Выход на экраны очередного фильма про девочку из телевизора, жаждущую мести, и страшные смерти через семь дней после просмотра таинственной видеокассеты, уже никого не удивляет. «Звонки» с завидной регулярностью появляются один за другим, пережевывая когда-то прогремевшую историю снова и снова. Картина Хавьера Гутьерреса стала третьей американской картиной, снятой по мотивам одноименного романа Кодзи Судзуки. Наверняка, когда писатель писал свою книгу, то не предполагал, что история станет настолько популярной и, словно японское проклятье, разлетится по всему миру.
Ниточки потянулись еще с 1998 года, когда появился фильм Хидео Накаты. До сих пор он остается одним из самых кассовых японских кинопроектов и пугает до чертиков. Особенно когда смотришь картину один в темноте. Его тягучая атмосфера, необычные повороты камеры, сильная звуковая сторона так и остались непревзойденными. А ведь после него Гор Вербински снял американский ремейк, тот же Наката, перехватив у последнего эстафетную палочку, сделал американский «Звонок 2», логично продолжающий историю «девочки из телевизора». Помимо этих фильмов, кстати, было еще две картины наиболее близких по сюжету к роману: в 1995 году, о котором мало кто знает, «Звонок: Полная версия» Тисуя Токигавы, и в 1999 - южнокорейский «Звонок: Вирус» Кима Дон Бина.
События последних «Звонков» разворачиваются в небольшом американском городке в наши дни. Легенда про страшную видеокассету жива, но постепенно угасает, пока она случайным образом не попадает в руки профессору биологии Габриэлю (Джонни Галэки), который вновь выпускает вирус Самары в мир. Холт (Алекс Роу), его студент, посмотрел запись и перестал выходить на связь со своей девушкой Джулией (Матильда Ингрид Анна Лутс), которая живет в другом городе. Почуяв неладное, она приезжает к нему и перенимает проклятье на себя. Теперь, чтобы не умереть, ей нужно сделать свою копию фильма. Профессор Габриэль называет это «хвостом». Но проблема в том, что скопировать файл Джулия не может, потому что ее версия почему-то становится больше: внутри вирусных кадров прячется еще один фильм. Он приводит ее и Холта в маленький городок, где была похоронена Самара и раскрывает новую сторону знакомой истории. Вот тут и происходит явный диссонанс с уже известными по предыдущим картинам событиями.
Если вспомнить «Звонок 2», то там главная героиня, пытаясь избавиться от преследования Самары, встречается с ее матерью, которая еще во младенчестве хотела убить девочку. В «Звонках» 2017 года мать Самары, будучи еще совсем юной, без вести пропала и так и не была найдена. Она просто исчезла. Конечно, Джулия выясняет, что с ней произошло – это довольно неожиданно и страшно. Но версии Накаты и Гутьерреса – это будто две разные истории.
«Звонки» не показывают чего-то принципиально нового. Все то же проклятье, видеокассета, звонящий телефон сразу после просмотра, страшная смерть через семь дней, спасение через копирование, девочка с длинными черными волосами, которая под ломаным углом вылезает из телевизора. Все знакомо и привычно. Гутьеррес пытается напугать и использует «бу-эффекты» - неожиданные звуки, резкие движения, флешбэчные смены кадров и картинок. Но все хорошо в меру, и когда на двадцатой минуте фильма ты теряешь счет подпрыгиваниям в кресле – это уже раздражает.
Диалоги героев порой наивны, а их действия – предсказуемы и шаблоны. Естественно, Джулия пойдет одна в заброшенную церковь, добрый и безобидный персонаж окажется совсем не добрым и с черным прошлым, героя, чтобы не мешал, ударят битой по голове, и он всю кульминацию пролежит в отключке, а героине повредят ногу, и она не сможет бежать. Кроме того, по ходу сюжета появляются вопросы, на которые так и не видишь ответов, как, например, почему именно с появлением Джулии привычный ход вещей начинает идти по-другому, почему именно в ее версии фильма скрываются кадры, которых никто раньше не видел. Но сама по себе история в целом (сценарий – Джейкоб Аарон Эстес, Акива Голдсман и Дэвид Лука) довольно интересна. Если отбросить все недочеты и забыть о предыдущих «Звонках», то фильм мог бы выстрелить, а для Хавьера Гутьерреса стал бы громким стартом в Голливуде. До «Звонков» режиссер снял две короткометражки и испаноязычный полный метр «Три дня» в 2008 году, после чего замолчал на целых 8 лет.
Саспенс в картине во многом вытягивается музыкальным сопровождением композитора Мэтью Марджесона, написавшего саундтреки к таким фильмам, как «Kingsman: Секретная служба», «Эдди "Орел"» и «Дом странных детей мисс Перегрин». Музыка нагнетает, обрывает, опутывает, звучит едва слышным фоном или замолкает. Она создает зловещую атмосферу и придает объемность, улучшая целостное восприятие. Пожалуй, в некоторых моментах она дает даже больше напряжения, чем сама картинка. И, что самое главное, не лезет вперед: это гармоничная и незаметная часть фильма, без которой, однако, все развалится.
Финал «Звонков» с одной стороны ясен и однозначен – все плохо, и вирус Самары распространяется с ужасающей быстротой. По логике, мы все умрем и снимать очередные «Звонки» будет некому. С другой стороны, несмотря на почти по косточкам разобранную историю недолгой жизни Самары, она остается словно бы недораскрытой. Кто такая Самара? Несчастная девочка с паранормальными способностями, которую все боялись, никто не любил и утопили в колодце? Или нет? После смерти она вернулась с местью, только не к конкретным людям, которые ее обижали, а к человечеству, стремясь распространиться и убить всех без разбора. Так кто же она: неупокоенное дитя или же чистое Зло, зачатое в насилии?
«Звонки» не из тех фильмов, которые будешь пересматривать много-много раз, а вот выбрать один вечер, запереться в комнате, погасить свет, забраться с ногами в любимое кресло и попугаться – почему бы и нет?