У нас уже на слуху аксиома, что незабвенные The Beatles были первыми и лучшими в мире популярной и рок музыки. Путеводной звездой для многих, если не всех исполнителей и групп. Так оно во многом и было. Но были и светила, которые освещали, хотя бы временами, творческий путь и самой знаменитой английской четвёрке. Таковыми были их, хотя и не столь популярные, но также очень талантливые американские коллеги по жанру – участники группы Beach Boys со своим «поворотным пунктом в истории развития музыки» (по словам Элтона Джона) – альбомом Pet Sounds, справившем в этом году свой 50-ти летний юбилей.
Продюсер The Beatles, Джордж Мартин признавался, что «без Pet Sounds не было бы Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Пеппер был попыткой достичь уровня Pet Sounds». В итоге, например в списке 500 величайших альбомов всех времён журнала Rolling Stone, Сержант не только «достиг», но даже опередил краеугольный альбом Beach Boys. Правда, всего на одну строчку - он занял первую строчку, а «Звуки» - вторую.
Но всё в мире музыки взаимозависимо и взаимовдохновляемо. Лидер и основной автор музыки The Beach Boys Брайан Уилсон после выпуска группой в 1965-ом году двух замечательных альбомов “Summer Days (And Summer Nights!!)” и “Beach Boys Party!”, в которых уже слышались отголоски нового звучания и содержания, не поехал с группой в гастрольное трёхнедельное турне по Японии и Гавайям, а остался один дома со своей новой музой – альбомом The Beatles “Rubber Soul”. Брайан был поражён, насколько гармонично сочетались у битлов песни, включённые в альбом, -в отличие от обычной для того времени практики делать из долгоиграющих пластинок что-то вроде сборников разноплановых песен.
Брайан решил пойти дальше английских кумиров и создать цикл песен, полностью связанный одной общей идеей. В результате изумлённый мир получил невероятный для первой половины 60-х альбом, ставший по сути дела первым цельным концептуальным произведением поп и рок-музыки.
Итак, воспользовавшись отсутствием остальных участников группы, лидер «Пляжных мальчиков» втихаря от них нанял сессионных музыкантов, симфонический оркестр и поэта-песенника Тони Эшера. Последнему пришлось писать тексты к уже готовым инструментальным композициям (что, кстати, ещё раз подчёркивает, идею,что в роке музыка первичней текста). Делалось это так - Брайан давал тему, а Тони уже на указанную тему сочинял стихи.
Когда другие члены группы – Майк Лав, Алан Джардин, Карл и Денис Уилсоны - вернулись с гастролей, половина новаторского альбома была уже готова. Изумлению их не было предела. Несогласию тоже. Особенно был недоволен Майк Лав, не желавший искать добра от добра – непритязательного репертуара о машинах, пляжах и серфинге, принёсшего группе большую популярность. Но в дальнейшем, судя по всему, и остальные Beach Boys увлеклись новшествами Брайана и приняли активное участие в завершении записи. Лав стал соавтором нескольких композиций, а остальные вместе с Брайаном, Майком и новопривлечённом певце Брюсе Джонсоне, который позднее влился в состав, работали над вокальным сопровождением, которое в музыке Beach Boys всегда играло одну из главных ролей.
Работая в разных студиях, они применяли сочетания разных инструментов (а использовались не только стандартные гитары и клавишные, но и духовые, и струнные, и даже электрический терменвокс) и голосов, используя эхо и реверберацию. Пытались из этих комбинаций получать совершенно новые звуки, и это у них получалось.
В процессе создания уникального альбома группа записала и абсолютно новаторскую многоступенчатую, сложно структурированную композицию Good Vibrations, но перегружать ею "Pet Sounds" музыканты не стали.
По поводу авторства названия пластинки участники группы путаются в показаниях, указывая друг на друга и брат на брата. Название может переводиться разными способами – «Любимые звуки», «Звуки колыбельной» и даже как «Прирученные звуки». В подобной сложности расшифровки перевода, мне кажется, и кроется секрет – оно подобрано в соответствии с непростотой самой музыки альбома.
Пластинка оказалась слишком необычной для массового слушателя и не получила золотого статуса в продажах, хотя и заняла высокие места в хит-парадах. Зато её оценили большие музыканты и время. Особенно восхищался ей Пол Маккартни: «Pet Sounds сбил меня с ног. Я очень люблю этот альбом. Я купил каждому из моих детей по копии пластинки, чтобы они просвещались. Я считаю, что никто не может быть образован в музыке до тех пор, пока они не послушают этот альбом. Мне нравится оркестр, аранжировка (...) Видимо это будет звучать как преувеличение, если я скажу, что это классика века, но лично для меня это действительно классическая запись, непробиваемая. Я играл эту пластинку Джону [Леннону] так часто, что вряд ли он избежал ее влияния…»
«Would’t It Be Nice» («Разве не было бы это прекрасно»).
Первая же композиция показывает, что классические инструменты выбраны не прихоти и оригинальности ради. Высота самой музыки им соответствует – вот что важно для оценки песни и всего альбома (к сожалению, частенько в дальнейшем многие рок-группы, привлекая классические инструменты, по-прежнему имели стандартно низкий поп-уровень песен). Первоначальные звуки арфы сразу настраивают на серьёзный лад, который поддерживает высокий уровень духа в течение всей вещи. Бодрая, оптимистичная песня с лирической, нежной по тональности серединкой.
«You Still Believe In Me» («Ты всё ещё веришь в меня»)
Брайан, чтобы звук в этой композиции был предельно изящным, использовал фортепиано, зажав шпильками его струны. В итоге пиано зазвучало как клавесин, но ещё звонче.
А как восхитительно многоголосие тут!
Изначально эта песня была о детстве,затем текст «повзрослел». Но от детства здесь остались гудки и велосипедные звонки. В результате получилось очень трогательно и грустно.
«That’s Not Me» («Это не я»)
Единственная композиция без духовых и струнных. Но устремлённость в «высокое далёко» сохранена в полной мере и здесь.
По тексту – поиски, разочарования и одиночество молодого парня
Великолепен вокал Майка Лава, который здесь солирует.
«Don’t Talk (Put Your Head On My Shoulder)» («Не говори (Положи голову на моё плечо»))
Тони Эшер говорил, что идея песни возникла во время их разговора с Брайаном «о взаимоотношениях, о том, каким замечательным может быть бессловесное общение между людьми».
Меланхоличное, успокоительное настроение подчёркивается нежными струнными. А бас-гитара выполняет роль стучащего сердца (при словах «и слушай звук моего сердца»).
«I’m Waiting For The Day» («Я жду этот день»)
Надежда, переходящая во что-то подобное молитве. С оптимистичным, бодрым припевом и окончанием.
Английский рожок и мандолина деликатнейшим образом украшают и подчёркивают настроение песни.
«Let’s Go Away For Awhile» («Уйдём на некоторое время»)
Инструментальная композиция. Но всё понятно и без слов.
Прекрасный пример как можно с помощью музыкальных инструментов больно защемить сердце слушателю.
Задействован весь приглашённый оркестр с 12 скрипками, фортепиано, гобоем, вибрафоном, саксофонами и… гитарой с бутылкой «Кока-колы» на струнах.
Брайан назвал этот инструментал своим самым совершенным музыкальным произведением, отметив необычную последовательность аккордов.
«Sloop John B.» («Шлюп Джон Би»)
Пожалуй, единственная коммерческая композиция альбома.
Аранжировка вест-индийской народной песни. Название «John B» принадлежала старому шлюпу, чей экипаж был известен своими бурными гуляниями в портах.
Весёлая разрядка в целом меланхоличного по настроении альбома.
«God Only Knows» («Одному Богу известно»)
Неземной красоты мелодия соответствует названию. Использование слова «Бог» в поп-музыке было довольно необычным, и участники группы долго думали, чем его заменить. Но так, слава Богу, и не нашли.
Можно заметить, что Пол Маккартни, сказавший, что это «лучшая песня всех времён», использовал подпевку середины композиции для своих сольных нужд в 70-ые.
Вокальное соло доверили Карлу, так как его голос как нельзя лучше подходил в данном музыкальном случае.
«I Know There’s An Answer» («Я знаю – ответ есть»)
Здесь, мне кажется, слышится ирония. Не только в изменяющихся тональностях композиции, но и несколько режущих слух звуках банджо и духовых.
Пели песню поочерёдно трое, а получилось как один. Удивительно.
«Here Today» («Здесь сегодня»)
Духоподъёмность этой композиции, её ритм и строй напоминают Got To Get You Into My Life из записанного позднее битлами «Револьвера». Нагнетанием некоторой бравурности на вторых сторонах альбомы вообще похожи.
Проигрыш в середине содержит аж три мелодии!
«I Just Wasn't Made For These Times» («Я просто не был создан для этих времён»)
Сочетанием обострённо-трогательной основной темы с твёрдым, возвышенным, оптимистичным по духу припевом достигается необычайное музыкальное богатство композиции. Яркий пример, что обычной поп-песне очень далеко до того, что создавали Брайан Уилсон и К.
Считается, что эта песня - настоящий крик души Брайана. Применение же здесь терменвокса только усиливает ощущение растерянности и глубинного беспокойства.
«Pet Sounds»
Таблетка антидепрессанта. Довольно безмятежная, успокоительная вещь.
«Caroline No» («Каролин, нет»)
Глубокая печаль слышится в заключительной песне альбома.
Брайан назвал песню «одной из самых очаровательных и самых личных песен», что он создал, «о взрослении и потере невинности, чистоты».
Собачий лай и шум проходящего поезда в конце финальной песни альбома не были включены в песню, а добавлены специально в конце альбома для оригинального завершения. Уилсон записал лай своих собак Банана и Луи на магнитофон, а затем в коллекции разнообразных звуков в студии нашёл запись шума поезда, и также добавил его в песню. Этот момент обыграли The Beatlesв своей песне «Good Morning Good Morning».
В заключении хочется сказать, что огромная ценность "Pet Sounds" не только в новых идеях, новом звучании, в новом, исповедальном содержании песен,в концептуальности решения, в необычайно талантливой мелодичности композиций, в создании нового поджанра «барокко-поп», предтечи арт-рока... Чрезвычайно важно, что музыка альбома значительно более глубока по сравнению с современной ей поп и рок музыкой. Pet Sounds также показал и доказал, что «популярная музыка» может быть не простой, по-настоящему серьёзной, изысканной и изыскательной. Что и для исполнителей «лёгкого жанра» есть практически ничем не ограниченный простор для творчества, возможность высказывать самые сокровенные чувства и при этом выражать их в самых разных формах. Pet Sounds поднял поп-музыку на огромную высоту, приблизив её значение к значению джаза и классики.