Говорят, что хороший саундтрек неотделим от фильма, составляет с ним одно целое. Если так, то музыка Нино Рота является просто идеальным саундтреком. И когда начинает звучать одна из его мгновенно узнаваемых мелодий, трудно сдержать улыбку. В честь 105-летнего юбилея со дня рождения удивительного итальянского композитора Soyuz.Ru вспоминает лучшие моменты его музыки и размышляет над секретом воздействия этой музыки на нас, зрителей.
Существует мнение, что секрет обаяния мелодий Нино Рота кроется в их архаичности, в том, что они смогли сохранить в себе дух давно прошедшего времени. Это правда, но лишь отчасти – ведь даже своим современникам Рота казался человеком не от мира сего, мечтателем, витающим в облаках. Вот как вспоминал их историческое знакомство режиссёр Федерико Феллини:
«Перед Чинечитта я заметил забавного человечка, который ждал трамвая не в том месте. Казалось, в счастливом неведении он не замечает ничего вокруг себя. Внезапно мне захотелось… подождать трамвая рядом с ним. Я был уверен, что трамвай остановится там, где обычно, и нам придётся бежать к нему, а он был так же уверен, что трамвай остановится там, где стоим мы. К моему удивлению, трамвай остановился прямо перед нами».
За свою долгую творческую жизнь Нино Рота успел написать музыку к более чем 150 фильмам, среди которых была знаменитая музыка к «Крёстному отцу» - возможно, самый знаменитый саундтрек в истории саундтреков. Однако именно с Феллини он составил идеальный дуэт, именно вместе они создали свои лучшие картины.
Федерико Феллини: «Самым ценным соавтором, с которым я когда-либо работал, - я говорю это с ходу и даже не сомневаюсь, - был Нино Рота – между нами, мгновенно, полная, абсолютная гармония… У него было геометрическое воображение, музыкальный подход, достойный небесных сфер. Поэтому ему не нужно было видеть образы из моих фильмов. Когда я спросил у него о том, какие мелодии он держит в уме, чтобы прокомментировать ту или иную сцену, я отчетливо понял, что он вообще не интересуется образами. Его мир был внутренним, внутри него, и реальности вход туда был заказан».
Как и Рота, Феллини был восторженным мечтателем и фантазёром. Рота же умел подчеркнуть музыкой ту почти цирковую атмосферу праздника и радости бьющей ключом жизни, которая царила в лучших картинах Феллини, и в то же время был способен тонко обозначить драму этого праздника, умел вызвать не только смех, но и грустную улыбку, и, конечно, ком, подкатывающий к горлу, – ни на секунду не теряя изящного ритма, не сползая в дешёвый пафос или надрывную драму.
«Когда я сочиняю за фортепиано, я, как правило, чувствую себя счастливым. Однако – вечная дилемма – как мы можем быть счастливыми посреди несчастья других? Я бы сделал всё, что в моих силах, чтобы подарить каждому момент счастья. Именно это лежит в сердце моей музыки».
И снова Феллини: «Он был одним из тех, у кого было редкое качество принадлежать к миру интуиции. Подобно детям, простакам, чувствительным, невинным людям, он мог внезапно говорить блестящие вещи. И как только он появлялся, стресс исчезал, всё приобретало атмосферу праздника; кино входило в радостный, безмятежный, фантастический период, получало новую жизнь».
Точно так же, как один из лучших фильмов Феллини, «Восемь с половиной», это фильм о Фильме, гимн искусству оживших кадров, точно так же лучшая музыка, написанная Нино Рота, – это не самоценные произведения и не вспомогательные иллюстрации к любимым сценам из любимых фильмов – это идеальная Музыка к идеальному Фильму, или, попросту говоря, гимн искусству кино.
Музыка Нино Рота напоминает нам о том времени, когда кино было волшебной, манящей дверью в мир удивительного и прекрасного. И каждый раз, когда мы слушаем его музыку или смотрим фильмы, над которыми он работал, эта дверь открывается снова.
12 моментов музыки Нино Рота
«Дорога» (1954)
Одинокая труба, на которой играет Джельсомина, преображает, наполняет жизнью мрачноватую обстановку, которая окружает её – в этом заключается талант очень трогательной героини в блестящем исполнении Джульетты Мазины. Но в этой мелодии есть что-то, очень похожее на грустное предчувствие, и Джельсомина как будто уже знает, что ожидает её в итоге фильма.
