2016-й год выдался тяжёлым во многих отношениях. Soyuz.Ru предлагает вашему вниманию свой топ-список 10 лучших хэви-металлических альбомов уходящего года.
Удивительное для многих, в том числе и многих музыкальных обозревателей, доброе здоровье современного хэви-метала – вовсе никакая не загадка. Прежде всего, нужно помнить о том, что подавляющее число тех групп-ветеранов, что по нашим временам способны собрать стадион, вовсе не лёгкую музыку играют. И, конечно, оценить количество независимых фирм грамзаписи, издающих именно хэви-метал и все его субстили, а равно и число интернет-ресурсов, посвящённых только этой музыке. Поэтому и успехи стиля в 2016 году неудивительны, достаточно вспомнить, что в уходящем году три из четырёх групп “большой четвёрки трэш-метала”, а именно Metallica, Megadeth и Anthrax, порадовали нас новыми студийными альбомами. Мы же предлагаем на ваш суд свою версию десятки хэви-альбомов 2016 года, способной обрадовать как бывалого эксперта, так и того, кто только начинает задаваться вопросом – что же это такое, тяжёлая и даже местами экстремальная музыка?
IRON SAVIOR “Titancraft”
(AFM Records / ФОНО)
Гитарный звук гамбургских космических пиратов под руководством певца, гитариста и продюсера Пита Зилька (Piet Sielck) стал ещё суше, реверберации и холлов в обработке также поубавилось. Результат — неутомительный и увлекательный пауэр-метал Iron Savior зазвучал весьма похоже на ранний Judas Priest с немецко-славянской мелодикой и нужной долей наглости в вокальной подаче. Этот альбом — образец в нужной степени некоммерческого европейского пауэр-метала, так что Iron Savior оказался ныне, как это не парадоксально, более мэйнстримовым коллективом, нежели собратья по оружию Gamma Ray. Все дело — в преднамеренной упрощенности инструментальных аранжировок: Пит хорошо помнит заповеди NWOBHM (“новой волны британского хэви-метала”), согласно которым во главе даже самой тяжелой пьесы должна стоять мелодия, не запрятанная в гармонических гитарных партиях “числом две по четыре”. За счет такого звучания альбом можно легко послушать за один заход — как собственно, это можно было проделать с массой хэви-работ рубежа 70-х и 80-х.
FALLUJAH “Dreamless”
(Nuclear Blast Records / Soyuz Music)
Замечательно, что приближение европейского слушателя к сверхновой американской техно-металкоровой сцене началось с третьего полноразмерного альбома калифорнийского состава Fallujah, со стилевой классификацией которого эксперты испытывают известные трудности: большинство описывает материал квинтета как синтез металкора, техно-деса и прогрессив-метала. Так-то оно так, однако под данное определение в современном рок-мире подходит слишком много альбомов массы иногда совершенно разнородных групп. Но по “Dreamless” слышно и нечто иное — молодые люди не самой приятной наружности совершенно не замыкаются в трёх вышеупомянутых стилях. Изощрённость аранжировок и сложность продюсирования материала ставят “Dreamless” в один ряд с такими великими творениями брутального жанра “для умных”, как техно-десовая классика Death, Atheist и Pestilence.
STONEHAND «Без права на ошибку»
(CD-Maximum)
Новейший альбом воронежской группы Stonehand стал реальным поводом говорить об истинной самобытности этой, ныне русскоязычной рок-группы в изначально англоязычном жанре. Много ли вы слышали работ, где русский язык не воспринимался бы чужеродным в разной степени компонентом рок-композиций? А вот все без исключения пьесы «Без права на ошибку» исполнены так, как будто русский — это родной язык для рок-музыки. Причём от былой стилистики группы здесь сохранились лишь залихватские гитарные соло её лидера Александра Горбунова, по-прежнему выдающие его симпатии к Ричи Блэкмору (Ritchie Blackmore) и Тони Айомми (Tony Iommi). Но вот за пределами этих соло о прошлом здесь напоминает мало что — вернее всего будет сказать, что Stonehand исполняет теперь южный рок, однако в британско-советском преломлении. Вторая часть этого странного определения не с потолка взята — мелодика композиций частично напоминает о родной сцене 70-х и 80-х, а в музыкальном смысле они схожи с изрядно металлизированным наследием ZZ Top.
PARADOX “Pangea”
(AFM Records / ФОНО)
В имени немецкого квартета Paradox заложен, извините, парадокс: масса людей, считающих себя серьезными знатоками трэш-метала, о нём даже и не слышала! Притом, что после выпуска альбомов “Product Of Imagination” (1987) и “Heresy” (1989) группу певца и гитариста Чарли Штайнхауэра иначе как «немецким ответом на Metallica» не называли. Однако создаётся впечатление, что седьмой альбом группы, “Pangea”, имевший рабочее название “Heresy II”, в значительной степени поспособствует известности имени коллектива за пределами нишевой аудитории. Для этого у новинки есть всё — серьезность в музыке, основательность в продюсировании и понятный расчет на ту аудиторию, что с годами взрослеет, а не просто становится старше. Мало того, что лидер группы, певец и гитарист Чарли Штайнхауэр (Charly Steinhauer) пишет композиции истинно вагнерианской монументальности, помпезности и размаха, он еще и аранжирует их в симфонической манере, заменяя неизбежные для кого-то клавишные партии изобретательными двухгитарными гармониями.
METAL CHURCH “XI”
(Nuclear Blast Records / Soyuz Music)
За микрофонной стойкой в Metal Church опять оказался Майк Хоу (Mike How), с именем которого и связаны не только главные коммерческие успехи группы с 1989 по 1991 год, и поражение от гранжа с альбомом “Hanging In Balance” (1993). И что же — именно этот альбом музыканты должны были записать аккурат после “Hanging In Balance”. Конечно, за 23 года голос Майка потерял в мощи, но не в своеобразности — нужная степень потаенной злобы в нём по-прежнему на месте. Но с таким музыкальным материалом вокалисту особо орать не надо — и можно отвесить дежурную фразу о том, что “лидер группы Курдт Вандерхуф (Kurdt Vanderhoof) озаботился написанием очередной порции риффов на все времена”. Ничем Курдт на самом деле, похоже, не озаботился: музыкант с таким опытом и такими разносторонними вкусами песни не высиживает, а просто играет, как душа велит и как пальцы ложатся на гриф. Единственный миллиграмм дёгтя в этой бочке мёда — заметное цифровое продюсирование отдельных партий, но в любом случае “XI” на порядок лучше звучит на компонентной аппаратуре, нежели на i-устройствах.
DISTANT SUN “Into The Nebula”
(Metalism Records)
Второй полноразмерный альбом московского проекта Distant Sun, на первый взгляд ничем не отличается от своего предшественника «Dark Matter» (2015) — однако на манере его продюсирования очень сильно сказался аудиофильский вариант только что названной работы, а именно «Darkest Matter» (также 2015). Полуконцептуальный песенный материал, инспирированный такой классикой научной фантастики, как «Дюна» и «Игра Престолов», в результате зазвучал по-хорошему монументально, что абсолютно соответствует литературоцентричности новинки. Причем сравнения творения певца и гитариста Алексея Маркова и его коллег с Annihilator, Rage и Blind Guardian уже несколько устарели — безупречная игра инструменталистов и, главное, своеобразная и узнаваемая мелодика и невероятный сплав лирики и агрессии в вокале окончательно превратили Distant Sun в проект с собственным именем в мирвом масштабе. Послушайте и убедитесь.
REDEMPTION “The Art Of Loss”
(Metal Blade Records / ФОНО)
За время, прошедшее с момента издания предпоследнего альбома «This Mortal Coil» (2011) в жизни американского прогрессив-металлического проекта Redemption случилось много чего, но главное — его лидер, гитарист и клавишник Николас ван Дайк (Nicolas van Dyke) излечился от рака. Возвращение к насыщенному и в известной степени красивому звуку, впервые опробованному Redemption на альбоме “Snowfall On Judgement Day” (2009) легче всего объяснить этой оптимистической причиной. Несмотря на то, что на альбоме играют сразу трое (!!!) бывших гитаристов Megadeth, все композиции являются в первую очередь именно песнями, невзирая на свою длину, а не собранием гитарного забоя. Поэтому надо позабыть всякие шаткие тезисы вроде “Redemption были копией Fates Warning, а теперь пытаются быть похожи на Dream Theater” (на деле — ни то, ни другое) и спокойно воспринимать Ника и его коллег как одних из вполне самобытных лидеров прогрессив-металлической сцены. Причем не только американской, но и общемировой.
EPICA “The Holographic Principle”
(Nuclear Blast Records / Soyuz Music)
Почти два года назад в интервью с автором этих строк лидер и идеолог голландского cостава Epica, гитарист Марк Янсен (Mark Jansen) смело заявил, что от следующего студийного альбома его группы следует “ожидать неожиданностей”. Именно их мы и дождались, причём каких: у Марка явно взыграл патриотизм и гордость за национальную сцену, и он замахнулся ни много ни мало на то, чтобы сместить Nightwish с трона современного “дамского металла”. И, честно говоря, осуществил задуманное. Так что Марку не стоит более говорить о творениях Epica как о синтезе классической музыки и дес-метала — новинка слушается неотразимым образчиком поп-металлического кроссовера, причем термин “металлический” трактуется музыкантами предельно (или уже даже беспредельно) широко. Судя по “The Holographic Principle” в целом, прорыв на многотысячные арены у Epica совершенно не за горами.
FLOTSAM AND JETSAM “Flotsam And Jetsam”
(AFM Records / ФОНО)
Безымянный альбом именитой группы — это в наши дни не только простота, сильно отдающая претензией, но и знак поклонникам: коллектив возвращается к своим корням. К тому материалу и звуку, за который эту группу любили в прошлом и, в общем-то, любят и сейчас. Вот и безымянная работа заслуженных аризонских трэш-металлистов Flotsam And Jetsam именно такова. После выпуска “перепевочного” альбома “No Place For Disgrace 2014” (2014), составу не к лицу играть пусть и отличный, но все же хэви-пауэр — и в результате новейший опус стал как бы не лучшей работой квинтета… правильно, как раз со времен “No Place For Disgrace” (1988). Честно говоря, такие композиции могла бы сочинять в наши дни Metallica, если бы вечером 26 сентября 1986 года Клифф Бёртон (Cliff Burton) не оказался на несчастной спальной полке в тур-автобусе.
TESTAMENT “Brotherhood Of The Snake”
(Nuclear Blast Records / Soyuz Music)
Настоящий трэш-металлический альбом XXI века для взрослого и ответственного слушателя до последнего момента просто был не записан, и только сейчас ветераны Testament ликвидируют это упущение. Но когда уже знаешь, как и с какими аранжировочными и продюсерскими приёмами должен звучать трэш-метал, наповал разит какая-то нечеловеческая динамика записи: люди, наверное, не могут так играть. Это странное наблюдение очень хорошо гармонирует со сквозной текстовой концепцией альбома, свободно повествующей о взаимосвязи религий, оккультных учений и знаниях, которых человечество набралось у пришельцев. Правда, о пришельцах повествует здесь ровно одна пьеса, зато какая: “The Pale King” — это не то что главный трэш-хит 2016 года, это просто одна из лучших композиций субстиля за все 32 года его существования. Содержание же альбома в целом может быть описано кратко и выразительно: это трэш-метал, каким он и должен быть. Лучший альбом года в этом субстиле — и, кажется, не только в нём.