Поклонников совершенно заслуженных групп Metallica и Megadeth во всём мире несчетное количество. Немало наличествует и тех, кто пребывает в постоянном восторге от нелегкой музыкой, порождённой 80-ми годами, будь то трэш-метал, пауэр-метал классической модели или немецкий мелодический спид-метал. Но есть маленькая деталь: все эти субстили хэви-метала вряд ли бы появились не свет, если бы не их предшественник из Великобритании, ставший на грани десятилетий — между 70-ми и 80-ми — ярчайшим примером «контр-контркультуры» в рок-н-ролле. Это и была «новая волна британского хэви-метала», она же New Wave Of British Heavy Metal, она же NWOBHM. И вы прекрасно знаете имена групп Iron Maiden и Def Leppard, как и то, что они никогда не открещивались от своей укоренённости в этом весьма неоднородном… нет, даже не стиле, а скорее народно-музыкальном движении. Но об истории и социально-экономическом значении NWOBHM — в другой раз, а сегодня — просто лучшая десятка альбомов «новой волны британского хэви-метала», без которых не существовало бы даже Metallica, не говоря уж о современной экстремальной сцене. Если вы считаете себя серьёзным поклонником тяжелой музыки, то ваша эрудиция может сильно пострадать без знакомства с нижеприведенными альбомами, рождёнными на земле островной Империи с 1980 по 1982 год. И последнее: поскольку выстраивать десятку этих творений по важности и сложно, и глупо, альбомы перечислены здесь в хронологическом и алфавитном порядке.
AngelWitch “AngelWitch”
1980, Bronze Records
Лондонские фанаты Black Sabbath и Judas Priest и одни из участников концерта 8 мая 1979 года в лондонском клубе Music Machine (вместе с Iron Maiden и Samson), после которого обозреватель музыкальной газеты “Sounds”, 24-летний Джефф Бартон (Geoff Barton) как раз изобрёл термин New Wave Of British Heavy Metal даже к своему полноразмерному дебюту в грамзаписи шли кривым путём. Ведь первоначально трио гитариста и певца Кевина Хейборна (Kevin Heybourne) успело выпустить под контрактом с мэйджором EMI сингл “Sweet Danger” (июнь 1980) — но тот добрался лишь до 75-го места в национальном чарте, и контракта не стало… Но, поскольку NWOBHM на тот момент был модным термином, новое место работы не заставило себя ждать: на группу обратил внимание сам продюсер и менеджер Uriah Heep Джерри Брон (Gerry Bron). Но и этот контракт завершился после одного альбома, зато какого: по безупречности синтеза агрессии и мелодики это безымянное творение не имело себе равных на британской сцене тех лет. Поэтому не нужно удивляться, что лидер Megadeth Дэйв Мастэйн (Dave Mustain) и сейчас называет “AngelWitch” альбомом, повлиявшим на его решение исполнять хэви-метал, а в одном из составов группы в конце 80-х играл барабанщик Exodus Том Хантинг (Tom Hunting). И еще одно доказательство гениальности этой работы — сколько бы не старался сам Кевин Хейборн на протяжении последующих лет хотя бы приблизиться к уровню этих десяти песен, даже у него ничего-то не получалось.
Def Leppard “On Through The Night”
1980, Vertigo / Phonogram
Что ни скажи про эту работу — “самый тяжелый альбом Def Leppard” или “самый лиричный альбом NWOBHM в целом” — всё верно будет. Полноразмерный дебют шеффилдских юношей вызвал некоторую оторопь в рядах журналистов и поклонников музыки потяжелее — слишком уж явно в этих песнях слышна любовь лидера группы, вокалиста Джо Эллиотта (Joe Elliott) к поп-наследию национальных рок-героев Queen, T.Rex и Mott The Hoople. Результат — полупрезрительное (в это трудно поверить) отношение к Def Leppard на родине артистов и первые, но явные признаки стадионного успеха за океаном благодаря правильной тактике работы «на разогреве» у популярных там имён. Впрочем, несколько наивный звук альбома, выстроенный Томом Алломом (Tom Allom, известный по работе с Judas Priest), вполне отвечал чаяниям всякого, условно говоря, ПТУшника, в какой бы части света тот не жил — эти песни просто фонтанируют скрытым лиризмом и невнятными романтическими ожиданиями, столь понятными и желанными всякому 16-летнему. Пусть даже не обладающему убитой джинсовкой с именем своих кумиров на спине и парой проклёпанных напульсников.
