Для быстрого поиска начните вводить запрос

10 забытых аудионосителей

Фортепианный валик, диктопояс, 8-дорожечный картридж и другие удивительные артефакты.
25 ноября 2016 0
10 забытых аудионосителей

Soyuz.Ru вспомнил 10 диковинных аудиоформатов и устройств для воспроизведения звука, которые не прошли проверку временем.

139 лет назад, 29 ноября 1877 года, американский изобретатель Томас Эдисон впервые продемонстрировал своё новое изобретение. Несколько дней спустя он заявился со своим аппаратом в редакцию журнала “Scientific American” и, как сообщало потом издание, «без лишних комментариев поставил перед редакторами небольшую, простую машину. Без всяких церемоний изобретатель повернул ручку, и к изумлению всех присутствующих, машина сказала: “Доброе утро. Как поживаете? Как вам нравится фонограф?”». С этого момента техника звукозаписи начала своё движение к массовому слушателю. Однако Эдисон был не первым человеком, которому удалось разработать формат звукозаписи. И уж точно не последним. За полтора столетия на свет появилось больше типов физических носителей, чем можно вообразить. Некоторые из них, такие как виниловый диск и компакт-кассета, хорошо известны даже «цифровому» поколению. Однако большинство из них ныне как следует забыты. Soyuz.Ru порылся у себя на чердаке, сдул пыль и извлек на свет 10 удивительных физических носителей и устройств, которые не прошли проверку временем.

1

Фоноавтограф

Вопреки распространенному заблуждению, фонограф Эдисона не был первым в мире звукозаписывающим устройством: до фонографа существовал фоноавтограф. В 1857 году французский изобретатель Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль даже получил на него патент. Самой массивной частью фоноавтографа был акустический конус, который служил для улавливания и усиления звука. Звуковые колебания передавались на мембрану, соединённую с иглой. Под действием звуковых волн мембрана вибрировала, а игла колебалась, прочерчивая отметки на закопчённой бумаге или стекле, которые в данном случае можно назвать первыми в истории звукозаписи физическими носителями. Проблема у фоноавтографа была всего лишь одна: он мог записывать, но не мог воспроизводить звук. Запись, сделанную на этом устройстве, можно было только разглядывать (что и предполагалось использовать для научного изучения акустических волн). Проблема воспроизведения этих записей была решена в 2008 году методом оптического сканирования. В результате восхищенные слушатели впервые смогли услышать 10-секундный звуковой фрагмент: изобретатель устройства исполняет французскую народную песню «Лунный свет». Да, это самая старая аудиозапись в мире.


2

Фортепианный валик

Строго говоря, фортепианные валики нельзя назвать аудионосителями в полном смысле этого слова: они не записывали звук, а только механически фиксировали движение рук пианиста. Поэтому прародителями фортепианных валиков следует считать валики и диски для музыкальных шкатулок. Еще с середины XIX века в качестве «носителей» для механических пианино использовались бумажные рулоны. К сожалению, они фиксировали только последовательность нот, но не могли передавать силу нажатия на клавиши, а, следовательно, экспрессию исполнения. Прорыв в этой области произошел в 1904 году, когда на рынке появилось механическое пианино системы «Вельте-Миньон» - оно впервые позволило записывать исполнение «дословно». Это означало, что теперь в массовую продажу можно было запускать не мелодии, а исполнения.

Сочинять и записываться на «вельте-миньон» не считали зазорным такие композиторы, как Рахманинов, Дебюсси, Сен-Санс, Скрябин, Малер и многие другие. Чтобы прекратить разгоравшуюся «войну форматов» (одну из первых в своём роде), в 1908 году технические характеристики фортепианного валика стандартизованы. Стандартный фортепианный валик представляет собой рулон бумаги шириной 285 мм с отверстиями, которые расположены по определённым правилам. Формат фортепианного валика просуществовал дольше, чем можно предположить – их производство было свёрнуто только в 2008 году. Полный каталог записей на валиках сегодня насчитывает около 45 000 наименований.

3

Телеграфон

Хорошо знакомый нам способ магнитной записи звука изобрёл в 1898 году датский инженер Вальдемар Поульсен. Именно он разработал систему, при которой магнитный носитель протягивается вдоль записывающей головки и намагничивается, а после этого протягивается мимо воспроизводящей головки, индуцируя в ней электрический сигнал, который затем усиливается и передается на громкоговоритель. Однако самым первым магнитным носителем была не лента, а проволока. Прибор Поульсена назывался телеграфон. Его система усиления была еще весьма слабой, и записанный звук можно было слушать только в наушниках. Идеи Поульсена получили развитие в 20-е годы, когда на рынке появились катушечные аппараты «Блаттнерфон» британо-германского производства – они использовали стальную ленту. Но в историю вошёл немецкий «Магнитофон», аппарат, впервые использовавший самую настоящую магнитную плёнку.

4

Тефифон

Этот немецкий аппарат можно назвать интересным примером синтеза магнитофона и проигрывателя виниловых дисков. Его представил доктор Карл Даниель в 1936 году; тефифоны производились на его собственной фирме Tefi (отсюда название). В качестве носителя Тефифон использовал пластиковую ленту с прорезанными в ней дорожками, которые считывались при помощи иглы, соединённой с усилителем. Закольцованная пластиковая лента размещалась в сменных картриджах. Что удивительно, на картридж помещалось до четырёх часов музыки. Первые тефифоны и картриджи для них поступили в массовую продажу в Германии в конце 40-х годов. Однако тефифон не смог бороться с куда более популярными на тот момент пластинками и магнитными записями. Большинство популярных исполнителей уже имели контракты с производителями плёнок и пластинок, и на картриджах для тефифона практически не продавались «хиты». Последним нововведением в формате тефифона стала стереозапись, которая была представлена на рынок в 1961 году. Однако она тоже не пользовалась успехом, и в 1965 году производство тефифонов было полностью свёрнуто.

5

Шоринофон

Шоринофон – это отечественный аналог тефифона… но только изобретённый советским инженером Александром Фёдоровичем Шориным на пять лет раньше своего немецкого коллеги. Вместо виниловой ленты аппарат Шорина использовал целлулоидную киноплёнку и имел одно весомое преимущество – он мог не только воспроизводить, но и записывать звук. Нужно было просто заменить корундовую иглу на резец. Шоринофон был активно взят на вооружение в Советском Союзе – в 1933 году участники первомайской демонстрации на Красной площади услышали поздравление Константина Циолковского, записанное на шоринофон. Совершенно новую жизнь аппарат получил во время Великой Отечественной Войны. Портативные или «репортажные» шоринофоны использовались фронтовыми журналистами; архивные плёнки шоринофонов сохранили много бесценной информации о военном времени. Шоринофоны использовались даже при производстве кинокартин – в частности, их использовали для записи звука при съемках фильмов «Весёлые ребята» и «Путёвка в жизнь».

6

Диктабелт

Еще один собрат шоринофона и тефифона – на этот раз из-за океана. Компания American Dictaphone («Американский диктофон») выпустила его на американский рынок в 1947 и, как можно догадаться, диктабелт (или «диктопояс», в переводе на наш язык), предназначался для записи речи. Подобно тефифону, диктабелт использует виниловую ленту, и подобно шоринофону он может делать запись на неё. Правда, в отличие от аппарата Шорина, диктабелт использует не резец, а тупой наконечник, который вдавливает запись в винил, тем самым не образуя стружки. Вместительность одного «пояса» для диктабелта составляла 15 минут. Этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы сделать исторические записи во время убийства президента Джона Кеннеди, послужившие одной из главных улик во время процессу по делу его предполагаемого убийцы Ли Харви Освальда. Диктабелты прожили долгую счастливую жизнь и были отправлены на пенсию в 1980 году.

7

Диктет

Начиная с 30-х годов XX века потребность в портативных устройствах для записи речи, которые мы сегодня называем диктофонами, только возрастала. Во многом именно эта потребность стимулировала развитие устройств магнитной записи звука. Изначально такие устройства не планировалось использовать для записи музыки – эта ниша уже была надёжно занята виниловыми пластинками, да и требования к качеству записи речи традиционно ниже, чем к качеству музыкальных записей. Устройство, представленное в 1957 году американской компанией Dictaphone Company, как можно понять из названия, тоже было нацелено исключительно на потребителей диктофонов. Однако именно в этот момент на свет появилась первая аудиокассета. Посмотрите на сравнительное фото, и вы увидите хорошо знакомые черты! Корпус самой первой кассеты был выполнен из алюминия, а её продолжительность составляла 2 раза по полчаса. Аппарат не умел перематывать плёнку назад, в нём отсутствовал встроенный динамик для воспроизведения записи; подключить к нему наушники также было невозможно. Тем не менее, стоимость диктета в конце 50-х годов составляла около 300 долларов, что по современным деньгам составляет более 2000 долларов. Да, не каждый журналист мог позволить себе такую роскошь!

