Саундтреков рокерами и электронщиками создано уже много, и данная подборка не является попыткой выделения лучших. Это просто 11 мини-рассказов о кинематографических проектах именитых групп и музыкантов, сыгравших важную роль в судьбе своих создателей и занявших видное место в их дискографиях. Каждый из альбомов заслуживает того, чтобы вспомнить его и вдумчиво переслушать.
Pink Floyd – “More”
1969
Бывают случаи, когда рок-группе в виду жизненных обстоятельств необходимо несколько остановиться, обдумать дальнейший творческий курс, определиться с приоритетами. А музыкальная индустрия - среда довольно жёсткая, нельзя, чтобы о тебе забывали, выпускать проходной материал тоже опасно - пресса и фанаты спуску не дадут. В таких условиях оптимальным ходом может быть запись саундтрека к некоему фильму, не обязательно претендующему на широкую популярность (пожалуй, обращённость к узконаправленной аудитории даже лучше). Это специфический жанр, с одной стороны, лишающий, в определённой степени творческой свободы (всё-таки музыка должна увязываться с происходящим на экране). С другого же взгляда - не так важна пресловутая «хитовость», есть широкие возможности поэкспериментировать с разными приёмами звукозаписи и стилями.
Всё вышесказанное относится и к Pink Floyd конца 1960-х. Потеря Сида Барретта, фронтмена и главного генератора идей на начальном этапе существования группы - ощутимая пробоина в корпусе творческого корабле, грозящая увлечь на дно. Дэйв Гилмор - любопытная замена, но его потенциал ещё должен был раскрыться. Созданный при его участии “A Saucerful of Secrets” всё ещё несёт на себе заметную печать идей Сида. Но мир вокруг меняется, и музыка тоже меняется, надо бы двигаться дальше, но - куда? Саундтрек к фильму “More” хорошо зафиксировал эту атмосферу неуверенности и поиска.
В звучании присутствуют и старая добрая психоделика, и авангардные студийные эксперименты, и элементы фолка. “Up the Khyber” написана Райтом и Мейсоном - единственный раз в истории группы. “The Nile Song” и её «родная сестра» “Ibiza Bar” считаются одними из самых «тяжёлых» произведений Pink Floyd, предвестниками таких вещей, как “Young Lust” с альбома “The Wall”. В тексте песни, написанной Роджером Уотерсом, некоторые поклонники пытаются высмотреть зачатки тем концептуальных произведений 1970-х.
Надо заметить, что какие-то песни на самом альбоме “More” звучат не так, как в фильме (некоторые туда вовсе не вошли). Поиск, сплошной поиск и отсутствие ограничений. Саундтрек этот определённо не порекомендуешь широкой публике, но он стал весьма важным этапом в карьере Pink Floyd.
Queen – “Flash Gordon” («Флэш Гордон»)
1980
«Флэш Гордон» сам по себе - фильм отнюдь не выдающийся. Но в данном случае нас это не интересует. Важно, что это была одна из первых кинокартин с действительно внушительным бюджетом, саундтрек к которому был записан рок-группой (посильную помощь в создании оркестровых аранжировок оказал Говард Блэйк). Для самих же Queen участие в проекте “Flash Gordon” стало хорошим способом относительно безболезненно войти в 1980-е.
Напомним, что ранее коллектив особо указывал на обложках собственных пластинок, что в записи не использовались синтезаторы. Но технологический прогресс был неумолим, и в условиях «новой волны» далее сопротивляться новшествам стало уже невозможно. Осторожную попытку заигрывания с синтезаторами Queen предприняли в “The Game”, но требовались более широкие эксперименты. В этой связи возможность создания именно саундтрека (вроде как полноценного альбома, а вроде бы и не совсем) оказалась очень своевременной. Номерную пластинку поклонники и критики наверняка бы приняли в штыки. Даже спустя неполных пару лет танцевально ориентированный “Hot Space” получил немало критических стрел в свой адрес, а уж про 1980 год и говорить нечего - это мог быть сильный удар по группе и её будущему. А так всё прошло безболезненно. Но без “Flash Gordon” могли и не состояться успех “Radio Ga Ga” и других поздних хитов ансамбля, это стоит признать.
3
Mark Knopfler – “The Princess Bride” («Принцесса-невеста»)
1987
До поры до времени Марк Нопфлер почти все свои творческие идеи дарил руководимой им группе Dire Straits. В коллективе он был и композитором, и автором текстов, и певцом, и лид-гитаристом. Только в середине 1990-х годов Марк окончательно решился распустить ансамбль и посвятить себя сольной деятельности. А до этого момента музыкант отдыхал от жизни лидера всемирно известной группы с помощью сайд-проектов и сочинения саундтреков. Музыкальное оформление кинофильмов, написанное Нопфлером, представляет собой отдельный пласт его творческого наследия, достойный исследования – этакий альтернативный композиторский путь, который находится несколько в тени главных достижений.