Diamond Head “Lightning To The Nations”
1980, Happy Face Records
Всё, что вы хотели знать об этом альбоме, вам уже рассказал лидер Metallica Ларс Ульрих (Lars Ulrich). Тем не менее, восторги Ларса не должны заслонить главного — изобретательная игра гитариста Брайана Тэтлера (Brian Tatler) и удивительные для столь молодых по возрасту музыкантов представления о структуре и динамике композиций превратили “Lightning To The Nations” в одну из важнейших работ за всю историю хэви-метала вообще. И прав был уже упоминавшийся Джефф Бартон, говоря, что «в любой песне Diamond Head риффов больше, чем на первых четырёх альбомов Black Sabbath». Чтобы в полной мере оценить новаторство квартета из Стауэрбриджа, достаточно знакомства с заглавным номером альбома и номером “Am I Evil?” — по драматизму и музыкальной изобретательности рядом с ними даже самые претенциозные треки иных современных прогрессив-металлистов могут показаться чем-то скучным и рудиментарным. Как кажется, и Metallica до сих пор боится приблизиться к своим учителям — даром что Ларс и его команда записали четыре кавер-версии композиций с “Lightning To The Nations”, на титульный номер они так и не замахнулись. Всё вышесказанное не означает, что прочие пять номеров альбома — какие-то пустые места: “Lightning To The Nations” по-хорошему должен слушаться только целиком и в естественном порядке следования композиций.
Iron Maiden “Iron Maiden”
1980, EMI
Комментарии излишни? Как бы не так: для миллионов Iron Maiden — это состав с Брюсом Дикинсоном (Bruce Dickinson) у микрофона. Но сделавший группе имя в мировом масштабе дебютный альбом — это квинтэссенция NWOBHM: сырой звук и зашкаливающий энтузиазм музыкантов даже в студии. Плюс к этому — престранный синтез композиторских достижений лидера группы, бас-гитариста Стива Харриса (Steve Harris), наследующий таковым у его любимых Genesis и Jethro Tull (как минимум в эпике “Phantom Of The Opera” и инструментале “Transylvania”), жёсткого гитарного звука и почти панковской вокальной подачи фронтмена Пола Ди'Анно (Paul Di'Anno). Невзирая на подобное сочетание разнонаправленных амбиций, о “Iron Maiden” можно сказать то же, что и о любом альбоме, с которым великая группа прорывается в большой мир: песни хороши. Вполне допустимо и обоснованно мнение, что такой концентрации хитов, как здесь, ни на одном альбоме Iron Maiden более не было.
White Spirit "White Spirit"
1980, MCA
Единственный альбом уроженцев Хартлпула обычно рассматривается как эдакая сноска в рок-истории: дискать, здесь начиналась карьера в грамзаписи будущего гитариста групп Gillan и Iron Maiden Яника Герса (Janick Gers). В реальности же едва ли не единственный NWOBHM-состав, в инструментарии которого присутствовали клавишные инструменты, был преизрядной белой вороной движения в целом. Еще бы, в музыкальном смысле White Spirit наследовал не привычным для всех Judas Priest, UFO или Black Sabbath, но Deep Purple, Kansas и отчасти Rush одновременно! А клавишные Малькольма Пирсона (Malcolm Pearson) занимали в аранжировках протяжённых композиций не меньшее место, чем гитара Яника. Поэтому мнение ряда экспертов о том, что данный альбом — это исторически первая работа в стилистике прогрессив-метала, не так уж далека от истины. Строго говоря, White Spirit вполне могли бы стать настоящими преемниками Deep Purple в 80-е, однако перемены в составе доканали группу с удивительной быстротой. Напоследок — не самый случайный, надо полагать, курьёз: общеизвестная композиция Iron Maiden “2 Minutes To Midnight” (1984) обладает устрашающим сходством с открывающим этот альбом вполне себе хитом “Midnight Chaser”.
Praying Mantis “Time Tells No Lies”
1981, Ariola BMG
Еще одно удивительное «лыко в строку» нелёгкой пролетарской музыки — лондонцы Praying Mantis, ловко вписавшиеся в NWOBHM-тусовку благодаря дружбе с легендарным хэви-диджеем Нилом Кеем (Neal Kay). Никакого тяжелого звука в ранних записях состава братьев Трой, гитариста Тино Троя (Tino Troy) и поющего бас-гитариста Криса Троя (Chris Troy), не было и в помине — зато там имелись залежи мужественной мелодраматичности в духе сочинений группы UFO и вокального многоголосия в совершенно американском духе. Выдающиеся таланты братьев как мелодистов позволили им еще в андерграундном статусе стать авторами совершенно выдающегося, моментально запоминающегося номера “Captured City”, попавшего наряду с сочинениями Iron Maiden, AngelWitch и Samson на программный NWOBHM-сборник “Metal For Muthas” (EMI, 1980). Дебютный альбом “Time Tells No Lies” также оказался абсолютно мэйнстримовой работой — и вот именно недостаток тяжести в звуке, вкупе с нежеланием музыкантов брать в состав свободного фронтмена-вокалиста, и отвратил от Praying Mantis именитых менеджеров. Хотя за такую песню, как “Beads Of Ebony”, масса конкурентов съела бы собственную шляпу… Однако естественный интерес японцев к подобным мелодическим подвигам позволил братьям Трой не только возродить группу в 1990 году, но и приобрести серьёзный звёздный статус под флагом Восходящего Солнца. Состав существует до сих пор и выпускает альбомы стабильного качества с удивительной регулярностью.
