Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Боб Дилан: Никому не известный»: От фолка к электричеству

Не «лучший фильм 2024-го», но качественный байопик с отличными актерскими работами и саундтреком.
Вчера 0
Кадр из фильма «Боб Дилан: Никому не известный» (2024)
Кадр из фильма «Боб Дилан: Никому не известный» (2024)

25 декабря в мировой прокат вышел фильм Джеймса Мэнголда «Боб Дилан: Никому не известный» с Тимоти Шаламе в главной роли. Его анонсировали и «замораживали», меняли актеров и название, интриговали кадрами со съемок и комментариями самого Дилана. Картину успели объявить как «лучшим фильмом 2024 года», так и «рядовым байопиком с банальным сюжетом». Истина где-то посередине: «Никому не известный» поверхностно излагает историю легендарного музыканта, но делает это увлекательно и с нужной музыкальной атмосферой. Актерские работы, включая Шаламе, – тут и вовсе великолепны.

У «Никому не известного» непростая история. Байопик Боба Дилана с Тимоти Шаламе был анонсирован пять лет назад, в январе 2020-го. Сообщалось, что актер уже берет уроки игры на гитаре. Тогда раскрыли и имя режиссера – им стал Джеймс Мэнголд, поставивший «Ford против Ferrari» (2019) и «Переступить черту» (2005) о кантри-певце Джонни Кэше. Затем грянула пандемия, и работу над фильмом пришлось отложить. Некоторое время его судьба оставалась неясной; лишь в 2022-м стало известно, что байопик все же увидит свет. При этом Тимоти Шаламе не терял времени зря, а вовсю готовился к съемкам: заслушивал 12-часовой сборник Боба Дилана и по-настоящему, а не «для вида» учился играть на гитаре.

Тимоти Шаламе сейчас на пике популярности – нередко даже звучит мнение, что его снимают в кино слишком часто. Однако на роль Боба Дилана его явно взяли не только из-за громкого имени. Шаламе похож на Дилана внешним типажом. Также он достойно подготовился к роли и идеально освоил полуразговорную, слегка саркастичную манеру исполнения музыканта. Слушая песни в «Никому не известном» в оригинале, можно и не понять, что голос принадлежит именно Тимоти Шаламе, а не Бобу Дилану. К слову, тут звучат как «визитные карточки» Дилана, вроде «Blowin’ in the Wind», так и не самые очевидные, но тоже известные вещи, вроде «Maggie's Farm». Сам музыкант, участвовавший в создании сценария, одобрил кандидатуру Шаламе и назвал его игру «совершенно правдоподобной». Кинокритики, по обыкновению, остались в восторге от перевоплощения Тимоти Шаламе. Однако картина в целом покоряет талантливым актерским составом – особенно отметим Эдварда Нортона и Монику Барбаро. Причем изначально фолк-певца Пита Сигера должен был сыграть не Нортон, а Бенедикт Камбербэтч. Фильм от такой перестановки только выиграл: «тихая» игра Нортона лучше подходит под образ фолк-музыканта, чем эксцентричность Камбербэтча. К тому же Эдвард Нортон – большой поклонник Боба Дилана. Актриса Моника Барбаро, перевоплотившаяся в фолк-исполнительницу Джоан Баэз, во всех сценах обращает на себя внимание своим красивым голосом и природным обаянием.

Кадр из фильма «Боб Дилан: Никому не известный» (2024)

Кадр из фильма «Боб Дилан: Никому не известный» (2024)


«Никому не известный» – это действительно традиционная история творческого успеха: молодой талантливый человек знакомится с кумирами, пытается выступать и сочинять, обретает популярность. Для такого «обычного» подхода к биографии Боба Дилана есть две основные причины. Главный герой «Никому не известного» – живой классик, навсегда изменивший мировую культуру, повлиявший примерно на всех рок- и поп-исполнителей второй половины 20 века. Да еще и звезда фолка – самой что ни на есть традиционной музыки. К тому же в 2007 году Тодд Хейнс уже снял «необычный» байопик о Бобе Дилане: в фильме «Меня там нет» музыканта сыграли шесть актеров – Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Бен Уишоу и Маркус Карл Франклин. Каждый из них воплотил определенный период жизни Дилана и, собственно, музыканта в этот период.