Трудно выделить какой-либо один саундтрек, но пусть это будет сопровождение к романтическому фильму «Принцесса-невеста» 1987 года выпуска - созданный на волне потрясающего успеха альбома “Brothers in Arms”, когда Марк был на вершине мира.
Neil Young – “Dead Man” («Мертвец»)
1995
Фильм «Мертвец» Джима Джармуша, вышедший в широкий прокат в 1996 году, трудно отнести к какому-то определённому жанру. Это и вестерн (снятый в чёрно-белой палитре), и притча, и роуд-муви с мистическим оттенком. Важным элементом, создающим атмосферу глубины и неопределённости, стал саундтрек Нила Янга. Именитый музыкант в одиночку импровизировал на акустической и электрогитаре, органе и пианино, просматривая только что смонтированную картину. Джармуш высоко оценивал итоговый результат, заявив, что благодаря чуткой передаче собственных эмоций Янг поднял фильм на новую высоту.
Вышедший в конце февраля 1996 года CD-диск содержит наработки Нила, чередующиеся с диалогами из картины и голосом Джонни Деппа, декларирующего поэзию Уильяма Блейка. Кроме того, были добавлены некоторые звуковые эффекты, невозможные непосредственно в фильме - например, шум заведённой машины, тогда как действие «Мертвеца» происходит в XIX веке, ещё до того, как автомобили были изобретены.
Nick Cave & Warren Ellis – “The Proposition” («Предложение»)
2005
Весьма интересный и необычный случай получился с фильмом «Предложение» 2005 года. Примечательно здесь то, что австралийский музыкант и автор песен написал к нему не только саундтрек, но и сценарий (на последнее у него ушло лишь три недели). Следовательно, степень прочувствования сюжетных ходов кинокартины со стороны композитора была, в данном случае, выше обычного.
Для создания качественной работы Кейв привлёк своего коллегу по The Bad Seeds, мультиинструменталиста Уоррена Эллиса. На пару они создали весьма неторопливую и балладную запись, весьма заметно отличающуюся от произведений основного коллектива, когда всё-таки приходилось учитывать требования коммерческой привлекательности. В дальнейшем Ник и Уоррен ещё не раз трудились дуэтом над музыкой к кинофильмам, и сценарий Кейв тоже порой писал, но именно “The Proposition” - тот, первый опыт - можно рекомендовать к прослушиванию в первую очередь.
Peter Gabriel - “Passion”
1989
Картина Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» сама по себе вызвала множество споров и пересудов. Но было в ней то, что по достоинству оказалось оценено очень многими. Это «что-то» - саундтрек авторства Питера Гэбриэла. Во второй половине 1980-х экс-лидер Genesis переживал успешный период, вызванный широкой популярностью его альбома “So”. Доверие к нему было очень высоко, и именно Питер выглядел оптимальной кандидатурой, способной воплотить в жизнь амбициозный проект саундтрека к фильму. Ради достижения поставленных целей Гэбриэл собрал под своим руководством музыкантов разных регионов мира - Европы, Южной Азии, Африки, Ближнего Востока. Таким образом, он во многом открыл для широкой публики таких исполнителей, как сенегальцы Бааба Мааль и Йуссу Н'Дур (ныне министр туризма и культуры этой страны), пакистанец Нусрат Фатех Али Хан.
Сам Питер умело добавлял к этническим элементам партии современных инструментов, добиваясь особенного, медитативного звучания. Идей и наработок оказалось настолько много, что альбом “Passion”, изданный в 1989 году, значительно расширил оригинальный саундтрек, прозвучавший в фильме. Впоследствии этот диск был включён в число 25 наиболее влиятельных эмбиент-альбомов всех времён.
Air – “The Virgin Suicides” («Девственницы-самоубийцы»)
1999
Французский дуэт “Air”, конечно, не рок-группа, музыканты работают в жанре электронной музыки. Тем не менее, мы уже видели, что многие рок-исполнители используют возможность написать саундтрек и для того, в числе прочего, чтобы поработать в необычном для себя жанре (как Гэбриэл с эмбиентом), поэтому звучное имя ещё не означает непременные атрибуты рок-музыки в звучании. Впрочем, к “Air” это утверждение о нетипичности совсем не относится - при создании саундтрека к первому полнометражному фильму Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы» французы были в своей стихии.
