Для быстрого поиска начните вводить запрос

Не «Флойдом» единым: 10 «тандемов» Дэвида Гилмора

От психоделии Сида Барретта до электроники The Orb.
6 марта 2017 0
Не «Флойдом» единым: 10 «тандемов» Дэвида Гилмора

Великая группа - одновременно и дар и проклятье. На одной чаше весов - успех, поклонники, деньги, на другой - страх остаться всего лишь частью легенды, вне которой тебя словно бы нет: по счастью, так случается далеко не со всеми. Soyuz.Ru отмечает 71-летие легендарного гитариста Pink Floyd, вспоминая самые яркие и интересные примеры его работы «на стороне».

1

Дэвид Гилмор и Кейт Буш

Пожалуй, одним из самых ярких событий музыкальной биографии Дэвида вне Pink Floyd стало знакомство с юной девушкой-вундеркиндом по имени Кейт Буш. Впечатлившись фортепианным демо, которое попало к нему через друга семьи, Гилмор помог Кейт сделать полноценную запись и получить контракт с EMI.


"Passing Through Air", записанная в 1973 году в студии Гилмора, была выпущена семь лет спустя на оборотной стороне сингла “Army Dreamers”, став очередным подтверждением того факта, что у великих музыкантов даже би-сайды нередко оказываются шедеврами. Песня длиной в две с небольшим минуты звучит более рОково, чем что-либо на вышедшем в итоге “The Kick Inside” - и хотя Кейт никогда не была поклонницей прямолинейного рока, остается только жалеть, что большинство остальных сделанных тогда же записей так и не увидели света.


2

Дэвид Гилмор и The Orb


Заигрывания с электроникой для Дэвида были не в новинку: с самого начала его группу называли пионерами космической музыки, Рик Райт активно слушал Штокхаузена, а звучание ранних «Флойд» явно повлияло на краут-рок, без которого, в свою очередь, не было бы ни британской эмбиент-группы The Orb, ни этого весьма интересного совместного проекта. Состав участников выдает себя с самого начала - пронзительная и протяжная гитара, живо напоминающая “Shine On You Crazy Diamond”, сменяется традиционным для Orb электронным битом, и на протяжении всего диска обе эти линии переплетаются и расходятся, создавая легко узнаваемое и в то же время ни на что не похожее музыкальное полотно. И не исключено, что именно эта запись, ставшая своего рода современной инструментальной версией то ли “Echoes”, то ли альбома “Wish You Were Here”, натолкнула Гилмора на мысль об еще одном прощальном альбоме его собственной группы.


3

Дэвид Гилмор и Arcadia


В 1985 году участники Duran Duran Саймон ЛеБон, Ник Роудс и Роджер Тэйлор, воспользовавшись паузой в работе группы и наслушавшись глэм-арт-рокеров Japan, решили привнести в музыку немного восточной экзотики. Кое-кто называет их единственный альбом So Red The Rose “лучшей невыпущенной работой Duran Duran, а песня “The Promise” обращает на себя внимание хотя бы составом: когда и где еще сходились в одном месте гитара Гилмора, клавиши Херби Хэнкока и бэк-вокал Стинга?


4

Дэвид Гилмор и Supertramp


Коллеги Дэвида по цеху «умного рока» Supertramp в том же 1985 году также переживали не лучшие времена: уход гитариста, певца и одного из основных авторов Роджера Ходжсона явно нарушил баланс, однако последовавший за этим диск 1985 года “Brother Where You Bound” оказался одной из самых недооцененных работ группы. Заглавная песня альбома, посвященная «холодной войне» и открывающаяся цитатами из Оруэлла и «Интернационала», оказалась полноценной 17-минутной сюитой, вторая часть которой открывается визжащим гитарным соло, усиливающим чувство тревоги и клаустрофобии - видно, что мистер Гилмор хорошо усвоил уроки мистера Уотерса, а людей все-таки стоит хотя бы иногда пробуждать от сладкого сна.


5

Дэвид Гилмор и Пол Маккартни


Хотя члены Pink Foyd и The Beatles были шапочно знакомы еще со времен «Сержанта», а их общий звукоинженер Алан Парсонс работал как над “Abbey Road”, так и над пластинкой о темной стороне Луны, до совместной работы руки у них дошли только в конце 70-х. Пробным камнем стало участие Гилмора в проекте Rockestra - своего рода All-Starr Band’е Пола Маккартни. Шедевров в тот раз, увы, не случилось, зато следующая проба стала классической.

«Он играл на фортепиано, исполнил вживую вокальные партии и записал все целиком с сессионными музыкантами за одну трехчасовую смену», - вспоминает экс-участник «Пинк Флойд». Песню “No More Lonely Nights” многие признают едва ли не лучшей у Пола в 80-е и одной из лучших за всю его карьеру. А гитарные партии Гилмора стали ее украшением: то, что могло бы стать очередной сладкой балладой, благодаря финальному соло напоминает не столько «Битлз», сколько «Пинк Флойд», закладывающих еще один кирпич в стену.


