Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Присутствие»: Чего боится призрак

В необычном хорроре Стивена Содерберга зритель сам превращается в скример.
24 января 0
Кадр из фильма «Присутствие» (2024)
Кадр из фильма «Присутствие» (2024)

23 января в российский прокат вышел мистический хоррор «Присутствие», в котором мир показан глазами призрака. События происходят как бы «от лица» таинственной сущности, преследующей одну семью. Режиссер и оператор Стивен Содерберг рассказал классическую историю о тайнах дома с привидениями. Однако благодаря непривычному формату повествования даже самые типичные «мистические» трюки захватывают дух.

Супруги Ребекка и Крис (Люси Лью и Крис Салливан) вместе с детьми Тайлером и Хлоей (Эдди Мэдэй и Каллина Лян) переезжают в пригородный дом. Неподалеку находится первоклассная школа, в которую Ребекка хочет отправить старшего сына. Переезд должен был стать полезным и для младшей дочери. Не так давно Хлоя потеряла лучшую подругу – девушка умерла во сне. Родители Хлои надеялись, что новое место поможет ей отвлечься от горя. Однако Хлое становится только хуже. Повсюду она ощущает некое присутствие – будто душа подруги следует за ней. Вскоре и вся семья начинает замечать признаки этого самого «присутствия». Что нужно призраку? И зачем ему именно Хлоя? С разгадкой этих тайн семье должна помочь разобраться медиум, чувствующая тонкую грань между мирами живых и мертвых.

Кадр из фильма «Присутствие» (2024)

Кадр из фильма «Присутствие» (2024)


В сюжете «Присутствия» нет ничего «слишком удивительного». Очередная семья переезжает в «нехороший» дом, где происходят «нехорошие» дела. Герои разделяются на скептиков и верующих. Им пытается помочь медиум – обязательно дама со странностями. Зловещие предсказания, левитирующие предметы и мигание света – все на месте. На первый взгляд кажется, что «Присутствие» – этакие очередные «Другие» (2001), и жутик Стивена Содерберга можно глянуть, если остальные призрачные истории уже пересмотрены. На поверку же «Присутствие» – нечто большее. За всеми полтергейстами мы наблюдаем, что называется, с первых рядов, ведь в центре внимания – сам призрак. Такой необычный формат рассказа позволяет посмотреть на мистические явления глазами привидения и буквально стать им – проникнуться чувствами к невидимому персонажу.

Лица главного героя – призрака – не видно. Однако мы сопереживаем ему. Потому что это не просто злой скример, а чуткий наблюдатель, который вместе со зрителями пытается сблизиться с семейством. Когда призрак нервничает или даже боится – мы тревожимся вместе с ним. Стивен Содерберг передает настроение призрака плавными операторскими «полетами» и визуальным эффектом «тряски», его желанием спрятаться в шкаф и его «хулиганствами» – вроде хаотичного разбрасывания вещей. Главная изюминка заключается в том, что призрак, по словам медиума, и сам не знает, что с ним случилось и почему его тянет именно к этой семье – оттого путь к центральной тайне оказывается таким увлекательным и интригующим. Мы вместе с беспокойной душой заглядываем за угол и подслушиваем кухонные разговоры, чтобы подобраться к сути.

Кадр из фильма «Присутствие» (2024)

Кадр из фильма «Присутствие» (2024)


Сюжетно фильм «Присутствие» довольно скудный. Многое можно предугадать, поскольку это типичная «призрачная» история с мрачными секретами. К тому же бодрящего экшена в фильме нет, так что попкорновым ужастиком в духе очередного «Заклятия» его не назвать. Однако Стивен Содерберг и не старается удивлять шьямалановскими поворотами – финальный твист поражает и заставляет поволноваться и без многослойных секретов. Фильм идет всего 1 час 25 минут, но он все равно неторопливый, размеренный. Это камерная и тихая картина, в которой каждый шорох ощущается как гром среди ясного неба. Мы плавно погружаемся в продуманную мистическую атмосферу, застаем героев в решающие моменты истории и увлекаемся «полетом» по разным уголкам дома. В итоге, привыкнув к спокойному, даже меланхоличному темпу, искренне удивляемся простым откровениям – говорим себе: «Как я не догадался?». Этим откровениям далеко до куда более масштабных и зловещих «Синистера» (2012) и «Окулуса» (2013), и тем не менее они все равно цепляют.

Стивен Содерберг как будто намеренно взял простую, лишенную взрывных хоррор-ходов и сложных хитросплетений историю. Тем самым режиссер только подчеркнул особенность сюжета-перевертыша, где привидение не скрывается от зрителя, чтобы напугать. Изобретательный подход к раскрытию судьбы и страхов призрака дарит по-настоящему особенный, уникальный опыт просмотра.

Поделитесь с друзьями