Если о подаче биографии Дилана можно спорить, нужна тут оригинальность или нет, то чего «Никому не известному» точно не хватает, так это глубины. События быстро, без рефлексии, сменяют друг друга, истории значимых персонажей теряют драгоценные подробности, погружения в творческий процесс Дилана тоже нет. Это так или иначе компенсируется увлекательным повествованием, правдоподобной атмосферой фолк-сцены 1960-х и, главное, демонстрацией развития героя. Из неловкого 19-летнего фаната фолк-певца Вуди Гатри он превращается в артиста, превзошедшего своего кумира. Вот Боб Дилан поет для Пита Сигера и устраивает первые выступления, а вот уже отказывается играть по правилам, пишет свои произведения и становится звездой. Его дебютный альбом «Bob Dylan» (1962) состоял преимущественно из чужих песен, лишь два трека он сочинил сам. Вкусив славу, Дилан не прекращает бунтовать и идет на риск с электрогитарным звучанием. От него ждут тихих спокойных номеров, но он делает то, что нравится ему, а не идет на поводу у публики. Оттолкнув часть поклонников, Боб Дилан приобрел еще больше новых – полезный урок для творческих людей.

Кадр из фильма «Боб Дилан: Никому не известный» (2024)

Кадр из фильма «Боб Дилан: Никому не известный» (2024)


Изначально байопик Боба Дилана хотели назвать «Going Electric» – то есть «Переход на электрическое звучание». Потом его переименовали в «A Complete Unknown» – «Никому не известный», по строчке из песни «Like a Rolling Stone» (1965), самой известной у Дилана. Фанаты раскритиковали новое название, посчитав его слишком коммерческим. Однако словосочетание «Going Electric» не совсем точно описывает сюжет. Да, переход на электрическое звучание в 1965-м был поворотным моментом в карьере Дилана. По сути, все показанные в фильме события – подготовка к нему. Сам музыкант описывал байопик как «фантастический пересказ событий начала 1960-х, которые привели к фиаско в Ньюпорте ["электрическом" выступлении на фестивале в Ньюпорте 1965 года]». Однако разговоры об «электричестве» появляются далеко не сразу, ближе к середине картины. То знаменитое выступление на фолк-фестивале в 1965-м – финальная и одновременно кульминационная сцена. Зрители освистывают Боба Дилана, организаторы пытаются прекратить концерт и выключить аппаратуру. А потом идут титры, объясняющие, как развивалась дальнейшая карьера музыканта. Спойлер и не спойлер одновременно: он вошел в историю как главный поэт-песенник от рока и является на сегодняшний день единственным музыкантом с Нобелевской премией по литературе (2016).

«Боб Дилан: Никому не известный» – в первую очередь фильм для тех, кто знает о легендарном музыканте «понаслышке». Знатоки Дилана могут расстроиться, поскольку в картине почти нет новой или неочевидной информации. Но такова участь байопиков – они должны рассказать миллионам зрителей о важности того или иного человека. Тут возникает парадокс: сложно уложить биографию выдающейся личности в пару часов, при этом интересно, без прямолинейности раскрыв главные черты ее характера. «Никому не известный» сосредотачивается на нескольких годах жизни Дилана, взяв ключевое событие и выстроив повествование вокруг него. С одной стороны, это оптимальный выбор, чтобы показать в фильме жизнь героя, не перегрузив зрителя информацией. С другой, это и лишило «Никому не известного» возможности копнуть глубже в исследовании личности музыканта и стать чем-то большим, чем беглый, хотя и качественный пересказ куска биографии.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями