. Его персонаж – беспорядочный микс ковбоя, киллера и самурая. Он бесцельно бродит по пустошам, принципиально противореча собственному принципу «первым не нападать». Ронином же Макс Шишкин назвал его ради красивого словца – никакой интересной предыстории за отсылкой к феодальной Японии нет. Режиссер и сценарист ограничился блеклой сценой с книжкой, многому научившей воина – хотя он и не смог прочесть часть содержимого. Конечно, пробелы в истории первоклассного неуловимого бойца, которого вдруг застали врасплох простые бандиты-фанатики, можно восполнить его таинственностью. Мол, хранит секреты о своем прошлом, потому что… надо. Однако загадочность кажется слишком надуманной, чтобы поверить персонажу.
Если Ронин хоть как-то привлекает с-с-суровостью, Мария же только раздражает. По словам самой девушки, она навидалась всякого мрака и пролила немало крови. Вот только ведет себя Машка как сбежавший с последних уроков капризный подросток, а не бунтарка Фуриоса, какой хочет быть. Проблема и в посредственной игре Дианы Енакаевой, и в пресной сюжетной линии ее героини. Химии между Ронином и Марией не возникает. В начале пути не доверяющие друг другу путешественники шли на безопасном расстоянии друг от друга. К финалу оно сократилось, но по эмоциональной связи путники так и остались далекими незнакомцами.
Зато главный злодей в исполнении Даниила Воробьева достоин внимания. Его Король, местный Таргариен, – безумный, уместно карикатурный и при этом жестокий убийца. Он заполняет собой все пространство, затмевая главных героев и безликих приспешников. Да, он шаблонный негодяй-болтун. К тому же к злодею нас почти никак не готовят. Он появляется лишь в зрелищном финале, перед этим его кратко упоминают как отца Марии, которого она ненавидит. Однако запоминающаяся игра Воробьева и его броский образ делают развязку по крайней мере нескучной.
Макс Шишкин признавался, что во время работы над «Последним ронином» вдохновлялся знаменитой постапокалиптикой в духе «Шестиструнного самурая» (1998) и «Книги Илая» (2010). Также чувствуется влияние отечественного «Сталкера» (1979), игр серии Fallout и, особенно, «Безумного Макса». Вместо топлива из франшизы Джорджа Миллера у Шишкина как ценный ресурс в ход идут патроны, а Несмертного Джо заменяют два альфа-злодея – один такой же грозный и с маской, а второй пафосный беловолосый тиран. Макс Шишкин обещал, что его постапокалиптика все равно будет уникальной. На поверку – ничего подобного. Вышло не слишком содержательное кино, которое, дабы сохранить завораживающий визуал, лучше бы порезать до более привычного для Шишкина формата клипа. Если режиссер дебютировал с настолько вторичной работой, то как в этой бесхребетной веренице клише разглядеть авторский стиль? Риторический вопрос.