Из чего можно снять мультфильм или фильм, если вы не хотите связываться с рисованием тысячи картинок или у вас нет актеров? Может быть, снять в главных ролях пиццу и яичницу? Запросто! а может, проволоку и бумагу? Легко! А если и этого нет, то можно и из песка. В нашей подборке – самые удивительные и невероятные материалы, которые художники использовали для своих проектов (и почти никаких компьютерных спецэффектов!).
Граффити
Рисовать на стенах граффити и превращать их в мультфильмы догадалась студия BLU, создавшая короткометражку Muto о забавном монстре, гуляющем по стенам, а потом и видео Big Bang Big Boom. Однако, судя по тому, что YouTube-канал студии давно не обновлялся, сложное и затратное это дело – создавать мультфильмы из граффити…
«Съедобные» мультфильмы
PESfilm часто радует поклонников стоп-моушн-анимации забавными роликами, созданными из самых, на первый взгляд, непригодных для создания мультфильмов предметов. Однако можно отыскать на просторах YouTube и другие «съедобные» мультфильмы, которые разожгут интерес не только к сюжету, но и аппетит. ↓
↑ Советский и российский режиссер Гарри Бардин также отметился в «съедобной» анимации - правда, у него еда не пытается быть живой, ее поедают люди-невидимки, в которых зрители могут узнать свое собственное «лицо» (ну, или знакомых).
Игольчатый экран
↑ Технику анимации «игольчатый экран» изобрел в 1931 году наш бывший соотечественник, эмигрировавший во Францию после Октябрьской революции Александр Алексеев. Суть техники проста: есть доска с тысячами гвоздиков, проводишь рукой по поверхности - остается отпечаток, причем чем сильнее нажать на гвоздики, тем на оборотной стороне они будут заметнее. Однако воплощение техники, как можно догадаться, трудоемко, и именно поэтому с игольчатым экраном работали буквально считанные аниматоры. Наибольший вклад в ее развитие внес канадец Жак Друэн, ученик Алексеева - он усовершенствовал технику, отведя большую роль освещению и барельефному объему получающейся картинки.↓
«Бытовые» предметы
↑ Волшебство от уже упомянутого нами аниматора PESfilm.
↑ Знаменитый мультфильм Гарри Бардина «Выкрутасы» сделан из песка и проволоки, «Конфликт»- из спичек, а «Брак» - из веровочек. Но главный компонент всех этих работ - чувство юмора и оригинальность (кажется, легче сказать, из чего Бардин не делал мультфильмов, и то придется подумать...).
Альбомные обложки
Бывает и такое: режиссеры и художники Абрахам Спиар и Рохиташ Рао «заставили» обложки культовых музыкальных альбомов немножко повоевать друг с другом. Вот тогда-то и начали падать цеппелины… (если вы понимаете, о чем мы).
Песок
«Песочную» анимацию, изобретенную в 1969 году, сейчас выполняют из кофе, сахара, чая, даже из бусин и бисера. Один из самых известных художников этой техники – венгерский режиссер Ференц Чако, который создал множество анимированных «песчаных» короткометражек.
Гравюра по гипсу
Польский художник и режиссер Петр Думала изобрел сложную, но невероятно красивую и атмосферную технику анимации «гравюра по гипсу». Каждую картинку для своих короткометражек он буквально вырезает на гипсовых пластинах. Сложно, но зато результат получается удивительный.
Силуэты и бумага
Силуэтная анимация, пожалуй, одна из самых «древних» - первые мультфильмы, созданные с помощью бумажных силуэтов, появились еще в 1920-х годах. В первом полнометражном мультфильме, который дошел до нас - «Приключения принца Ахмеда» (1926) - силуэты вырезаны из черного картона и подсвечены сзади, на цветном фоне.Также в силуэтной анимации применялась ткань, фотографическая бумага и т.д. Силуэтная анимация - самая легкая в исполнении, и она вполне хорошо чувствует себя сейчас. ↓
↑ Еще один мультфильм Гарри Бардина в нашей подборке - на этот раз из бумажных кукол-оригами. Философскую притчу, музыкальным сопровождением к которой служит знаменитое «Адажио Альбинони» в исполнении Берлинского Филармонического Оркестра п/у Герберта фон Караяна (1897), каждый понимает по-разному.
↑ Здесь «бумажно-силуэтная» анимация обработана на компьютере - фактически, вырезанные из бумаги деревья являются местом «цифрового» действия.
Пластилин
Напоследок пара вполне себе «классических» мультфильмов из пластилина и кукол. Короткометражку «At The Opera» («В опере») отличает если не оригинальная лепка, то чувство юмора и неожиданный финал точно ↑. В то же время мультфильм Гарри Бардина «Кот в сапогах», социальная сатира по мотивам сказки Шарля Перро, впечатляет и исполнением, и сценарием, и, разумеется, самой сатирой. ↓
Куклы
Знаменитый - и один из последних - кукольный шедевр чешского режиссера Иржи Трнки, крик души художника, который устал жить в рамках вездесущей, давящей идеологии. Любопытно, что советские киноведы умудрялись не замечать подтекста мультфильма. Власти, в свою очередь, не стали запрещать показ мультфильма при жизни Трнки, однако сделали это спустя несколько лет после его смерти, так что долгое время «Рука» была малоизвестна.