Соскучились по Вселенной «Гарри Поттера»? С премьеры последнего фильма «поттерианы» прошло пять лет, и вот наконец-то вышла лента «Фантастические твари и где они обитают». В основу картины легла история Ньюта Саламандера, автора книги о магических зверях, по которой учился юный Поттер, так что формально «Твари» являются приквелом оригинальной волшебной франшизы. Однако вопреки ожиданиям зрителей тандем писательницы Джоан Роулинг и режиссера Дэвида Йейтса в новой магической серии начинает со зрителем разговор не о шалостях и фантастических зверушках, а о вполне серьезных и актуальных социальных проблемах.
Действие «Фантастических тварей» начинается быстро. Вот мы видим Ньюта Саламандера (Эдди Редмэйн), прибывающего в порт Нью-Йорка образца 1926 года и прячущего от таможенника непоседливого Нюхлю, но тут же перемещаемся в центр города, где какое-то невидимое существо разрушило несколько домов, оставив волшебникам из американского магического конгресса (МАКУСА) разбираться с последствиями и объяснять не-магам (они же маглы), что тут просто взорвался газ. Такое развитие событий предельно ясно дает понять, что важно здесь не столько путешествие Саламандера, сколько вот это загадочное происшествие и секта новых салемцев, выступающих за новую охоту на ведьм. Однако сюжет, подгоняемый нарочитыми шутками, бежит дальше, и мы, не успев толком оглядеться, уже знакомимся с пекарем-неудачником Якобом Ковальски, сестрами Тиной и Куинни Голдштейн, подозрительным Персивалем Грейвсом (Колин Фаррелл) и беспокойным молодым человеком по имени Криденс (Эзра Миллер). Знакомимся-то знакомимся, даже меняем локации, но, по сути, стоим на месте, пытаясь понять, кто тут главный герой и зачем тут так много шутят.
Начало фильма построено по принципам комедии: одинаковые чемоданы, проказливый и вездесущий Нюхля, даже пятнышко от горчицы и мимика обаятельного не-мага Ковальски. В какой-то момент кажется, что шуток и неловких ситуаций здесь в избытке, но вот в поле зрения снова появляются Грейвс и Криденс, быстрое и жизнерадостное действие замедляется и мрачнеет, и перед нами во всем своем масштабе встают обещанные проблемы. Дети-волшебники боятся быть собой и подавляют в себе способности к магии, взрослые волшебники истребляют магических тварей из-за того, что боятся их и не хотят прикасаться к непознанному, а мистер Грейвс (который, возможно, употребляет оборотное зелье) хочет отыскать страшную силу под названием Обскур (но зачем?). И только тут, в середине фильма, после долгого вступительного ромкома, и начинается настоящая, захватывающая дух магия, по которой мы скучали.
Основной сюжетной линией являются поиски Саламандером его фантастических тварей, сбежавших из чемоданчика. Однако Роулинг выделяет еще три главные линии: загадочный злой волшебник Гриндевальд (Джонни Депп), незадолго до прибытия Саламандера в город ускользнувший от МАКУСА (судя по всему, Гриндевальд пройдет вместе с главным героем через все пять фильмов франшизы), тот самый забитый несчастный юноша по имени Криденс, а также бывший мракоборец Тина Голдштейн. У Роулинг прекрасно получилось переплести эти сюжетные линии, персонажи по отдельности выглядят прекрасно, но их взаимоотношения производят впечатление несколько нарочитых и непродуманных – возможно, потому что действие скачет слишком быстро, да и звери, какими бы милыми они ни были, отнимают львиную часть внимания зрителей на себя.
Роулинг «сводит» Ньюта Саламандера с Тиной Голдштейн, а не-мага Якоба Ковальски с ее сестрой Куинни. Несмотря на то, что любовные линии натыкаются на определенные сложности, легко можно догадаться, что в дальнейшем герои будут вместе, а расставание – это всего лишь способ растянуть линию под предлогом проверки чувств. Герой Колина Фаррела Персиваль Грейвс пытается стоять особняком, но уж слишком он похож на типичных «гаррипоттеровских» злодеев, и потому, каким бы плотным туманом ни были окутаны его темные думы, зритель может сразу раскусить и его, и того, кто стоит за ним.
