Обложка и упаковка физических носителей ещё в 1960-е годы были замечательным способом привлечь внимание публики. В конце концов, дизайнеров, художников и маркетологов хлебом не корми – только дай выдать что-нибудь из ряда вон выходящее. Это уже своеобразный вид искусства.
Не будем предаваться стандартным вздохам на тему того, что интернет лишил нас романтики «оценить альбом и упаковку на ощупь». Как раз наоборот, сейчас, чтобы привлечь покупателей, многим приходится серьёзно думать над оригинальностью и выпускать в свет сногсшибательные издания. Специально для иллюстрации этого в конце подборки приведены несколько примеров из XXI века. Мы вовсе не замыкаемся на «былинных временах» 1960-х и 1970-х.
Но довольно слов. Вспоминаем необычные обложки, конверты, упаковки. Здесь есть, что оценить.
The Rolling Stones – “Their Satanic Majesties Request”
1967
У «Роллингов» хватало на протяжении карьеры необычных дизайнерских решений в плане обложек альбомов. Конечно, наиболее известный пример из их дискографии - это альбом “Sticky Fingers” с расстёгивающейся ширинкой. Но он и так постоянно упоминается, поэтому в данную подборку мы поместим другой пример, а именно оригинальный вариант студийной пластинки 1967 года “Their Satanic Majesties Request”. Обложка первого издания содержала трёхмерную фотографию, дабы при изменении ракурса лица музыкантов начинали смотреть друг на друга, а у Мика Джаггера появлялись скрещенные руки. Кроме того, на этом варианте сложнее найти участников The Beatles, помещённых на обложку «в отместку» за некоторые элементы оформления «Сержанта Пеппера». В дальнейших изданиях TSMR от трёхмерной фотографии отказались (возможно, по соображениям экономии), однако первоначальная версия оформления самого психоделического альбома «роллингов» поклонниками очень ценится, и в своё время была прорывной.
The Velvet Underground – “The Velvet Underground & Nico”
1967
Ни один уважающий себя материал о необычных виниловых обложках не может обойтись без знаменитого банана. На ранних изданиях шкурка представляла собой наклейку, которую можно было снять, согласно совету Энди Уорхола (“Peel slowly and see”), чтобы узреть розовый фрукт, нарисованный непосредственно на обложке
Small Faces – “Ogden's Nut Gone Flake”
1968
Дизайн и обложка третьего студийника группы Small Faces являлись пародией на ливерпульскую табачную фирму Ogden's Nut-brown Flake. Вокалист Стив Мэрриотт решил пошутить, сделав название пластинки этаким каламбуром. Упаковка же оказалась выполнена в стиле круглой жестяной коробки из-под табака. Воплощение этой идеи в жизнь было весьма затратным. Кроме того, такие круглые коробочки частенько скатывались с полок меломанов, падали и ломались. Поэтому впоследствии издатели вернулись к более традиционному оформлению.
Soft Machine – “The Soft Machine”
1968
Обложка первого альбома группы Soft Machine содержала картонную вставку в центре, вращавшуюся наподобие колёсика. Таким образом, можно было по очереди просматривать изображения участников группы и голой женщины. В настоящее время экземпляры “The Soft Machine” с исправной вставкой являются коллекционной редкостью, так как обычно она давно сломана.
Jethro Tull – “Stand Up”
1969
Обладатель приза от журнала New Musical Express за 1969 год. Конверт сделан по принципу детской книжки – при его раскрытии фигурки участников коллектива поднимаются, намекая на название пластинки.
Led Zeppelin – “Led Zeppelin III”
1970
Джимми Пейдж и остальные участники Led Zeppelin были не восторге от дизайнерских решений оформления третьего альбома группы. Но из песни слова не выкинешь. Двойной раскладной конверт “Led Zeppelin III” бросался в глаза сюрреалистической обложкой, в которой присутствуют воздушные суда разных типов, бабочки, животные. Складывалось такое впечатление, будто автор хотел придумать нечто концептуальное, но идеи так и не оформились, оставшись лишь в виде различных фрагментов и кусочков. Однако мысль становится понятной, если обратить внимание на внутренний конверт, во многом повторявший тот самый "The Soft Machine" в плане вращающейся картонной части. Если её вращать, отверстия лицевой стороны можно заполнить соответствующими картинками.
The Who – “Live at Leeds”
1970
Внешне оформление легендарного концертника The Who, позаимствованное у “Live'r Than You'll Ever Be”, бутлега The Rolling Stones, было ничем не примечательно. Однако так могло показаться только на первый взгляд, ибо внутри почитателей коллектива ждали сюрпризы. “Live at Leeds” открывался по принципу конверта, чтобы покупатель увидел два кармана. В одном из них была сама пластинка, в другом – копии некоторых документальных свидетельств истории группы (письмо-отказ EMI, напечатанные и рукописные тексты песен, фотография времён подготовки сингла “My Generation”, постер с Питом Таунсендом). А самые везучие фанаты, которым удавалось урвать один из первых 500 образцов, получали ещё и копию контракта The Who на выступление на Вудстокском фестивале.