8

Плёночный картридж RCA

А вот и еще один предок компакт-кассеты, правда не такой уж компактный. Этот плёночный картридж, выпущенный компанией RCA в 1957 году, находился в разработке четыре года и был рассчитан на массового потребителя, в том числе и на слушателей музыки. Картридж имел явное преимущество по сравнению с плёнками для катушечных магнитофонов – ведь теперь, чтобы извлечь плёнку из магнитофона, её не нужно было сматывать на одну из бобин; более того, двухкатушечная кассета «запоминала» то место записи, на котором её остановили. Новые картриджи получили определённое распространение в школах, где использовались в лингафонных классах, однако RCA так и не удалось покорить рынок музыкальных слушателей. Компания промедлила с производством домашних магнитофонов и по какой-то причине не смогла лицензировать для картриджа солидный каталог музыкальных записей (что довольно странно для компании, имевшей контракт с Элвисом Пресли).

9

8-дорожечный картридж

Новый плёночный картридж, рассчитанный на воспроизведение музыки и массовое потребление, появился в 1962 году и имел в качестве начинки бесконечную 4-дорожечную плёнку. Картридж был рассчитан на специальную (и очень недешёвую) автомагнитолу – известно, что одна из них была установлена в машине у Фрэнка Синатры. На смену 4-дорожечному картриджу пришел 8-дорожечный, разработанный под руководством Билли Лира (руководителя знаменитой авиационной корпорации Lear Jet). 8-дорожечный картридж, получивший название Stereo 8, был представлен в 1965 году – на три года позже знаменитой компакт-кассеты, разработанной компанией Philips в Бельгии. Тем не менее, на несколько лет доминирующим плёночным носителем для музыки в Штатах стал именно Stereo 8. В 1965 году Ford представил три новых модели машин, на которые была установлена дека Stereo 8, а в 1966 году было налажено производство домашних проигрывателей для 8-дорожечных картриджей. В результате формат Stereo 8 стал всерьез конкурировать с виниловыми пластинками – ведь виниловые проигрыватели для авто, хотя и существовали, были крайне дороги и неудобны.

Все популярные музыкальные новинки того времени, как правило, выходили на картриджах в течение месяца после «винилового» релиза. 8-дорожечные картриджи приобрели большую популярность в Северной и Южной Америке, однако остались почти неизвестными в Британии и Европе, где всё болшую популярность набирала компакт-кассета. К середине 70-х годов знаменитое изобретение компании Philips наконец одержало верх над своим американским конкурентом.

10

Цифровая компакт-кассета

На переломе форматных эпох всегда возникали «промежуточные» носители, стоявшие одной ногой в прошлом, а другой – в будущем. В 1987 году Sony представила цифровые или DAT-кассеты, которые позволяли (и позволяют) записывать и перезаписывать музыку в более высоком качестве, чем CD. DAT-кассеты так и не проникли на массовый рынок во многом из-за опасений самих лейблов относительно бесконтрольного копирования музыки в высоком качестве (до появления CD-r формат CD был куда безопаснее с этой точки зрения), однако до сих пор с успехом используются студийными инженерами. Цифровая компакт-кассета была представлена корпорациями Philips и Matsushita в 1992 в качестве альтернативы DAT-кассетам, а также мини-диску, который в том же году выпустила Sony. По сравнению со своими конкурентами детище Philips и Matsushita имело серьезное преимущество – форм-фактор, соответствующий стандарту традиционной компакт-кассеты. Это означало, что на деках для цифровых кассет вполне можно было проигрывать и стандартные компакт-кассеты – накопленную за годы коллекцию любимых плёнок не нужно было выбрасывать. Тем не менее, даже несмотря на эти очевидные преимущества, цифровой кассете не удалось одержать верх над мини-диском Sony, и формат был тихо свёрнут в 1996 году. Последняя попытка аудиокассеты прорваться в цифровую эпоху провалилась.

Сейчас кажется, что XXI век ознаменовал торжество цифрового формата, и дальнейшие обзоры аудиоформатов должны касаться уже не физических устройств, а типов файлов – mp3, FLAC, AAC и так далее. Однако такой ли полной была эта победа? В то время как виниловые пластинки завоевывают всё новые поколения слушателей, в мире начинают возникать музыкальные лейблы, выпускающие музыку только на аудиокассетах. Музыку по-прежнему хочется не только слушать, но и держать в руках. Тем более, что качество звучания этой музыки заметно отличается от того, которое представил Томас Эдисон в ноябре 1877 года на своем удивительном аппарате.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями