Для быстрого поиска начните вводить запрос

Зритель VS критик: рецензия на фильм «Призрачная красота»

Киноман и кинокритик Soyuz.Ru пытаются отыскать в мелодраме Дэвида Фрэнкела компромисс между чувствами и здравым смыслом.
16 декабря 2016 0
Зритель VS критик: рецензия на фильм «Призрачная красота»

Есть фильмы, которые нравятся зрителям, но не нравятся критикам. Есть фильмы, с которых в гневе и ужасе уходят зрители, а критики остаются до последней строчки титров, наслаждаясь увиденным. Специально для таких неоднозначных картин мы вводим рубрику «Зритель VS критик», где в мини-рецензиях, написанных киноманом и рецензентом, будут отражены оба взгляда на картину. На чьей стороне будете вы?

«Призрачная красота»

Режиссер: Дэвид Фрэнкел

Сценарист: Аллан Лоб

В ролях: Уилл Смит, Кейт Уинслет, Эдвард Нортон, Майкл Пенья, Хелен Миррен, Кира Найтли, Дейком Латимор и другие

Сюжет фильма «Призрачная красота» построен вокруг Говарда, руководителя крупной рекламной компании. Три года назад Говард потерял дочь и развелся с женой. Теперь он находится в состоянии глубокой депрессии, из-за чего пустил дела компании на самотек и прекратил общаться с коллегами, которые когда-то вместе с ним поднимали фирму «с нуля». Единственное, с кем он «общается» - это три абстракции: Любовь, Время и Смерть, которым он пишет гневные письма. Видя, что Говард не может больше руководить компанией, его друзья - Клэр, Уит и Саймон - решают нанять трех актеров, которые бы пообщались с их боссом от имени этих абстракций. Их затея приносит совершенно неожиданные результаты...

Евгений Дергунов, журналист сайта Soyuz.Ru:

Фильм «Призрачная красота» наполнен художественными образами и символами. Само название уже отсылает нас к главной идее ленты, но понять его можно только после просмотра. Разобраться в игре слов «призрачная красота» будет полезно тем, кто любит мелодрамы – этот фильм вытянет скупую слезу из любого скептика и предложит к размышлению несколько концептуальных тем.

К слову о символах: на протяжении всего фильма мы видим домино. Для героя Уилла Смита, босса рекламной компании Говарда, это тот спасительный круг, с помощью которого он отвлекается от депрессивных мыслей о смерти дочери. Кропотливое выстраивание «замков» их фигурок связывает героя с его прошлым, а последующее разрушение «замка» действует как мгновенный сброс негатива. Домино – это прямое олицетворение всего, что происходит на экране. Сначала падает одна фигурка домино, и наблюдатель пребывает в догадках, вопросы сводят с ума, а недосказанность заставляет сомневаться. Зачем актриса Эйми, героиня Киры Найтли, приходила на кастинг, если после разговора с Уитом, персонажем Эдварда Нортона, она исчезла? Много случайностей и недосказанности. Кажется, что это такой ход сценаристов – сделать картину совершенно не предсказуемой. Но когда сюжет делает новый поворот и падает последняя «фигурка», зритель шокирован тем, как логично все сложилось. Все элементы соединились. Главные герои представляются теперь совсем по-другому, а эмоции взвинчиваются до предела.

Нарочно «исчезнувшая» Эйми знакомит Уита с двумя другими актерами – Бриджит (Хелен Миррен) и Раффи (Джейкоб Латимор), они отчаянно нуждаются в деньгах, чтобы поставить свой новый спектакль. Уит, посоветовавшись с Клэр (Кейт Уинслет) и Саймоном (Майкл Пенья), коллегами Говарда, предлагает им сделку. Они должны будут исполнить роли Любви, Смерти и Времени, посетив Говарда, который в порывах отчаяния пишет письма именно этим трем абстракциям. Нанятый Уитом же частный детектив запишет на пленку, как Говард общается «с воздухом» - актеров предполагалось вырезать с пленки, чтобы убедить держателей акций компании в невменяемости Говарда. Жестоко, правда? К слову, Саймон без промедления соглашается на авантюру, а вот Клэр долго колеблется, но тоже решается.

Во время подготовки к авантюре каждый из заговорщиков как будто бы случайно оказывается в паре именно с той «абстракцией», которая является, можно сказать, именно его нынешним «тотемом»: Клэр – Время/Раффи, Саймон – Смерть/Бриджит, Уит – Любовь/ Эйми. Наблюдая за взаимодействием внутри этих пар зритель понимает, что у каждого персонажа есть свой тайный, но очень важный мотив, чтобы «подставить» босса, и у линейной истории обнаруживается нелинейная подистория. Такой оригинальный подход к истории гарантирует увлеченность зрителя, которому будет интересно наблюдать за постепенным раскрытием героев.

В фильме нет привычного хэппи-энда. Ничто не вернулось на круги своя – да это и невозможно после смерти ребенка. Герои принимают жизненные уроки, но Время не повернуть вспять, Смерть не миновать, а Любовь, как всегда, непредсказуема. В конце ленты каждый персонаж делает новый шаг – их к этому подготовили события фильма.

«Призрачную красоту» нельзя отнести к «новогоднему» списку фильмов. Здесь есть только внешняя атрибутика Рождества, которая обманчиво намекает на очередную адаптацию «Рождественской истории», заставляя ждать ангелов и праздничный стол под занавес. Однако Дэвид Фрэнкел оригинальным образом переворачивает представление зрителя о жанре мелодрамы, хотя иногда он и сбивает ритм истории приторными наивными фразами.

Пейзажи предрождественского Нью-Йорка, лиричная музыка и яркая операторская работа создают ленте необходимый антураж. Актеры помогают окунуться в историю и буквально увидеть все глазами героев, двигаясь по истории вместе с ними только ближе к концу истории как бы поднимаясь «над» ней. Герой Уилла Смита пытается понять, как отпустить человека, вернуться после трагедии в реальность и продолжить полноценно жить. Бремя этих страданий Смит передает до боли чувственно; вполне может быть, это одна из лучших ролей Смита. Впечатляет также Хелен Миррен, сыгравшая актрису Бриджит/ Смерть: она на пару со Смитом не только прекрасно разыграла философские монологи, но и ей принадлежат, пожалуй, самые запоминающиеся шутки в ленте.

Фильм крутится вокруг определения «призрачная красота». Что это такое? Призрачная красота – руками ее не потрогать, мыслью не осознать, словами не объяснить. Человек, мчась по жизни, не успевает понять главное. Попробуйте хоть раз по дороге домой или на работу остановиться и почувствовать, услышать, увидеть ветер, смех, ноту в песне, случайный взгляд, слои неба. Это все момент, секунда, что-то, что не объяснить словами. Это и есть призрачная красота, за которую нужно ухватиться и идти по жизни, постигая ее суть.

Светлана Иванова, редактор раздела «Кино» сайта Soyuz.Ru:

«Призрачная красота» - фильм очень хитрый. Он всячески пытается отделаться от штампов, ловко оригинальничая и местами удачно используя неожиданные сюжетные ходы. В определенных моментах у зрителя от эмоций перехватывает дыхание, щиплет глаза, немедленно вспоминаются трагичные моменты из собственной жизни, и в душе поднимается буря чувств: бедняжечка, солнышко, не плачь, все будет хорошо. Здравый смысл спит, убаюканный легким юмором «Призрачной красоты», красивыми пейзажами заснеженного (буквально глянцевого) Нью-Йорка и симпатичной драматичной музыкой. И хорошо, если он выспится на показе и проснется потом, когда фильм уже вылетит из головы. Плохо – если вы попытаетесь вместе со здравым смыслом посмотреть эту мелодраму.

«Призрачная красота» пугает. Это настоящее упоение горем, погружение в океан бездушных слез с головой, причем вероятность утонуть в нем велика, а катарсис, который идет в комплекте с «Призрачной красотой», явно бракованный и не удержит зрителя на плаву. Главный герой Говард в исполнении Уилла Смита просто-напросто забил на своих коллег, погрузившись в трагедию и пустив на самотек дела компании. Да, разумеется, смерть ребенка – великое горе. Но позвольте. Клэр всю себя посвятила компании божественного Говарда (обратите внимание, с каким благоговением на него смотрят в начале фильма, когда он рассказывает про три абстракции) и упустила возможность стать матерью. Саймон тяжело болен и скоро умрет, но продолжает впахивать на компанию божественного Говарда, чтобы обеспечить свою будущую вдову и новорожденного сына. Уит, лучший друг божественного Говарда, тяжело переживает развод и потерю общения с дочерью, которую его бывшая жена настроила против него. Вот три истории друзей божественного Говарда: одна никогда не станет матерью, другой скоро умрет, третий сопьется без поддержки. И вот погрязший в депрессии из-за смерти дочери Говард, который пишет гневные письма Любви, Смерти и Времени, ходит на работу, чтобы собирать-разбирать домино (СИМВОЛИЗМ!) и игнорировать молящих о помощи коллег, по пути пинает все, что попадется под ноги, потом едет на велосипеде по встречной полосе, чтобы его сбили… Подсказка: сопереживать надо второму. Именно надо, потому что так диктует лента – его горе главнее, хотя дочери нет уже три года, и три года он динамит своих друзей, будучи в курсе всех их жизненных ситуаций и проблем компании. Хочется такому сопереживать? Нет.

Впрочем, в бездушной эксплуатации темы детской смерти сценаристами есть кое-что хорошее (циничному фильму – циничную рецензию), а именно тот момент, когда Уит, Клэр и Саймон решают нанять трех актеров, чтобы они предстали перед Говардом в образах Любви, Времени и Смерти (нет, они вовсе не хотят таким образом поддержать его – напротив, хотят дискредитировать Говарда в глазах акционеров и отправить его в отставку). Хелен Миррен в образе Смерти великолепна, но вот ее монологи как будто составлены по постам из сообщества «Мудрость дня». Очаровательная Кира Найтли в образе Любви и вовсе разговаривает «ванильными» хэштегами - #ЯПричинаВсего или #ЯВТвоемСердце. Что касается Джейкоба Латимора в образе Времени – вот за ним наблюдать интересно, хотя банальности вроде «Время есть» вызывают недоумение (и ассоциации с рекламой одной ириски).

Сценарий «Призрачной красоты» скользит по поверхности трагедии, не пытаясь ее хоть как-нибудь изучить, копнуть поглубже, осознать всю сложность этой ситуации. Название фильма – великолепный пример того, что почти любая «мудрая» открытка, которая гуляет по сети, может стать заголовком для мелодрамы. К чести сценариста Аллана Лоба, нитки, которыми он штопал свой сценарий, он сумел подобрать в тон, и стыки между откровенно глупыми эпизодами аккуратно подогнаны друг к другу. Зрители, которым просто нравится улыбаться сквозь слезы, наверняка смотрели фильмы и похуже, шитые белыми нитками, так что «Призрачная красота» в этом смысле «неподкопаема» - формальная логика тут есть, формальная любовь тоже, и формальная мудрость, и стандартная слащавость... Интересно, поднимается ли сахар в крови после просмотра этого фильма?

Комментарии (1)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересно, кто-нибудь обратил внимание на то, что весь сценарий написан в стиле французского прозаика Гийома Мюссо? Почитайте его "Бумажную девушку" и "Потому что я тебя люблю". Почти все идеи заимствованы из этих произведений, а может быть, и не только из этих, просто я читала у Мюссо только эти две книги. По-моему, абсолютный плагиат, прикрытый маленькими изменениями деталей.

4 Июня 2017, 21:18


В центре внимания

Поделитесь с друзьями