Family – “Anyway”
1970
Четвёртый студийник ансамбля Family был облачён в прозрачную пластиковую упаковку. Обложку, при желании, можно вытащить. То есть, это было что-то вроде прообраза оформления CD-дисков. Сама иллюстрация содержит рисунок Леонардо Да Винчи (для дизайна даже была специально приобретена лицензия на его использование). На пластиковом конверте не было напечатано/выгравировано никакого трек-листа.
Uriah Heep – “Look at Yourself”
1971
Гитарист Uriah Heep Мик Бокс задумал сделать так, чтобы покупатель название третьего студийного альбома его группы (Look at Yourself) воспринял буквально. Сделать это предполагалось с помощью обложки, содержавшей «зеркальную» часть, сделанную из фольги, в которой человек мог видеть своё искажённое изображение.
Grand Funk Railroad – “E Pluribus Funk”
1971
Оригинальное издание пластинки было исполнено в серебряном цвете. Оно похоже на большую монету с профилями участников ансамбля.
Horslips – “Happy to Meet – Sorry to Part”
1972
Первый полноформатный альбом ирландской группы Horslips – сам по себе работа примечательная. Специалисты считают его едва ли не первым примером «кельтского рока», поскольку музыканты создали оригинальный микс из рока и ирландских народных мотивов. А упаковали сие творение в весьма необычный восьмиугольный конверт.
Atomic Rooster – “Made In England”
1972
Первые издания четвёртого альбома английского коллектива Atomic Rooster были упакованы в настоящую джинсовую ткань. Таким оформлением порадовали только жителей Туманного Альбиона. Уже в США альбом был выпущен в «нормальном» варианте, да и в Великобритании последующие релизы сопровождались художественным артом. Джинсы на всех не напасёшься.
Alice Cooper – “School's Out”
1972
Пятый альбом группы Эллиса Купера интересен как дизайнерским исполнением обложки (старомодная школьная парта), так и тем, что пластинка внутри конверта была упакована в бумажные женские трусики разного цвета. Выпуск таких изданий скоро пришлось прекратить, но вовсе не потому, что подняли гул возмущения моралисты. Просто-напросто выяснилось, что «трусики» легко воспламеняются, посему их и решили убрать.
Sweet – “Give Us A Wink”
1976
При попытке извлечь внутренний конверт из внешнего обладатель четвёртого студийного альбома группы Sweet мог заметить, как один глаз ему подмигивает. Кроме того, задняя сторона содержала надписи на кирпичной стене в стиле «уличного искусства», посвящённые подмигиванию, а также ободранный плакат участников Sweet с надписью «Разыскиваются! За подмигивание».
Public Image Ltd. – “Metal Box”
1979
Второй студийный альбом группы Public Image Ltd., в соответствии со своим изначальным названием, был издан в виде металлической коробки, в которой пластинки были разделены листами белой бумаги, ещё один лист формата А5 содержал трек-лист и информацию о создателей. От включения текстов песен в набор пришлось отказаться, их потом отдельно опубликовали в музыкальной прессе. Всего было выпущено 60000 экземпляров «металлической коробки», потом альбом под названием “Second Edition” был перевыпущен в более привычном виде.
The Durutti Column – “The Return Of The Durutti Column”
1980
Эпоха пост-панка была славна своей жаждой новаторства и борьбой с пережитками прошлого. The Durutti Column решили, что их первая пластинка будет упакована в конверт из наждачной бумаги, чтобы портить стоящие по соседству с ней пластинки и бороться с застоявшимися на полке реликтами самым что ни на есть физическим образом.
Spiritualized – “Ladies and Gentlemen We Are Floating in Space”
1997
В эпоху CD-дисков артисты и дизайнеры также находили оригинальные решения для своих релизов. Самое заманчивое для коллекционеров издания альбома “Ladies and Gentlemen We Are Floating in Space” группы Spiritualized было выполнено в виде упаковки с таблетками, причём в виде «таблеток» предстали 3-дюймовые диски с песнями пластинки.
Beck – “The Information”
2006
Седьмой официальный (и десятый, если в общем) студийный альбом Бека Хансена дополнялся комплектом наклеек. По задумке артиста, таким образом каждый поклонник сможет придумать свой собственный вариант дизайна обложки.
The Flaming Lips – “Gummy Song Skull” и “Songs of Love”
2011 / 2013
Заслуженная американская рок-команда The Flaming Lips в последнее время любят удивлять своих поклонников изобретательными решениями. В 2011 году мини-альбом “Gummy Song Skull” вышел на USB-носителе, вставленном в кусок жевательного мармелада в виде человеческого черепа. А через два года музыканты подготовили подарок ко Дню Святого Валентина, заключив подарочный сборник в точную копию человеческого сердца. Шоколадную.
Julian Casablancas + The Voidz – “Tyranny”
2014
Ещё одно примечательное творение цифровой эпохи – первый совместный альбом Джулиана Касабланкаса и группы The Voidz. Специальное USB-издание выполнено в виде зажигалки.