«Ночи Кабирии» (1957)
В этой совместной работе с Феллини (и с Джульеттой Мазиной) Нино Рота далеко не в последний раз обращается к итальянской народной музыке, чтобы сообщить истории проститутки, жизнь которой проходит через падения и разочарования, нехитрые, но абсолютно искренние ноты оптимизма и почти иррациональной веры в лучшее.
«На ярком солнце» (1960)
Для фильма Рене Клемана с Аленом Делоном в главной роли Рота сочинил тему, в которой сквозят отчаяние и фатализм. С другой стороны, почти фольклорное звучание неаполитанской мандолины демонстрирует определённую иронию композитора.
«Рокко и его братья» (1960)
Еще один фильм с Аленом Делоном и одна из самых известных картин Лукино Висконти (с которым Рота также работал над фильмами «Белые ночи» и «Леопард»). Здесь Рота уже не позволяет себе иронии или улыбки – его трагически звучащая тема подчёркивает эпический размах драмы отношений между братьями.
«Сладкая жизнь» (1960)
С этого фильма в сотрудничестве Рота и Феллини начинается золотой период. Неореализм закончился вместе с 50-ми, и мы входим в эпоху свингующих 60-х, которую как нельзя лучше открывает этот праздник жизни от Феллини и подчеркивающая его оптимистическая музыка Нино Рота.
«Восемь с половиной» (1963)
Рота добавляет в свою музыку еще больше оптимизма, и в одной из своих самых знаменитых тем добивается практически циркового настроения – которое весьма хорошо соответствует неразберихе, происходящей вокруг героя Марчелло Мастроянни, который ищет, но никак не может найти вдохновение для работы над своим новым фильмом.
«Джульетта и духи» (1965)
60-е начинают всё отчётливее проникают в кинообразы Феллини – атмосферу его картины-посвящения своей жене Джульетте Мазине (и его первого цветного фильма) вполне можно назвать психоделической, а в музыке Рота слышатся мотивы времени – ритм-секция, задающая танцевальный грув, электрогитары и орган.
«Ромео и Джульетта» (1968)
«Нет повести печальнее на свете», и сочиняя музыку к драматической (и вполне коммерческой) экранизации Шекспира от Франко Дзефирелли, Рота вполне это понимает. На этот раз он даже умудрился попасть в американские хит-парады: композиция “What Is Youth” составила вполне успешную конкуренцию новым рок-номерам от The Beatles и The Rolling Stones.
«Крёстный отец» (1972)
Не все знают, что эта легендарная мелодия является самозаимствованием – в поисках вдохновения Рота обратился к своей работе 1958 года, музыке к забытому фильму «Фортунелла». Но безусловно, только в истории клана Корлеоне эта музыка обрела практически вечную жизнь. Обращаясь к традиционной музыке итальянского Юга, Рота создал драматический фон, эпический масштаб которого соответствует масштабу разворачивающейся на наших глазах криминальной драмы. Мелодия Рота передаёт как красоту, так и ощущение морального упадка, сопровождающего эту драму, но при этом ни на секунду не дает забыть о далёкой исторической родине главных героев фильма.
«Амаркорд» (1973)
Возможно, лучший фильм Федерико Феллини и, возможно, лучшая работа Нино Рота, из всех, сделанных в сотрудничестве с ним. Музыка «Амаркорда» подчёркивает ностальгическое ощущение фильма Феллини, прекрасное обаяние мира, которого уже нет и никогда не будет.
«Казанова Феллини» (1976)
Музыка к «Казанове» Феллини, насыщенному гротескными, сюрреалистическими образами, ещё в большей степени, чем «Амаркорд» напоминает сон, создавая завораживающее, гипнотическое ощущение загадочного, нездешнего, даже потустороннего. Ничего похожего на эту музыку мы не найдем в обширном наследии Нино Рота.
«Смерть на Ниле» (1978)
Это музыкальное сопровождение к не очень известной экранизации Агаты Кристи, снятой британским режиссёром Джоном Гиллермином. В одной из своих последних работ Нино Рота отбрасывает прочь фарс, сатиру, бурлеск, народные мелодии и обращается к классическим формам – тем самым, которые отличали его ранние работы. Здесь он как будто завершил некий цикл, и в этой прекрасной музыке ощущается романтика свободы и дыхание полной грудью.