6

Дэвид Гилмор и Unicorn


Устав от бремени прогрессивного рока, гитарист Pink Floyd обратил внимание на молодые группы, игравшие крепкий кантри-фолк-рок в духе Eagles и Crosby Stills Nash & Young. Первой из этих групп стали Sutherland Brothers & Quiver, вошедшие в историю рока с хитом “Sailing” - его впоследствии перепевали Род Стюарт и Джо Дассен. Сыграв с братьями Сазерлендами на нескольких концертах, Гилмор вошел во вкус и решил попробовать себя в качестве продюсера с другой аналогичной группой. Увы, ничего равного “Take It Easy” или “Teach Your Children” «единорогам» создать не удалось, но протяжно-меланхоличная “There’s No Way Out Of Here” настолько захватила продюсера, что попала на его первый сольник и вышла синглом, хотя ни альбом, ни песня не имели особого успеха в чартах.


7

Дэвид Гилмор и Пит Таунсенд


Среди немногочисленных ценителей первого сольного альбома Дэвида Гилмора оказался ни много ни мало Пит Тауншенд, столкнувшийся с ним на одной из сессий и предложивший «звонить, если что». При подготовке второго сольника “About Face” у Дэвида возникли проблемы с текстами, и после «маленькой помощи друга» на его сольник попали песни “Love on the Air” и “All Lovers Are Deranged”, тексты которых были написаны Питом. Еще один текст показался заказчику «недостаточно своим» и был отложен в сторону, но ненадолго: все в том же 1985 году Тауншенд пригласил Гилмора сыграть гитарные партии в паре песен, одной из которых стала та самая отвергнутая “White City Fighting”. Сам же автор музыки впоследствии с иронией называл себя единственным, кто когда-либо написал песню для Пита Тауншенда, кроме самого Пита”.



8

Дэвид Гилмор и Скотти Мур

Говорят, западные музыканты остерегаются коллег, не знающих музыки Чака Берри и иже с ним. В самом деле - играешь ты затейливый арт-рок, блюз или хард, а нет-нет да и потянет вернуться к корням и вспомнить времена машин с открытым верхом, набриолиненных волос и любимых песен по радио. В 2005 году бывший гитарист Элвиса Пресли Скотти Мур собрал на Эбби-роуд настоящую звездную команду, куда вошли в том числе Эрик Клэптон, Марк Нопфлер, Билл Уаймен и еще один невоспетый герой гитары Альберт Ли. Не затерялся на этом фоне и гитарист Pink Floyd, исполнивший аккуратную версию «королевского» хита “Don’t”.



9

Дэвид Гилмор и Брайан Ферри


«В те дни Дэвид записывался со всяким, кто его об этом просил», - отмечает биограф группы Николас Шаффнер. Пусть даже и так, список выстроившихся в очередь впечатляет: помимо перечисленных в этой статье, его услугами в 80-е пользовались Грейс Джонс, Рой Харпер, электропоп-группа Berlin, экс-участник Chicago Питер Ситера и маэстро изысканного арт-рока Брайан Ферри. Песня “Windswept” стала третьим синглом альбома Ферри “Boys And Girls”, но, несмотря на все усилия, не снискала успеха “Slave To Love” и “Don’t Stop The Dance”. Засим последовало участие в легендарном Live Aid 1985: «облом» от накладок во время выступления не помешал гитаристу свести знакомство с клавишником Ферри Джоном Кэрином, который спустя несколько лет попадет в новый состав «Пинк Флойд». Что же до упомянутой "Windswept", то она заслуживает куда больше внимания, чем получила в 1985 году, застряв в нижних строчках хит-парадов: атмосферность и слаженная работа двух титанов «музыки для эстетов» производят впечатление даже сейчас.


10

Дэвид Гилмор и Сид Барретт


Уход Сида Барретта из основанной им группы был долгим и тяжким, но странным образом не повлиял на отношения с другими участниками: вскоре после того, как его место в группе занял Гилмор, отвергнутому лидеру предложили контракт на запись. И он позвонил Гилмору и Уотерсу, которые как раз в это время работали над двойным “Ummagumma”.

«У нас было слишком мало времени, - вспоминал Гилмор. - С Сидом было очень трудно работать, и мы часто думали: чувак, это же ТВОЯ чертова карьера, так сделай же наконец что-нибудь! Но он был нашим давним другом, и у него были проблемы, так что это самое малое, что мы могли для него сделать». Одной из самых ярких песен, записанных при посредстве Гилмора и Уотерса, стала "Dark Globe", она же "Wouldn't You Miss Me". Никаких басов и ударных, лишь полный отчаяния голос и бренчание акустической гитары, - но за две с небольшим минуты начинаешь понимать, почему некоторые поклонники рока ценят записи Сида больше, нежели все записанное после него под именем Pink Floyd. Именно эту вещь в разное время переигрывали такие звезды, как REM, Placebo и Soundgarden, а сам Дэвид сыграл ее в 2006 году, посвятив памяти ушедшего друга.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями