Вышедший в свет буквально сегодня альбом “InFinite” исключением не станет — кто-то будет радоваться одному факту его издания, кто-то — возмущаться и говорить, что «Deep Purple уже не тот». Однако с первого же прослушивания новинки слышно, что любимая нами группа подала музыкантам как минимум своего поколения очень важный пример того, как и от корней не отрываться, и не превращаться на старости лет в посмешище. Одним словом, стареть в рамках своей профессии достойно.
И вот тут нужно вспомнить — как бы и кому это не казалось оскорбительным — что сперва у Deep Purple достойно стареть ну никак не получалось. Для начала, первая пара альбомов, записанных после ухода из группы Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore), то есть “Purpendicular” (1995) и “Abandon” (1998) была призвана, по мнению музыкантов и даже их издателей, возродить дух группы начала 70-х. Получилось, как известно, так себе — не в последнюю очередь благодаря манере гитарной игры Стива Морза (Steve Morse), в корне отличающейся от таковой у Блэкмора. Лучше всего по этому поводу высказался тогда Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen): «Ничего не имею против Стива, но он совершенно не подходит Deep Purple — он американец и играет на гитаре со звукоснимателями-хамбакерами». Да и Ян Гиллан (Ian Gillan) неуместно пытался реинкарнировать самого себя в облике молодого и неистового рок-певца времён альбома “Deep Purple In Rock” (1970). Альбомы же “Bananas” (2003) и “Rapture Of The Deep” (2005), записанные уже после ухода из группы Джона Лорда (Jon Lord) просто вызывали куда больше вопросов, нежели симпатий. Очевидно, что группе была нужна (даже невзирая на почтенный возраст), как модно выражаться сейчас, перезагрузка. Спасение прибыло в лице канадского ветерана рок-индустрии, продюсера Боба Эзрина (Bob Ezrin), прославившегося ещё в 70-е нахождением индивидуального звучания для таких важных артистов той эпохи, как Kiss и ещё группа, а не сольный артист Alice Cooper. Конечно, Deep Purple не нужно было изобретать звук с нуля, но вот вернуть в него трудноопределимый словами дух былой эпохи очень не помешало бы. Боб справился с этой не самой простой задачей — альбом “Now What?!” (2013) был встречен фанфарами. Но опять же, при всех своих очевидных музыкальных плюсах он не снимал вопроса — удастся ли «вечным парням» безболезненно вжиться в образ солидных патриархов стиля? Этот ответ, как оказалось, дал только “InFinite”.
Единственное, чего музыкантам Deep Purple (и их издателям) здесь не удалось — так это создать правильное впечатление об альбоме до его выхода в свет. Открывающий песенную программу номер “Time For Bedlam”, ранее широко представленный в Интернете, довольно нетипичен для “InFinite” в целом, хотя обильные и в меру безумные клавишные партии Дона Эйри (Don Airey) уже наводят на мысль, что клавишные будут преобладать над гитарами на всём альбоме; так оно и получается. Просто “Time For Bedlam” — это глубокий римейк исторической “Pictures Of Home” (1972), а подлинная сущность “InFinite” лежит в другой плоскости: музыканты группы с удовольствием играют в эдаких патриархов блюза (или, если угодно, блюзового хард-рока). В тех музыкантов, которые уже давно покорили рок-Олимп и могут позволить себе немного расслабиться. Если принять эти правила игры и не ждать от современного состава Deep Purple избыточного вокально-инструментального героизма, но и не произносить пафосных фраз в духе «как же наши герои умеют красиво стареть!», то “InFinite” способен на протяжении своих 45 вполне виниловых минут доставить вам немало удовольствия.
Ведь перед нами — настоящий блюз-роковый альбом, который хочется сравнить с работами Whitesnake «джинсового» периода (1978–1982): основа материала “InFinite” — это не только мелодия и умения инструменталистов, но и настоящий блюзовый грув. Попытка указать на ярчайшие номера, выполненные в подобном духе, будет означать необходимость переписать более половины трек-листа альбома. Плюс музыканты не пытаются сыграть того, что они в силу возраста уже не в состоянии сыграть (и спеть). При прослушивании этих песен так и видишь Боба Эзрина в продюсерском кресле, раздающим оттуда указания мэтрам умерить свои героические рок-порывы… Результат — вполне спокойные и, хочется сказать, жовиальные вокальные партии Яна Гиллана (особенно показательные в «почти хите» “One Night In Vegas”), очень строгий гитарный звук Стива Морза и настоящее клавишное пиршество Дона Эйри. Преобладание сольных партий Дона даже позволяет кое-кому проводить параллели между “InFinite” и сольными альбомами Дона 2008–2014 годов. Немногие исключения из подобной картины — настоящая AOR-полубаллада “The Surprising”, восходящая к сольному альбому Яна Гиллана “Naked Thunder” (1990), серьезная и в меру драматическая пьеса “Birds Of Prey” не без элементов симфонизма да кавер-версия общеизвестной композиции The Doors “Roadhouse Blues” (1970). Последняя решена, как выразились бы ранее, в пивбарном духе — с преобладанием партий губной гармоники Яна и хонки-тонкового фортепиано Дона. Как кажется, не зря она поставлена замыкающим номером альбома — музыканты Deep Purple не могли бы лучше продемонстрировать преемственность традиций своего творчества и совсем уж стародавнего классического рока. И это — безусловно важный финальный штрих работы, которую уже сейчас можно назвать лучшим ретро-роковым альбомом 2017 года. Хотя, конечно, ретро-роковым он окажется для тех, кто знакомился в рок-музыкой уже в 80-е и позже, а для всех нас, кому Deep Purple полагается слушать чисто по возрасту, он окажется еще одной очень хорошей работой нашей любимой группы. Соответствующей своей музыкой и духом возрасту и музыкантов, и их верных поклонников.