Элвис Пресли: Песня в подарок маме
Всем известно, что если бы молодой Элвис Пресли в 1953 году в Мемфисе не заглянул в студию звукозаписи, чтобы сделать подарок для своей мамы – пластинку с известными хитами тех времен, - мир никогда бы не стал таким, каким мы его знаем. Во всяком случае, лучше бы мир точно не стал. Запись двух песенок – "My Happiness" и "That’s When Your Heartaches Begin" стоила Элвису всего 8 долларов. Зато потом, став кумиром миллионов и слегка прибавив в весе, Пресли сделал один из самых дорогих подарков мамам всех времен – розовый «Кадиллак-Флитвуд-60», за руль которого, правда, мама Элвиса так ни разу и не села (поскольку попросту не умела водить).
Стоит только догадываться, сколько молодых людей пошли в рокеры, чтобы подарить своим мамам розовый кадиллак. Хотя, конечно, это не всегда было основной причиной ухода в рок-н-ролл молодых людей.
Джей Джей Кейл: Мама - двигатель карьеры
Гораздо более тихая и милая история приключилась с самым скромным музыкантом в истории музыки – Джей Джей Кейлом. Свою первую пластинку он выпустил без особых надежд на мировой успех, до этого потерпев фиаско в качестве продюсера и исполнителя музыки в клубах. Однако, по легенде, именно мамаша Джона Уэлдона Кейла (именно так его звали по паспорту) послала его диск человеку, который в конце 60-х носил ни много ни мало статус «Бог» - Эрику Клэптону. Ему настолько понравилась песня "After Midnight" (а впоследствии и "Cocaine", видимо, по личным мотивам тоже), что он записал ее на своем альбоме и таким образом сделал Джей Джей Кейла знаменитым. Во всяком случае, подтолкнул его к тому, чтобы заниматься музыкой дальше, что само по себе очень важно.
Кстати, у Джей Джея тоже есть милая песенка про маму – ”Mama Don’t”. В ней последовательно рассказывается, как мама лирического героя не разрешает играть на разных музыкальных инструментах – гитаре, барабанах, басу, но герой не внемлет наставлениям родительницы и после каждой фразы об очередном запрете вступает именно этот инструмент. В общем, даже самые тихие музыканты в душе – еще те бунтари!
Джон Леннон: Жизнь без мамы
К сожалению, не всем музыкантам посчастливилось испытать многолетнюю любовь и поддержку матерей. Ранний уход мамы – одна из самых больших драм, которая может произойти в детстве. Джон Леннон, по его собственному признанию, потерял маму дважды. Первый раз, когда, начав новую жизнь с другим мужчиной, Джулия отдала юного Джона на воспитание тётке Мими, а второй раз – когда попала под колёса машины, за рулём которой был пьяный полицейский. Свои переживания от ранней потери матери (и отца) Джон излил в своей пронзительной композиции “Mother”, вышедшей в 1970 году. С другой стороны, элегическая “Julia”, записанная за два года до этого, - одна из самых искренних и проникновенных песен Джона: «Половина моих слов – бессмыслица. Но я произношу их лишь для того, чтобы дотянуться до тебя».
Оззи Осборн и Фрэнк Заппа: Когда мама - совсем не мама
Если же обращаться к простым упоминаниям матерей, то их в рок-музыке предостаточно. Одна группа «The Mamas & The Papas» чего стоит (даже если её название происходит от популярной в байкерских кругах формы обращения) ! «Все в порядке, ма, просто я истекаю кровью» - причитает Боб Дилан на одной из своих известнейших композиций. «Мама, я иду домой» - раскатисто горланит Оззи Озборн в одноименной песне, которая, правда, по его же признанию, больше обращена к другой мамочке – его супруге Шерон, и именно эту песню он напевает ей в трубку, когда возвращается из очередного турне (или загула после псевдоразводов).
Однако одно из самых изощренных упоминаний матерей в роке принадлежит, конечно же, великому Фрэнку Заппе. Его группа Mothers of Invention, по словам самого Заппы, тоже не совсем апеллировала к теме истинного «материнства». В 60-е годы тех, кто очень круто играл на музыкальных инструментах, любовно называли «Motherfuckers», или сокращенно - «Mothers». Ничтоже сумняшеся, будущий король звукового авангарда решил именно так и назвать свой коллектив, который, теперь уже можно с уверенностью сказать, на протяжении своего долгого (и многоальбомного) творческого пути доказал правоту выбора названия.
Нил Янг: Звуковое письмо маме
Но даже суровые рокеры зачастую находятся в самых трогательных отношениях со своими мамами. Например, «крестный отец гранджа» Нил Янг, начавший свой музыкальный путь в 60-е с забойных рок-н-роллов и фолка, прогремевший в 90-е грязными гаражными альбомами и продолжающий рок-похождения в возрасте далеко за 70 (дай Бог ему здоровья!). В качестве очередного звукового и ментального эксперимента Нил Янг в 2014 году записал альбом “A Letter Home” («Письмо домой»), объединивший версии великих песен монстров рока, фолка и отцов эпохи «детей цветов» – Брюса Спрингстина, Боба Дилана, Вилли Нельсона и других. Технически альбом был записан на старинном, 1947 года выпуска, аппарате «Voice-o-Graph» в студии Джека Уайта. Этот агрегат позволяет записывать виниловые пластинки непосредственно в кабинке, куда загружается исполнитель со своей гитарой. Вполне возможно, что Элвис на таком же аппарате писал свою первую пластинку для своей мамы.
Первый трек на альбоме ”A Letter Home” – послание маме Янга, Эдне «Расси» Янг, которая умерла в 1990 году и с которой Нил расстался ребенком при разводе родителей. «Привет, мам! – скрипит голос Янга на старенькой пластинке. – Эй, это круто разговаривать с тобой, и я был лишен этой возможности много лет... Мне нравится возможность послать тебе это письмо и сказать, как сильно я люблю тебя, мам… Думаю, тебе уже пора начать разговаривать с папой снова… Поскольку вы оба теперь вместе там, нет причин не разговаривать друг с другом…».
Таким посланием на небеса Нил Янг воплотил достойную концовку истории Элвиса и его покорения небес. Если мы не успеваем что-то важное сказать при жизни, нужно пытаться сделать это всеми способами. И один из этих способов – искусство.
В музыкальном плане альбом Нила Янга вряд ли войдет в историю (хотя подобранные на нем песни великолепны, вот только звук подкачал!), но Нил редко когда стремился попасть на вершины хит-парадов, всегда следуя за своим сердцем. И такое оригинальное послание давно ушедшей матери останется в истории музыки навсегда. В отличие от той маленькой пластинки за 8 долларов, которую Элвис подарил своей мамочке.