Спустя 20 лет на экраны выходит продолжение культового фильма «На игле», который стал визитной карточкой для британца Дэнни Бойла. Это потом весь мир будет его знать как режиссера картины «Миллионер из трущоб», но сначала, в духе того времени, были Кайфоломы, Кочерыжки и Рентоны...
Интересно, что сам Бойл никогда не был большим любителей всей этой «игольной» темы. В дальнейшем в его фильмах уже не прослеживается такой четкий социальный британский реализм с психоделическим уклоном. Да, все это он использовал, но по отдельности – то один прием, то другой, синтезировал все возможное, но уже не эти аспекты.
После премьеры первой части Дэнни Бойл сразу же запланировал сиквел «На игле». К счастью, материала у режиссера было достаточно, потому что герои Ирвина Уэлша продолжали удивлять в продолжении оригинального романа под названием «Порно». Однако небольшая ссора Бойла с исполнителем главной роли Юэном МакГрегором, растянувшаяся на несколько лет, помешала съемкам. Кино о похождениях всем знакомых героев пришлось отложить, но не забыть. Впоследствии уже сам МакГрегор признавал, насколько нелепой была его обида по отношению к Бойлу. В интервью The Guardian Юэн МакГрегор рассказал, как важен был для него Бойл и как тяжело было потерять внимание своего первого режиссера, будучи молодым актером.
После фильма «На игле» Бойл, в свою очередь, вернулся к любимому жанру триллер и с успехом пытался его модернизировать, доказывая, что карьеру он все-таки начал с картины «Неглубокая могила» (1994). За это время он успел уже отказаться от звания «сэра», поработать в театре и спродюсировать сериал. Позже ему приходилось объясняться, почему его «Стив Джобс» (2015) не смог собрать кассу и зачем нужно было делать его таким композиционно сложным.
А у Дэнни Бойла все сложно, однако подается это легко, ритмично, энергично, ярко и музыкально. «Т2. Трейнспоттинг» - прост по композиции и сюжету, но эмоционально сложен иначе: он вроде бы обычный, но с тем британским реализмом и той психоделикой, которой Дэнни Бойл шокировал еще в 90-е. Только шок здесь уже совсем другого вида. В фильме нет трэша, бунта, сопротивления, злобы и поисков возможностей проявить себя. Зато есть комфорт, кризис среднего возраста, разбитые надежды и все те же клубы с дешевой музыкой и дорогим алкоголем где-то в Эдинбурге.
«Молодые рассерженные» прошли, ушло и «поколение экстази», описанное в романах Ирвина Уэлша. Посттэтчеризма, как главной темы, тоже давно уже нет. Однако есть все те же проблемы с мигрантами, католиками и протестантами. И кто такие шотландцы, в конце концов?
Марк Рентон возвращается из Амстердама в Эдинбург спустя 20 лет и совсем не узнает свой родной город, Принсес-стрит и другие улицы. Книжный Рентон у Ирвина Уэлша приезжает домой спустя 10 лет, потому что так и не смог обрести себя в другом месте; в конце романа он все равно продолжает поиски, но уже не один. В фильме «На игле 2» Марк, который старше на 20 лет, возвращается домой за своим прошлым, за ответами, за ностальгией, которая поможет обрести будущее. Изначально он надеется остаться в Эдинбурге только на несколько дней, обманывая себя, что все понял и решил. Однако уже на месте Рентон ввязывается в новую авантюру, которую ему подсовывает дружок Саймон.
В британском кино есть такая особенность: герои никогда не бросают все и не убегают за мечтой, они сначала хорошенько подумают, какого труда это стоит. Этот тонкий момент и отличает кинематограф Соединенного Королевства от любого другого. От скупого консерватизма с вековыми традициями нельзя избавиться просто так. «Молодые рассерженные», прозвавшись британской «новой волной», вернулись к «буржуазному» спокойствию. «Поколение экстази», посттэтчерское кино Питера Каттанео, Кена Лоуча и Майка Ли, возвращается к очередному «консерваторскому» спокойствию.
Так, Рентон приезжает в Эдинбург, чтобы встретиться с прошлым, не отвергая его, а почти обожествляя, еще сильнее привязываясь к своим бывшим друзьям-наркоманам. Кайфолом же, совсем застрявший в прошлом, смотрит на вернувшегося Марка совершенно по-другому. Кочерыжка становится самим Ирвином Уэлшем, раскрывая в себе талант писателя, а Бегби больше не злится, потому что не на кого и не на что. Больше нет протеста, бума, всплеска и побега от реальности, но есть воспоминания и биение сердца. Британцам не свойственно строить новое, разломав старое. Они возвращаются, чтобы снова это прожить и увидеть с другой, более зрелой стороны
Дэнни Бойл зовет зрителей не «разламывать» первый фильм под прессом «культовости» первой части и ярких медийных заголовков. Режиссер снимает сиквел и ностальгирует, совсем не скрывая, что по прошествии целых 20 лет изменились не только герои, но и сам британский постановщик. Вместо эпатажности — много философичности, бытовухи и родного реализма, но с драйвом под электронный аккомпанемент Underworld и The Prodigy. Ритм совсем другой, не похожий на первую часть, более спокойный и добродушный, потому что вызова больше нет. Герои не бунтуют. Дэнни Бойл пытается объяснить, что про первую часть стоит забыть при просмотре второй, иначе идея будет непостижима. Режиссер переосмысливает прошлое с другим рвением и отдачей. Это может выглядеть слабо, но в то же время это совершенно объяснимо: другого «На игле» никогда больше не будет.
У фильма нет единого настроения: комедийность, трагедийность, драматичность или же мелодраматичность, напряжение — все меняется в течение сюжета, и зритель не скучает. Он может не понимать, к чему лиричность этой истории. Дружба, ностальгия, любовь, свое место в жизни… Все потому, что персонажи больше «не глазеют на поезда», уносящиеся в сторону высоких гор или же на юг в Англию. Теперь они сами сходят с этих поездов на любой станции.
Больше не осталось бунтарей, рожденных проворными, как в треке «Born Slippy» группы Underworld. Теперь это уже «Slow slippy» (дословно – «медленно-проворный», «медленно-быстрый») и всевозможные вариации. Люди все еще зависимы: зависимы от наркотиков, алкоголя, религии, ЗОЖ, медиа, как в книге Уэлша «Сексуальная жизнь сиамских близнецов». Если «торчать», то по полной, неважно, от чего, и Дэнни Бойл передает эти мысли из романов на экран. Режиссер придумывает свой финал для героев фильма, продолжая традиции Уэлша, и оставляет его открытым, как и в романе «Порно», соглашаясь только в том, что Рентон остается не один. Потому что больше всего люди зависят от таких же «самих себя».