Saxon “Denim And Leather”
1981, Carrere Records / EMI
По сравнению со своими ближайшими конкурентами бывшие автослесаря из Йоркшира развили прыть неимоверную — “Denim And Leather” оказался четвертым (!) альбомом Saxon за три года. И до того эти, по выражению Джеффа Бартона, «непретенциозные звёзды», совершенно не страдали отсутствием истинно пролетарских хитов, но идейно крепко поименованный альбом оказался настоящим идеологическим заявлением NWOBHM — не в последнюю очередь благодаря титульному треку, собственно о NWOBHM и повествующим, а также номеру “And The Bands Playing On”, безо всяких фантазий и вымыслов рассказывающим о первом фестивале “Monsters Of Rock” в Ридинге (1980). Традиционная для Saxon «техническая песня» здесь тоже имеется — “Princess Of The Night” (кстати, исторически первая хэви-композиция, прозвучавшая в эфире Всесоюзного радио СССР) посвящена описанию почтового паровоза. “Denim And Leather” хорош не просто сам по себе — он, без преувеличения, стал моделью вечно радующего нас творчества Saxon на 35 лет вперёд и примером для иных групп, как можно оставаться близким и понятным слушателю любых лет с далеко не высшим образованием: сочинять сверхмелодичные песни о понятных каждому материях.
Tygers Of Pan Tang “Spellbound”
1981, MCA
Британские рок-эксперты настаивают на том, что главной работой «парней с северо-востока» является дебютный альбом “Wild Cat” (1980), записанный еще с президентом фирмы Neat Records Джессом Коксом (Jess Cox) в роли вокалиста. На самом деле веселье началось годом позже, с вхождением в состав нового фронтмена, самодеятельного актёра Джона Деверилла (Jon Deverill) и юного гитариста Джона Сайкса (John Sykes), позже сделавшего себе имя участием в группах Thin Lizzy, Whitesnake и Blue Murder. Результат — мутация радостного, но дубового хэви-буги в то, что можно было назвать прототипом мелодического спид-метала, причём задолго до подвигов немецких групп на этой ниве. “Spellbound” хорош сочетанием мелодической банальности, безыскусных аранжировочных ходов и технических умений музыкантов в сочетании с незаёмным энтузиазмом. Этот альбом показал, что незачем морочить голову слушателю замысловатой музыкой и якобы страшными текстами — любви народных масс можно добиться куда более лобовыми средствами при условии дотошного подхода к таковым, а равно и профессионального продюсера в лице прославленного эксперта Криса Цангаридиса (Chris Tsangarides).
Diamond Head “Borrowed Time”
1982, MCA
Когда гениальность сталкивается с коммерческим расчетом, результат может оказаться странным. Так и вышло со второй полноразмерной работой Diamond Head, которую боссы MCA Records сгоряча начали позиционировать как «настоящий дебют группы». В результате на “Borrowed Time” попали перезаписанные с более гладким звуком номера “Lightning To The Nations” и “Am I Evil?” с истинного дебюта квартета; прочий же материал вполне оправдывал ожидания того, что Diamond Head и впрямь станут новыми Led Zeppelin, причём очень-очень скоро. Наверное, так и должен был звучать максимально окультуренный NWOBHM-альбом, однако чрезвычайное затягивание с выпуском этой работы привело к довольно скромному результату — 24 место в национальных чартах. Плюс издатели оказались недовольны тем, что обложка кисти знаменитого иллюстратора Родни Мэттьюза (Rodney Matthews) обошлась фирме гораздо дороже (!), нежели собственно запись альбома. В результате, невзирая на все очевидные достоинства “Borrowed Time”, он был официально переиздан на CD в Европе лишь в 2009 году, да и то в составе тройного бокса “The MCA Years”. Искренне жаль, ведь эта работа полностью раскрывает максимально амбициозную и, если можно так выразиться, академическую сторону Diamond Head.
Venom “Black Metal”
1982, Neat Records
Первый альбом “Welcome To Hell” (1981) ньюкастльского трио удивил как минимум рок-общественность неслыханной яростью и жёсткостью прототрэшевого звука, а также текстами во славу Сатаны и иных не лучших персонажей; второй же указал, как эта музыка должна называться: блэк-метал. По меркам того времени Venom играли как одержимые, и на этом фоне мало кто обращал внимание как на донельзя прилипчивую вокальную мелодику зверских песен, так и на глупый, явно умышленный имиджевый и сценический героизм группы вполне в духе Kiss. Конечно, сейчас «блэк-металом» называется совершенно другая музыка, однако без этого альбома никогда не было бы группы Slayer. Только то, что у тех же Slayer всегда выглядело высоким искусством, в первоисточнике оборачивалось дуракавалянием с выпучиванием глаз на сцене (и в видеоклипах) и высокотехнологичными музыкальными забавами портовых грузчиков, кем музыканты Venom и трудились до начала своей профессиональной рок-карьеры. Можно сколько угодно распинаться о значении “Black Metal” как праотца всех экстремальных альбомов, но можно взглянуть на него и с иной стороны — как на продукт дьявольского (точнее не скажешь) чувства юмора рабочего класса Британии.