Эту кинокартину невозможно представить без характерного музыкального сопровождения, а томная композиция “Playground Love” стала особенно популярной. Пожалуй, Air - это тот случай, когда саундтрек в дискографии для многих людей заслоняет многие (если не все) номерные альбомы.
Clint Mansell – “Requiem for a Dream” («Реквием по мечте»)
2000
Когда-то Клинт Мэнселл был гитаристом и вокалистом бесшабашной группы Pop Will Eat Itself - коллектива, в своей музыке сочетавшего элементы традиционного рока, индастриала, хип-хопа и новых течений электроной музыки. Когда PWEI изжили себя и распались, Клинт некоторое время находился на творческом распутье. На помощь ему в ту пору пришёл друг, Даррен Арофновски, собиравшийся ставить свой первый полнометражный фильм – «Пи». Картина оказалась успешной, но музыку авторства Клинта оценили лишь специалисты. А вот вторая совместная работа режиссёра и музыканта – «Реквием по мечте» - принесла широкое признание не только первому, но и второму. Мог ли кто во времена расцвета Pop Will Eat Itself предположить, что Мэнселл когда-нибудь будет воплощать свои идеи в жизнь с помощью струнного квартета? Но такое время действительно настало, и Kronos Quartet отлично сработались с композитором. Струнные в их исполнении выражали самые разные эмоции, отнюдь не только мягкость и теплоту. Впрочем, каждый критик видел в саундтреке “Requiem for a Dream” что-то своё. Но это всё дело субъективное, а вот то, что объективно, так это большая популярность работы. Несколько переработанные темы и мотивы саундтрека впоследствии использовались в ряде известных кинокартин, в числе которых «Властелин колец», «Я – легенда», «Код да Винчи» и другие. А сам Клинт Мэнселл с тех пор остаётся востребован и почти каждый год выдаёт по нескольку новых сопровождений к фильмам.
Explosions in the Sky – “Friday Night Lights” («В лучах славы»)
2004
Подборка была бы неполной без представителя жанра пост-рок. Казалось бы, энтузиасты инструментальной музыки (подчас весьма абстрактной) очень хорошо вписываются в жанр саундтрека, но мелькают на небосклоне они не столь часто. В качестве яркого примера можно привести труды группы Explosions in the Sky по оформлению фильма «В лучах славы» (2004 год). Пригласил парней к участию продюсер Брайан Райцелл, большой поклонник их творчества (и хороший знакомый дуэта Air, к слову). В самом саундтреке не было ничего необычного или экспериментального - коллектив действовал в своём стиле. Музыканты являются уроженцами тех техасских мест, в которых развивается сюжет спортивной драмы, поэтому они постарались передать свои чувства максимально красиво и правдоподобно.
Jonny Greenwood — “There Will Be Blood” («Нефть»)
2007
Radiohead - группа, любящая и умеющая экспериментировать, но такому многостороннему мультиинструменталисту, как Джонни Гринвуд, всё равно нужно время от времени работать самому и иметь больше пространства для самовыражения. Он предпочитает для этого создавать саундтреки. Первый из них, “Bodysong” (к документальному фильму) можно считать пробой пера, зато второй, “There Will Be Blood” (в российском прокате кинокартина называлась «Нефть») уже стал вполне зрелым и убедительным самостоятельным заявлением музыканта, достойным сопровождением к эпического размаха драме. Он вполне мог получить «Оскар», но не был допущен к номинации, так как часть песен уже была написана Гринвудом ранее. Тем не менее, Джонни явно почувствовал уверенность в своих силах и в 2010-х стал участвовать в кинематографических проектах заметно чаще.
Trent Reznor and Atticus Ross – “The Social Network” («Социальная сеть»)
2010
Один из наиболее известных саундтреков начала 2010-х. Трент Резнор и режиссёр Дэвид Финчер были знакомы ещё до этого. Когда Финчер предоставил Резнору идею поработать над саундтреком к «Социальной сети», тот сначала отказался из-за занятости и усталости. Однако режиссёр решил выдержать паузу и дать артисту отдохнуть и осмыслить возможную запись. Расчёт сработал, спустя некоторое время Трент сам обратился к Дэвиду на предмет сотрудничества и получил уведомление, что «Социальная сеть» по-прежнему ждёт его в свои объятия. Аттикус Росс, уже поучаствовавший к тому времени в создании нескольких альбомов Nine Inch Nails, был приглашён помогать. Итоговый результат несколько напоминал последнюю работу Резнора и Росса, Ghosts I-IV, и оказался гораздо мрачнее, чем изначально предполагалось, что соответствовало невесёлому, в целом, тону повествования самой «Социальной сети». И фильм, и саундтрек к нему стали широко известны.