Для быстрого поиска начните вводить запрос

Мастерские социальные карикатуры и пародии от Чарли Чаплина

О чем своими фильмами говорил со зрителем знаменитый актер и режиссер.
16 апреля 2017 0
Мастерские социальные карикатуры и пародии от Чарли Чаплина
Евгений Дергунов
автор

Вот уже для нескольких поколений зрителей актер, сценарист, режиссер и композитор Чарльз… просто Чарли Чаплин остается уникальным в своем роде персонажем. Создатель образа Бродяги был не просто лицом своего времени – он был голосом, который, маскируясь под смешное и несерьезное, громко заявлял о самых актуальных проблемах своего времени. Каждое появление Чарли Чаплина на экране – это высмеивание каких-то социальных пороков, неосмотрительных действий политиков, человеческих предрассудков и стереотипов, которые остаются актуальными до сих пор. Чарли Чаплин не побоялся буквально на себе «изобразить» историю такого непростого XX века и всегда верил в человека и его силы преодолеть любую из обозначенных проблем, чтобы мир стал лучше.


Высмеивание Гитлера и нацизма


Говоря о 30-40-х годах прошлого века, сложно не вспомнить событие, которое, пожалуй, предопределило, каким будет XX век - приход к власти в Германии Адольфа Гитлера. Чарли Чаплин сумел заглянуть вглубь проблемы нацизма, увидеть ее насквозь и преподнести зрителю в самом наглядном виде. В его первом звуковом полнометражном фильме «Великий диктатор» (1940) актер критически высмеял идеологию Гитлера и саму идею нацизма, завуалировав все узнаваемыми художественными образами.


Чарли Чаплин о человеческой доброте

Своими фильмами Чарли Чаплин до сих пор вдохновляет людей на добрые поступки. Ленту «Огни большого города» (1931) можно назвать полноценным путеводителем по добру. Герой Чаплина подает пример отзывчивости, разграничивает понятия добра и зла в современном мире, чтобы зрители, подобно слепой девушке, прозрели и увидели, что каждый из нас может помочь ближнему, сделав тем самым мир чуточку добрее.

Бродяга, этот экранный «маленький человек», большими шагами прошел по многим социальным проблемам. Анализируя зрительскую реакцию на того же Бродягу, Чаплин увидел, что образ разностороннего и загадочного персонажа открыт для зрителя, и Чез (имя персонажа Чаплина) легко вызывает улыбки и слезы. Тогда актер и режиссер начал говорить еще громче: он обратил внимание зрителей всего мира на проблемы рабочих с маленькой зарплатой, которые за гроши фактически тянут экономику своих стран, на бедняков на улицах и другие социальные категории, которым необходимо внимание со стороны власть имущих.


Жизнь простого рабочего

Своими историями Чаплину легко было заполучить внимание зрителя. Добрый чудак с грустными глазами и хорошими манерами проходит через привычные аудитории реалии, при этом акцентируя внимание на бытовых моментах. Кажется, обычное дело – в короткометражке «День зарплаты» (1922) рядовой рабочий приходит на службу, забирает деньги и идет домой к жене. Все так похоже на то, что какой-нибудь Джон Смит (или даже Вася Сидоров), сидящий в зале, делает каждый месяц. Это близко многим зрителям, они понимают героя, подсознательно понимая также, что очень многих беспокоит коррупция на работе и во власти и халатное отношение к нижестоящим в иерархии труда.


Карикатура праздности и ханжества

Одной из самых любимых тем Чаплина был разговор между социальными классами. В своих короткометражках он создавал контрасты и по-новому смотрел на богатых и бедных. В коротком метре «Праздный класс» (1921) он придумал Чезу богатое альтер-эго в виде похожего персонажа, но из класса выше. Жена двойника принимает Бродягу за мужа, и так начинаются 30 минут сумасбродного веселья. Чаплин помещает своего героя в «богатое» окружение со всеми его роскошными развлечениями. Естественно, все действие утрировано – Чез неуклюже играет в «благородный» гольф, а состоятельные люди «упиваются» своим праздным миром. Ханжество «высшего» общества Чаплин высмеивает и в полнометражной «Парижанке» (1923). Классовая грань стирается, и он напоминает, что мы все едины.