Несмотря на то, что фильм буквально напичкан романтикой, линия дружбы Ньюта Саламандера и Якоба Ковальски выглядит гораздо интереснее, так как волшебник, волей-неволей, открывает не-магу свой мир, и мы входим в него вслед за ним. Казалось бы, что нас может удивить после восьми фильмов о «Гарри Поттере»? Однако, как бы странно это ни прозвучало, впечатления от волшебного мира, который мы видели как бы глазами Гарри и видим теперь глазами не-магла разные. В первом случае Гарри Поттер входил в мир магии и становился его частью, во втором же Ковальски узнает о существовании лечурок, птицы-грома, сносорогов, злыдней и других фантастических тварей заранее зная, что его ждет забвение, и это обостряет и его впечатления, и наши (цитата Якоба Ковальски и вынесена в заголовок - «Это не сон. На такое у меня бы фантазии не хватило»). К тому же в «Тварях» все волшебные звери проработаны и поданы так (с помощью магии или с помощью компьютерных спецэффектов?), что захватывает дух.
Якоб также является важным персонажем в рамках проблемы, о которой было упомянуто выше – истребление магических тварей волшебниками из-за страха перед ними. Будучи не-магом, Ковальски смотрит на зверей, которых Саламандер держит в чемоданчике, с удивлением и восхищением, но не с отвращением – в то время как те же члены МАКУСА, маги высшего класса, равнодушны к ним и готовы убить их, только бы не возиться с ними. Вторая важная социальная проблема, о которой говорит Роулинг, отражена в линии организации «Новых салемцев», странной сектоподобной общине, ратующей за Крестовый поход против ведьм, потому что они «другие». Глава общины Мэри Бэрбоун, жестокая и ограниченная женщина, использует своего приемного сына Криденса (к слову, его имя с английского можно перевести как «доверие») в интересах организации, пользуясь его слабостью и доверчивостью. Криденс же мечтает стать частью волшебного мира, но вечно натыкается на запреты матери, пытающейся сделать из него «нормального человека» (социальный подтекст буквально налицо). Эзра Миллер, сыгравший Криденса, выдал в «Фантастических тварях» свою лучшую роль – мы наблюдаем, как на лице его персонажа трескается маска робкого забитого тихони и наружу вырывается выращенное «нормальными» людьми чудовище. Это страшно, но производит сильное впечатление.
Для волшебного мира Роулинг характерны темы принятия, социальных противоречий и фанатизма, они всегда мелькали в ее произведениях наряду с волшебными палочками и заклинаниями. В этом ее большая заслуга – она не просто придумала волшебный мир «на потеху». В «Фантастических тварях» социальный подтекст стал фундаментом, отправной точкой для истории, хотя нам еще предстоит увидеть, как со всеми этими проблемами связан Геллерт Гриндевальд.
Единственным фактическим и неоспоримым недостатком «Фантастических тварей» является отсутствие сильного главного героя. Ньют Саламандер с его мечтой спасти фантастических тварей, безусловно, достоин похвалы, но и только. Его обаятельная британская чопорность и отсутствие хоть какой-то внятной предыстории (кроме того, что его отчислили из Хогвартса) на фоне желания Роулинг поскорее показать зрителям мир волшебников практически не дают ему шансов раскрыться. Он воспринимается скорее как второплановый персонаж, и тот факт, что ему комфортнее общаться со зверями, чем с людьми, тоже «закрывает» его от зрителей. Будем надеяться, что в грядущих четырех фильмах и Саламандер, и Редмэйн проявят себя – по крайней мере, все предпосылки к этому есть.
Но это только впереди, а пока можно констатировать, что возвращение в мир «Гарри Поттера» состоялось, причем мы не просто снова почувствовали себя в той волшебной атмосфере, но по-новому взглянули на этот мир. Скорее всего, в новых фильмах франшизы в основе истории останутся те же социальные темы, однако, учитывая слухи о том, что во втором фильме нас ждет противостояние Гриндевальда и Дамблдора, еще более интересно, что же для нас подготовила Джоан Роулинг.
29 Ноября 2016, 12:24
29 Ноября 2016, 16:37
28 Ноября 2016, 15:56
23 Ноября 2016, 14:24
23 Ноября 2016, 15:09