Уильям Фолкнер: Война с самим собой

К 120-летию со дня рождения одного из самых непримиримых американских авторов XX века.

Уильям Фолкнер, безусловно, писатель невероятный, по-своему сложный и, скажем прямо, крутой. Но будем честны - читателей «Шума и ярости» или «Авессалом, Авессалом!» мы встречаем куда реже, чем любителей Гессе, Хемингуэя, Манна и других лауреатов Нобелевской и Пулитцеровской премии, в числу которых входит и сам Фолкнер. Услышав фамилию автора «Притчи», мы конечно относим его к писателям первого ряда. Но попробуйте самостоятельно перечислить прозаиков и поэтов мировой величины - и вряд ли вы вспомните Фолкнера. Несмотря ни на что, классик американской прозы навсегда останется в истории мировой литературы. Первая публикация Фолкнера в СССР состоялась в глубокие 1950-е. Тогда сперва издательство иностранной литературы выпустило несколько рассказов американцев, а затем и «Правда» напечатало короткую прозу. Первое русскоязычное шеститомное собрание сочинений Фолкнера выходило в свет с 1985 по 1987 год.

Чем же нам запомнился один из самых знаменитых литераторов XX века?

Свой первый роман Уильм Фолкнер написал в 1926 году, но до этого он успел отметиться сборником стихов «Мраморный фавн». Ещё раньше, в 1919 году будущий романист опубликовал дебютную поэтическую работу – «Полуденный отдых фавна» аллюзию на известную эклогу Стефана Малларме. За свой первый рукописный труд он даже получил гонорар - 15 долларов. Спустя несколько десятилетий такими выплатами его можно было только рассмешить. Но стихи Фолкнера не принесли автору славы, так как по большей части оказались вольными переводами французских символистов. Дебютное крупное произведение, роман «Солдатская награда» был ожидаемо забыт критиками и читателями. За ним последовали ещё две проходные работы, но, спустя три года с момента первой прозаической публикации, имя Фолкнера всё же было воспринято литературой всерьёз. В 1929 году в книжных магазинах появляется роман «Шум и ярость» - одно из важнейших произведений писателя. Но и этот труд не приносит ему денег. Вынужденный кормить семью, Фолкнер берётся за работу киносценаристом. Попутно он пишет прозу, в том числе роман «Авессалом, Авессалом!», который вскоре сделает его одним из важнейших американских авторов. Но, как известно, настоящий писатель живёт в незначительных романах и короткой прозе.

Например, в романе «Свет в августе» - раннем произведении будущего победителя Национальной книжной премии. В нём 35-тилетний Фолкнер смог показать столь многое, что усомниться в величии автора такого текста было бы огромной глупостью. Натурализм, призраки, насилие, расовые проблемы и отсылки к Писанию стали фундаментом, на котором и в дальнейшем строилась литературная философия американца.

Первый сборник его рассказов носит не самое жизнеутверждающее название «13» (или «Эти 13»). По самому заглавию легко догадаться, что он состоит из тринадцати коротких сюжетов, написанных в промежутке от 1925 до 1931 гг. Как и другие работы Фолкнера, они состоят из войны и убийств, смерти вождей и спасения друзей. Так же и не вошедший в «13» рассказ того же периода «Полный поворот кругом» написан о временах Первой мировой войны, в которой сам писатель норовил поучаствовать. Но война завершилась, когда будущий классик ещё доучивался в школе британской армии.

Но вернёмся к крупным работам Фолкнера. В 1948 году, после шестилетнего военного молчания, он издаёт новый роман «Осквернитель праха» и вновь возвращается к американским расовым разногласиям. Будучи южанином, Фолкнер всегда резко чувствовал национальную несправедливость. Темнокожего фермера ошибочно обвиняют в убийстве белого человека, а в его освобождении принимают участие двое подростков и старая дева. Спустя год, за экранизацию «Осквернителя праха» автор получил 50 000 долларов от компании MGM. Кроме того, именно после публикации этого романа Фолкнер получил главную награду - Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «за значительный и художественно уникальный вклад в развитие американского романа».

Однако, премией Альфреда Нобеля писатель не ограничился. В 1955 году Уильям Фолкнер стал победителем Пулитцеровской премии за роман «Притча», а в 1962-м опубликовал роман «Похитители», который также принёс автору победу на конкурсе Джозефа Пулитцера 1963 года, но награда вручалась уже посмертно. Критики называли последний роман Фолкнера его главной работой. В нём снова была показана жизнь Юга США, на этот раз глазами мальчишки из аристократической семьи. Именно он видит, как меняется жизнь вокруг, как уходят былые времена и наступает пора джаза, скачек и дорогих автомобилей. Южный мотив в прозе Фолкнера настолько силён, что один из местных литературных журналов «Оксфорд американ» признал «Авессалом, Авессалом!» лучшим южным романом всех времён.