Жестокий шоу-бизнес

На вопросах социума и политики Чаплин не останавливался – он любил посмеяться и над шоу-бизнесом. В короткометражке «Профессор» (1919) видно, к чему порой приводят выходки ради лишней пары минут внимания к своей персоне. В гонке за славой люди часто забывают о своем достоинстве, пользе для окружающих и вообще о смысле публичности. Так и укротитель блох из этой ленты пытается выделиться за счет своеобразной деятельности. Насекомые опасны – то и дело норовят укусить прохожих. Дрессировщик все время действия находится среди бедняков, он и сам происходит из этого класса. Его огромная доброта к своим маленьким друзьям и необычайный навык работать с ними выделяют его, однако показать свои способности тем, кто может «раскрутить» этот аттракцион, ему не удается. Так Чаплин рассказывает об еще одной стороне мира шоу – многие талантливые люди, даже пытаясь показать свой дар людям, порой остаются всю жизнь где-то внизу, в тени «везунчиков», которые, может быть, куда менее талантливы.


Финансовые махинации

Не упустил возможности Чарли Чаплин вникнуть и в тему экономики, закона и порядка. Попав в универмаг, центр махинаций и постоянного круговорота денег, персонаж Чаплина сталкивается с авантюрной историей кражи большой суммы. Конечно, именно Бродягу подозревают в хищении. На протяжении всего фильма «Контролер универмага» (1916) нам показывают классические фигуры толстосумов и тех, кто любит нажиться на своей должности, а также рассказывают о двойственной системе закона, благодаря которой любой знающий лазейки хитрец может выйти сухим из воды.


Изобретение смерти

Высмеять желание человечества вечно быть выше самой природы Чаплин тоже не забыл. В короткометражке «Тройные неприятности» (1918) Чез устраивается работать уборщиком в дом полковника Натта. Здесь зритель узнает об изобретении нового вида взрывчатки, которую хотят заполучить многие. Традиционная суматоха приводит… к взрыву изобретения. Сквозь слезы от смеха зритель начинает понимать: а может, и не нужно человечеству ставить себя выше природы? Не приведут ли постоянные попытки «усовершенствовать» смертельно опасное оружие к уничтожению жизни на планете, так что и изобретать что-либо будет просто некому?..


Оборотная сторона любви

Конечно, как же без любви? И ее последствий... Всегда нужно держать баланс между умом и сердцем. Так и в «Пародии на Кармен» (1915), где герой Чаплина, испанский офицер Дарн Хосьери, оказывается сражен чарами цыганки, его окружение не принимает и не понимает этой «обманчивой» страсти.


Ситуативный Чез

Режиссер и актер Чарли Чаплин – мастер случайностей и жизненных эпизодов. Он любил составлять целые событийные цепочки, которые, на первый взгляд абсолютно случайные, затем приводили, точно по эффекту бабочки, к чему-то большому и совершенно неожиданному. В «Дне развлечений» (1919) Чез, после отдыха с семьей, собирается ехать домой. Кажется, очередная «бытовушность», которую Чаплин показывает в деталях, вроде мучения со складным шезлонгом и дорожного ремонта. На протяжении всей ленты Чаплин говорит зрителю: «Не делайте драмы из любой проблемы, все случайности не случайны, а любую неприятность можно решить с гордо поднятой головой». Возможно, нам нужно поучиться у Чеза, который единственный среди сердитых полицейских понял, что выйти из цепкого гудрона можно – нужно лишь снять ботинки. «Сколько неприятностей ты встретил за этот день, Чез!», - скажет кто-то. «Так и закончился этот прекрасный день», - невозмутимо ответит Чез. В этом и есть один из главных посылов зрителю от Чарли Чаплина.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями