Леди Гага – воплощение экстравагантности в поп-музыке. Она настолько яркая и ни на кого не похожая, что «аналога» не появилось и сейчас, спустя 17 лет после дебюта Гаги. Даже странно вспоминать, что когда-то ее называли «подражательницей Мадонны»: это совершенно разные артистки, хотя и не без общих приемов. Любой «звездный» новый альбом ждут, но «Mayhem» ждали особенно сильно. Это первый сольный релиз Леди Гаги за пять лет и – к тому же – синглы намекали на ее возвращение к раннему звучанию, заразительному сумасшествию, за которое ее когда-то полюбили. Успех синглов «Die With a Smile», «Disease» и «Abracadabra» дополнительно подогрел интерес к «Mayhem». Он как бы говорил, что на этот раз Гага подготовила что-то по-настоящему громкое и выразительное.
Анонсируя «Mayhem», Леди Гага обещала «хаотичность и веселье», а также упоминала о самых разных источниках вдохновения – от Дэвида Боуи и Принса до альтернативной музыки 1990-х и даже французской электроники. Последняя на альбоме присутствует в буквальном смысле: песню «Killah» Гага записала вместе с французским электронным исполнителем Gesaffelstein. В то же время ощущается готичность, за исключением двух последних треков; упомянутая «Killah» по стилю напоминает внезапно ставших позитивными Nine Inch Nails. В «Abracadabra» Гага позаимствовала сэмпл из «Spellbound» Siouxsie and the Banshees, а в интервью Зейну Лоу говорила о вдохновении The Cure в песне «Perfect Celebrity». «Zombieboy» – диско-номер, уходящий местами в рок-н-ролл. «How Bad Do U Want Me» – синти-поп в духе «Only You» Yazoo. «Kill for Love» – еще один отличный диско-трек, который почему-то поставили только в Target-версию альбома. «Mayhem» также хорошо выстроен в плане динамики: ближе к концу песни становятся медленнее, как бы давая слушателю «отдохнуть». Покритиковать можно разве что припев «Blade of Grass» – это одна из самых часто используемых мелодий в поп-музыке, начиная с классического «Mr. Tambourine Man» (1965) The Byrds и заканчивая недавним хитом Розэ и Бруно Марса «Apt» (2024).
В целом Гага выполнила обещания. «Mayhem» – действительно хаотичный, в хорошем смысле слова сумасшедший альбом. Если насчет «веселья» еще можно поспорить, то энергетики и движухи на пластинке через край. Синглы с «Mayhem» уже звучат в клубах – и, скорее всего, другие треки тоже попадут в соответствующие плейлисты. Под новый материал Гаги сложно усидеть на месте, в альбоме много песен с хитовым потенциалом, как та же «Perfect Celebrity», «Garden of Eden» и «Vanish Into You». Двум последним трекам прогнозируют попадание в топ-10 и топ-20 британского чарта соответственно. «Garden of Eden» также занимает 19-е место в американском Spotify и 27-е – в мировом. В первый день «Mayhem» набрал 45,3 млн стримов. С одной стороны, это меньше чем у «Hurry Up Tomorrow» Викенда (58 млн) и «Some Sexy Songs 4 U» Дрейка (56,6 млн). С другой стороны, на альбоме Гаги в полтора раза меньше песен и намного лучше обстоят дела с хитами. Так что в долгосрочной перспективе «Mayhem» может и обойти Викенда с Дрейком. У Гаги сейчас 123 млн слушателей на Spotify, тогда как у Викенда – 121, у Дрейка – 82, у Кендрика Ламара – 112.
Леди Гага дебютировала в 2008 году с альбомом «The Fame», но пик ее популярности пришелся на 2009-2010 годы. В конце 2009-го Гага представила EP «The Fame Monster»: формально – приложение к «The Fame», фактически – отдельный альбом со своей эрой. Именно там вышли хиты «Bad Romance», «Telephone» и «Alejandro», по сей день остающиеся популярными. Интересно, что Гага намекала на сходство «Mayhem» с «Bad Romance», а также на продолжение клипа с Бейонсе «Telephone», которое фанаты ждали уже 15 лет. Ни один другой альбом певицы не был так похож на ее ранние эры, как новый. Возможно, Гага услышала многочисленные просьбы фанатов вернуть «все как было» и уступила их желаниям.
