Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Сказочный кошмар»: Сказка – жуть, да в ней намек

Чем пугают и впечатляют романы «Чудодей», «Ситеч» и «Пазори», вышедшие в сборнике хоррор-серии «Самая страшная книга».
28 января 0
Обложка сборника «Сказочный кошмар» (2025)
Обложка сборника «Сказочный кошмар» (2025)
Александр Бауман
автор

В январе в рамках книжной хоррор-серии «Самая страшная книга» вышел сборник «Сказочный кошмар». Он собрал под одной обложкой сразу три «самых страшных» романа: «Чудодей» Марка Качима, «Ситеч» Александра Мендыбаева и «Пазори» Валерия Горшкова. Разберемся, получилось ли у писателей погрузить читателя в миры, полные мифических существ, мрачного наследия славян и древнего зла.

«Чудодей»

Марк Качим

Главный герой Ольх – начинающий чудодей, который вот уже 30 лет странствует с домовым Батаней по мирам, чтобы примирять существ между собой. Однажды два мира пересекаются, и в деревне, куда вызвали чудодея, появляется кровожадная тварь, превосходящая по силе самых свирепых созданий этого измерения.

Жанрово «Чудодей» относится к фэнтези с элементами дарк-фэнтези и детектива. Однако это самое «дарк-» не ощущается в полной мере в силу живописных пейзажей с полями, полными сочной травы, и изумрудными лесами, купающимися в лучах солнца. Не добавляют мрачности и сцены, где герои попадают на кладбище или Ольх прячется в зловонном болоте. В голове рисуются картины в духе мультфильма «Черный котел» (1985), но сравнивать «Чудодея» с мангой и одноименными аниме «Берсерк» (1989, 1997) или игрой Dark Souls (2011) не приходится.

Уклон романа в «светлую» сторону подчеркивают и персонажи. Доброта, верность и отвага – их главные атрибуты. Описание того же Батани не может не вызвать умиление: «Батаня нахохлился еще больше и спрятал лапки в шерсть, став совершенно круглым».

Одним из плюсов «Чудодея» являются образы. Они представлены коротко, но четко создают в голове читателя картины событий, локаций и облика героев. Также отметим выбор повествования в пользу первого лица. Оно помогает проникнуться симпатией к Ольху и его команде. Дополняется все это раскрытием персонажей через ситуации, а не описания. Так, Ольх подружился с болотняником, когда тот увел его от жестокого монстра, а с Баганом – духом скота – после недоразумения, когда тот наслал на чудодея быка. Благодаря этому роман читается легко и динамично и не теряет в контексте.

Примечателен и юмор автора. Редко встречаются произведения, где смешные моменты не опошлены, а поданы с долей дружеского подтрунивания. Через шутки в романе переданы особенности восточнославянской культуры, вызывающие тоску по далекому чувству, оставшемуся в народных сказках из детства. Например, когда медведь-оборотень Добромир, попав в наш мир, жалуется на скудные порции борща и отсутствие караваев.

Марк Качим справился с погружением читателя в свою вселенную, но вот напугал – едва ли. Тем не менее, в этом захватывающем приключении поволноваться за персонажей придется. Особенно тем, кто еще не искушен литературой ужасов.

«Ситеч»

Александр Мендыбаев

Роман по прозвищу Каспер – фанатичный историк, который всю жизнь посвятил изучению племени древлян Ялу. Накануне его свадьбы с ним связывается знакомая и сообщает, что нашла уникальную реликвию Ялу, прежде считавшуюся всего лишь легендой. Роман бросает все, дабы увидеть диковинку, не забыв прихватить с собой лучшего друга Николая. По-настоящему мужской мальчишник в тайге приводит главных героев в заброшенную деревню другого мира. Чтобы не стать жертвами и вернуться домой, им нужно победить древнее зло.

В «Ситече» Александр Мендыбаев не ограничивает себя жанром и ведет большую часть повествования в этнохорроре и постапокалипсисе с элементами фэнтези. Благодаря этому роман пропитан сюрреалистичностью и маячащим на задворках воображения чувством обреченности.

В первой части романа, до попадания героев в другой мир, писатель погружает читателя в столь знакомый жителям СНГ антураж российских поселков с кафе-кабаками, редкими хрущевками и частным сектором, что помогает стать ближе к протагонистам. Дополняет мрачные пейзажи реалистичное общение героев. Персонажи используют слэнг и фразы, которые можно услышать, прислушавшись к разговору в придорожной закусочной.

Основными инструментами повествования автор выбирает диалоги и описание. Это позволяет на какое-то время почувствовать себя ученым и окунуться в прошлое, слушая рассказы Каспера или следуя за видениями Николая. Также описание трудных жизненных ситуаций, разговоры о сомнениях и страхах, об идеях и планах героев – все это помогает «примерить» их опыт на себя.

В местах с богатым описанием кроется и недостаток романа «Ситеч». К середине Александр Мендыбаев начинает уделять внимание чуть ли не каждой банке консервов, которую героям удается найти. Большинство перечисленных предметов ни на что не влияют и размывают события. Читать постапокалиптический список продуктов становится попросту скучно.

Возвращаясь к сюрреализму в «Ситече», отметим, что главным противником персонажей является женоподобная богиня без рук и ног, которая восседает на слепом туре. С помощью темных сил плодит репок – «потешек» – на куриных ножках. Эти репки зомбируют людей, превращая их в «лукошки» для выращивания себе подобных. С наступлением ночи «потешки» ищут новых жертв, и на тихой днем местности разворачивается настоящая бойня. За такие образы и проработку истории антагониста Александру Мендыбаеву нужно отдать должное. На протяжении всего романа читателя не отпускает вопрос «А как герои справятся с ЭТИМ?». Противостояние слабости людей и мощи темных сил добавляет произведению чувство обреченности и страха за главных героев.

Роман «Ситеч» если не напугает, то точно заставит почувствовать дискомфорт. Хотя писатель многое делает для погружения в свой мир, в середине романа он слишком увлекается описанием и теряет темп – из-за этого читатель может заскучать.

«Пазори»

Валерий Горшков

Палеоантрополог Константин Папочка – как папка для документов – попадает в ДТП, в ходе которого без вести пропадает его супруга. Спустя два года мужчина отправляется в экспедицию на Ямал. Там он понимает, что местность и ее жители как-то связаны с исчезновением жены.

По жанрам роман «Пазори» относится к этнохоррору и мистике. Сочетание уже намекает, что пугать монстрами читателя не будут. И действительно – автор действует гораздо тоньше. Описаниями, действиями и внутренним диалогом главного героя он плавно вызывает и у персонажа, и у читателя чувства одиночества и обреченности посреди заснеженной ямальской пустыни. Привычный мир героя рушится на глазах. За этим остается лишь покорно наблюдать, желая одного – поскорее бы он убрался из мрачного края.

«Пазори» разделен по главам на события прошлого и настоящего времени. Герой выжил, но потерял память. Можно выдохнуть? Едва ли – ведь не ясно, куда могут привести заросшие дороги памяти, которые решили расчистить. Возможно, ему стоило остаться в неведении.

Отдельно выделим описания запахов и звуков в романе – тут они буквально становятся ощущениями. Сливаясь воедино, хруст снега, льющийся в заварник кипяток, аромат сушеных ягод и грохот шаманского бубна рождают мир «Пазори» и дарят читателю уникальный опыт восприятия.

По ходу текста Валерий Горшков все больше рассказывает о фольклоре и обычаях ямальских шаманов. Аккуратно дает соприкасаться с интересными и доступными элементами сложных систем, построенных, с одной стороны, на четких правилах, с другой – на вере в духов и ином взгляде на мир.

Одним из недостатков романа «Пазори» является недостаточная проработка второстепенных персонажей. Например, автор детально передает внешний вид супруги главного героя, но не ее характер, из-за чего персонаж теряет в «мотивирующем» значении для главного героя. Мотивация выжить представлена достовернее и подкреплена верой персонажей в неизбежную смерть – тут вопросов нет.

Страдает роман и от предсказуемых сюжетных поворотов. Так, еще в начале становится ясно, что скелеты в раскопе – это скелеты участников экспедиции, поскольку автор, описывая группу, умалчивает о других европейцах, кроме Константина. А в раскопе европейский скелет только один. По той же логике можно предположить, что один член экспедиции спасется, так как в группе восемь человек, а скелетов семь. Предсказуемость поворотов заставляет сомневаться в сообразительности ученых. Героям перестаешь верить, и весь сюжет «Пазори» превращается в кукольный спектакль.

Несмотря на предсказуемые сюжетные твисты и слабых второстепенных персонажей, «Пазори» щекочет нервы чувствами неопределенности и безысходности. Затем, на контрасте, роман возвращает читателю спокойствие с помощью морошкового чая, – чтобы чуть позже заставить ощутить бессилие перед злыми духами Ямала и силами природы.

Наши страхи и фольклор

Сборнику «Сказочный кошмар» из серии «Самая страшная книга» можно поставить крепкие семь баллов из десяти и смело рекомендовать к чтению. Авторы романов – Марк Качим, Александр Мендыбаев и Валерий Горшков – показали богатство фольклора народов России, побудили сопереживать героям, сумели вызвать тревожные чувства и вместе с тем передали свет и тьму пейзажей нашей страны.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями