“Birdland”
(альбом “Horses”)
Данная композиция навеяна книгой “A Book of Dreams” Питера Райха, сына известного американского психоаналитика австрийского происхождения Вильгельма Райха, в которой он вспоминает об отце (интересно, что в творчестве Кейт Буш также есть песня, созданная под влиянием этого произведения – “Cloudbusting”). Особенно Патти отмечала ту часть, в которой Питер рассказывает о своем очередном дне рождении, случившемся в скорее после смерти отца. Погружённый в тоску, он вышел на улицу и подумал, что папа вернулся за ним, чтобы забрать с собой на космическом корабле. Но, через некоторое время иллюзия рассеялась. То, что Питер принял за армаду НЛО, оказалось стаей чёрных дроздов. Смит говорила, что именно эта история определила характер трека (который, заметим, был полностью импровизационным).
“Gloria: In Excelsis Deo”
(альбом “Horses”)
Композиция является своеобразной вариацией песни Вэна Моррисона, написанной им ещё в бытность участником группы Them. Патти озаглавила её названием католического гимна и изменила лирическую часть, оставив лишь припев. «Иисус умер за чьи-то грехи, но не мои» – эта строчка стала одним из программных заявлений всего панк-движения. Эти мысли Смит излагала в своей поэме «Клятва», написанной примерно за 10 лет до создания альбома Horses. По её словам, это не выпад конкретно против Христа, а демонстрация стремления к независимости от догматизма любого религиозного института (мать Патти была членом организации Свидетели Иеговы, и это тоже наложило отпечаток). Кстати, гитарист группы Смит Ленни Кей утверждал, что идея этой песни пришла во время джема, когда музыканты просто наигрывали аккорды, а поэтесса на ходу выдумывала стихи и истории. И только в процессе работы решено было обратиться к творческому наследию Вэна Моррисона и уже готовым литературным работам Патти.
“Free Money”
(альбом “Horses”)
Песня основана на реальных событиях из жизни поэтессы, вернее, на обстоятельствах её взросления. Она и трое её братьев и сестёр были очень болезненными, родителям приходилось постоянно выплачивать огромные счета за медицинское обслуживание, и поэтому финансовое положение семьи зачастую оказывалось бедственным. Само название “Free Money” отсылает к мечтам матери исполнительницы выиграть в лотерею. Причём, по словам Патти, она даже никогда не покупала лотерейный билет. Ей просто нравилось воображать, что однажды она сорвёт куш и сделает много хороших вещей – купит для детей дом у моря и займётся благотворительностью. Это помогало отвлекаться от невесёлых будней жизни.
“Because the Night”
(альбом “Easter”)
Основу этой песни (припев и музыку) сочинил Брюс Спрингстин, передавший композицию Патти, поскольку считал, что в её исполнении она будет звучать лучше. Смит изначально скептически относилась к мыслям исполнять подобные «подарки», но, услышав демо Брюса, переменила своё отношение и дописала текст. В результате, для многих людей, не слишком хорошо знакомых с музыкальными творениями Патти, эта песня стала наиболее характерной из её каталога. Возможно, именно этим объясняется фактическое расхождение реальных событий и сюжета фильма «Клуб CBGB». Там Смит показана исполняющей “Because the Night” в 1975 году, то есть за год до того, как песню сочинил Спрингстин и за два года до того, как её записала со своей группой сама поэтесса. Видимо, создатели кинокартины и делали расчёт на самую широкую аудиторию, втиснув в канву событий самую узнаваемую вещь Патти и закрыв глаза на временное несоответствие.
Тогда, в 1977 году, на деньги, вырученные от продажи этого сингла, Смит купила своему отцу новенький автомобиль Chrysler Cordoba.
“Rock N Roll Nigger”
(альбом “Easter”)
В данном случае “nigger” означает мятежного и почётного аутсайдера. Патти стремилась с помощью принятия чёрной культуры выразить вещи, которые ей бы не позволила выразить культура собственная, а также продемонстрировать отказ от безоговорочного навязывания белой культуры всем остальным. Этот её посыл остался не понят, из-за «расистского» названия композиция не была допущена на радио.
“Dancing Barefoot”
(альбом “Wave”)
Ещё одна очень узнаваемая композиция, выдержавшая множество кавер-версий. Она является, пожалуй, одним из наиболее сексуальных произведений Патти, своего рода ода экстатическому наслаждению. В 1978 году Смит говорила, что, по её мнению, секс – одно из пяти самых острых ощущений, которые мы можем испытать в жизни, и это, помимо прочего, способ общения с Творцом, ни много ни мало. На обложке альбома “Wave” значилось, что песня посвящена женщинам вроде Жанны Эбютерн – неофициальной жены художника Амедео Модильяни.
“People Have the Power”
(альбом “Dream of Life”)
Композиция создана совместно Патти и её мужем Фредом «Соником» Смитом как попытка перенести дух протестной песни 1960-х в современное творчество. Поэтесса вспоминала, как однажды, находясь в хлопотах по дому, занимаясь готовкой обеда и стиркой белья, как вошёл супруг и стал говорить о том, что люди обладают властью и имеют право требовать себе лучшей доли. Патти, будучи не в лучшем расположении духа, подумывала в тот момент о том, что имеет право заставить Фреда самого чистить картошку, но не стала прерывать его. Дальнейшие несколько вечеров свелись к обсуждению идеи песни, призванной напомнить слушателям как о возможностях отдельного человека, так и о коллективной силе народа, о том, что, объединившись, люди способны свернуть горы.
“About a Boy”
(альбом “Gone Again”)
Альбом “Gone Again” 1996 года – самый пронзительный и трогательный в карьере Патти. Смерть ряда близких людей в предшествующие несколько лет определила настроение пластинки, каждый из треков, посвящённых их памяти, можно считать маленьким шедевром. Но мы отметим песню, написанную о человеке постороннем. С Куртом Кобейном Патти не была знакома, о чём очень сожалела. Смит рассказывала, что они с мужем Фредом ценили творчество Nirvana и весьма опечалились, узнав о гибели музыканта. Созданная Патти “About a Boy” (явный «ответ» на “About a Girl” самого Курта) неоднократно признавалась одной из лучших песен о Кобейне.
"Mother Rose"
(альбом "Tramplin’")
Песня написала в стиле классических рок-медляков 1950-60-х и, по сути, является реминисценцией композиции “He Hit Me (It Felt Like A Kiss)” (1962 год). Mother Rose посвящена матери Смит, Беверли, умершей 19 сентября 2002 года, а также собственному родительскому опыту поэтессы. Стоит отметить, что тема материнства вообще является связующей нитью треков альбома “Trampin'”.
Взаимоотношения Патти и Беверли были неоднозначны. Про членство матери в Свидетелях Иеговы и негативное отношение дочери к религиозным институтам упоминалось выше. Но всё-таки между ними было и много теплоты. Беверли, сама некогда бывшая певицей в ночном клубе (а также официанткой) приняла карьеру дочери и даже стала по мере сил помогать. Мама возглавила организацию поклонников творчества Патти и старалась отвечать на большинство писем фанатов. Она часто делала работу по дому под самые ритмичные песни Смит. Беверли любила наслаждаться красотой роз, но страдала аллергией на эти цветы.
“April Fool”
(альбом “Banga”)
Один из последних на сегодня хитов Патти. Он должен быть особенно дорог для российской публики, поскольку вдохновлён творчеством Николая Васильевича Гоголя и конкретно повестью «Шинель». Смит также отмечала влияние Михаила Булгакова и фильмов Андрея Тарковского на своё творчество, на альбоме Banga это также отразилось (композиция “Tarkovsky (The Second Stop is Jupiter)”).