Середина 2010-х была не самым удачным периодом для Леди Гаги. Альбом «Artpop» (2013) не повторил успеха предыдущих. Джазовый релиз с Тони Беннеттом «Cheek to Cheek» (2014) продемонстрировал новую сторону таланта Гаги и принес ей еще одну «Грэмми», хотя коммерческим хитом не стал. После кантри-рокового «Joanne» (2016) она потихоньку начала возвращаться в высшую лигу. Сначала Гага выступила на «Супербоуле»-2017 и Coachella-2017, потом сыграла главную роль в фильме «Звезда родилась» (2018), к которому также написала саундтрек. Казалось, некогда главный фрик шоу-бизнеса превратился в «нормального» человека. В 2020-м на «Chromatica» Гага попыталась вернуться в эксцентрику, но не такую «экстремальную», как в начале карьеры. Альбом был успешным – но выдающихся достижений из начала карьеры не повторил. Может быть, поэтому в 2021-м у Гаги и Тони Беннетта вышел второй совместный ретро-альбом «Love for Sale», в 2022-м она записала балладу «Hold My Hand» для фильма «Топ Ган: Мэверик», а в 2023-м спела в «Sweet Sounds of Heaven» The Rolling Stones. Все выглядело так, будто Леди Гага обретает «нормальность». Даже в августе 2024-го, после первых разговоров о «хаотичном» альбоме, она вдруг вернулась с ретро-балладным дуэтом Бруно Марса «Die With a Smile». И вот на «Mayhem» певица словно «отпустила» себя, убрала тормоза и оторвалась на полную катушку. Этого от нее и ждали: по данным на 16:00 (Мск) 10 марта «Mayhem» возглавляет Apple Music в 53 странах мира.
Важное отличие «Mayhem» от «The Fame» (2008) и «The Fame Monster» (2009) – не только мрачность, но и качество аранжировок. Дебютный альбом Гаги считается классикой, хотя его часто критикуют за устаревшие инструментальные партии. Однако уже на «The Fame Monster» песни стали звучать намного лучше – не исключено, что в начале карьеры у Гаги просто было меньше возможностей и ресурсов. Она никогда не звучала настолько мощно, уверенно и интересно, как на «Mayhem». При этом Леди Гага – когда-то начинавшая с написания треков для других артистов – не растеряла хватки и чутья на эффектные припевы, врезающиеся в мозг с первого прослушивания.
В 2025 году понятие «большой поп-звезды» стало несколько размытым. Сейчас оно привязано не к хитам, под которые танцуют все, а скорее к крупной активной фан-базе. Леди Гага воплощает в себе поп-музыку как что-то всеобъемлющее, масштабное. Да, немаленькая фан-база у нее есть. Однако певицы много и в инфопространстве – причем в основном именно в связи с творчеством. «Die With a Smile» не покидает топ Billboard Hot 100 уже которую неделю, «Disease» хорошо идет на российских радиостанциях, а «Abracadabra» мгновенно превратилась в танцевальный тренд – сейчас это однозначный признак популярности.
Еще Гага снимается в кино. Не всегда успешно – «Джокер: Безумие на двоих» (2024) провалился и даже принес ей «Золотую малину». Однако певица спокойно говорила о неудачном проекте на недавнем шоу Saturday Night Live. Она пошутила, что в третьей части ее уже точно не будет и что обычно тщательно выбирает проекты. Пожалуй, Леди Гага – едва ли не единственная современная – относительно – певица, которую можно назвать большой поп-звездой в «старом», привычном смысле этого слова. Экспрессивная, вездесущая, танцевальная, с хитами, которые знают все – как старыми, так и новыми. У Тейлор Свифт в последние годы больше обсуждали тур The Eras, чем альбом «The Tortured Poets Department» (2024). Ариане Гранде сейчас кино интереснее музыки. Третий альбом Дуа Липы «Radical Optimism» (2024) не породил крупных хитов. Билли Айлиш слишком «альтернативная», Charli XCX слишком клубная, а Сабрина Карпентер и Чаппелл Рон совсем недавно прорвались в мейнстрим. Альбом «Mayhem» – не просто качественная работа, а напоминание о поп-музыке как о чем-то эксцентричном и как об общем, всеохватывающем явлении.