6 апреля в кинотеатрах России выходит биографическая драма «Время первых» с Евгением Мироновым и Константином Хабенским в главных ролях. Фильм повествует об одном из выдающихся событий в истории человечества – легендарном полете в космос Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восход-2» с последующим выходом Леонова в открытый космос. Рассказываем, какой получилась одна из главных отечественных картин 2017 года и какое место она займет в современном российском кинематографе.
На долю фильма «Время первых», как и на судьбу Леонова и Беляева во время полета 18 марта 1945 года, выпало немало сложностей. Сперва режиссерское кресло проекта занял Сергей Бодров. Затем его на самом старте сменил автор картин «Дурак» и «Майор» Юрий Быков. Режиссер успел отснять большую часть фильма, но был отстранен от должности. Выход картины не раз переносили на более поздний срок. И вот, в конце концов, постановку многострадальной ленты возглавил и довел до премьеры на больших экранах Дмитрий Киселев, на счету которого «Черная молния» и новеллы для крайне популярной в России серии фильмов «Ёлки».
Завязка картины «Время первых» рассказывает о том, как Алексей Леонов и Павел Беляев проводили подготовку к полету на космическом корабле «Восход-2», целью которого был первый выход человека в открытый космос. Времени на все про все у пилотов и команды конструкторов корабля было критически мало, так как США, главный соперник Советского Союза в холодной войне, грозили опередить СССР и присвоить это почетное достижение себе. В течение всех этапов кампании, начиная от подготовки и заканчивая приземлением, Леонова и Беляева преследовали сложности, о которых в те годы даже не сообщалось в газетах, по телевизору или на радио. Средства массовой информации СССР, наоборот, уверяли население страны о том, что все проходило без сучка и задоринки. Как показывает фильм «Время первых», события развивались далеко не так.
За разворачивающимися на экране перипетиями достаточно интересно следить, особенно если вы не знакомы с историей легендарного полета Леонова и Беляева в мельчайших подробностях. И хотя консультации при создании фильма давали лично Леонов, а также другие специалисты, в том числе имевшие непосредственное отношение к знаменитому полету, авторы киноленты не ставили перед собой цели максимально точно воссоздать каждый нюанс, поэтому без некоторых отклонений от реальных событий не обошлось. Но здесь речь идет уже о подробностях сюжета, поэтому, чтобы не спойлерить, отметим лишь то, что выдуманная часть истории добавляет происходящему на экране драматичности и крайне уместного в данном случае пафоса, что явно идет картине на пользу.
Даже несмотря на то, что счастливый финал тех знаменитых событий марта 1965 года всем прекрасно известен, персонажам искренне сопереживаешь. Эти эмоции вызывают, в первую очередь, отличные актерские работы Евгения Миронова, Константина Хабенского и Владимира Ильина, которые сыграли Алексея Леонова, Павла Беляева и Сергея Королева соответственно. Они мастерски демонстрируют широкий спектр эмоций, которые их персонажам довелось испытать, воплощая в жизнь то, о чем совсем недавно их современникам можно было только мечтать. Кроме того, именно чудесные перформансы этого трио позволяют качественно воплотить сценарий фильма «Время первых» в жизнь.
Если крепкая история и замечательная игра ведущих актеров киноленты соответствуют заявленному создателями высокому уровню картины, то оболочка не всегда поспевает за ними, а также за высокими стандартами современных фильмов о космосе. Тот факт, что картину снимали два режиссера, настолько разных и отличающихся друг от друга, бросается в глаза. Разность подходов постановщиков создает ощущение неких перепадов, к счастью, не критических для фильма. А вот некоторые режиссерские решения кажутся не совсем уместными. К ним я бы, например, отнес метафоричный сон Леонова, который временами разрывает гармоничность и целостность кинополотна. К сожалению, этот лейтмотив вплетен местами как-то неловко, грубо, поэтому положительным образом на художественную глубину картины не влияет.
Операторская работа и спецэффекты иногда выглядят весьма добротно даже по высоким голливудским меркам, но до визуального великолепия мастодонтов уровня «Гравитации» и «Интерстеллара», к сожалению, ни в одной из сцен не дотягивают. Временами там, где можно было проявить фантазию и показать космос или эпизоды подготовки вкусно и интересно, нашему вниманию представляют довольно простенькое и ровное зрелище. Глаз жадно за отдельные кадры не цепляется. Челюсть от завораживающих сцен в космосе, даже мысленно, не отпадает. Возможно, «виной» всему этому именно многочисленные американские фильмы о космосе, которые подняли планку демонстрации этого сеттинга на высокий уровень, но избежать сравнения не получается. Конечно, можно говорить о разнице в бюджетах, но давайте будем честны - не все упирается исключительно в деньги.
В рамках современного российского кинематографа «Время первых» – картина значимая, я бы сказал, даже нужная. Подобные фильмы, восхваляющие истинные свершения героев вне времени, всегда были и будут уместны. Приятно, что в данном случае у создателей получилось в первую очередь достойно рассказать (подчеркиваю это слово) историю людей, ценой своей жизни превозмогающих сложности на пути к вечному. И если вы хотите познакомиться с тем, какими усилиями далось это фантастическое достижение героев Советского Союза, рекомендовать просмотр картины «Время первых» можно запросто. Только не ждите от фильма визуального воплощения, соответствующего стандартам лучших кинолент про космос. С этим картина не справляется.