Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Фарго» братьев Коэнов: Выдуманный настоящий город детства

Как появилась идея фильма о кровавом, но мудром городе, и существует ли Фарго на самом деле.
25 апреля 2017 0
«Фарго» братьев Коэнов: Выдуманный настоящий город детства

Джоэл и Итан Коэны – проще говоря, братья Коэны, – возможно, одни из самых узнаваемых личностей в американском кино. Их работы сочетают в себе как иронию с историческими отсылками, так и культуру определенного времени с черным юмором. Фразу «То, где вы родились, становится частью вашей личности» можно смело отнести и к братьям, особенно если речь заходит о«Фарго», который в определенной степени был списан с города, где они выросли.

Сент-Луис Парк и детство «двухголового режиссера»

Итан и Джоэл Коэны

Итан и Джоэл Коэны

Север США, штат Миннесота, Миннеаполис – город, который, между прочим,с 1988 года является городом-побратимом Новосибирска и обменивается с ним культурным опытом (в частности, в сфере кино). В одном из пригородов Миннеаполиса, Сент-Луис Парк, как раз и родились братья (Джоэл Коэн – 29 ноября 1954 года, Итан Коэн - 21 сентября 1957 года). Им, можно сказать, повезло к тому моменту небольшое поселение в округе Хеннепин превратилось в полноценный город благодаря экономическому буму. Причем этот самый «бум»произошел в том числе из-за прибытия в округ новых поселенцев –иммигрантов. По подсчетам, более 40% населения Миннеаполиса – евреи (коими, между прочим, и являются братья), а второй разговорный язык в округе и вовсе русский (благодаря тем самым иммигрантам – выходцам из бывшего СССР). Простейшим поиском в Yelp в окрестностях Сент-Луис Парка можно найти как минимум три ресторана с русской кухней.

Скриншот Yelp

Скриншот Yelp

Но вернемся к братьям. К 1960 году они уже прониклись любовью к кино. Пока Итан учился ходить, юный Джоэл подрабатывал, насколько ему позволял возраст, стрижкой газонов, мытьем окон и машин – все для того,чтобы купить свою первую камеру, VivitarSuper-8. Эта крошка, в отличие от многих до нее, могла обеспечить стандартную для кино запись в 24 кадра/сек, а также позволяла снимать в рапиде для достижения эффекта замедленного действия.

Описание камеры VivitarSuper-8

Описание камеры VivitarSuper-8

Пока будущие режиссеры переснимали на свою новенькую камеру фильмы, которые они видели по телевизору, в Сент-Луис Парке постоянно происходило что-то, выходящее за пределы разумного. Например, во время забастовки рабочих кто-то кинул «Коктейль Молотова» в популярное местное кафе «Бэтти» - просто потому, что мог. Благо, пострадала только дверь. Однажды одному покупателю в местном магазине не понравилось, что на кассе его медленно обслужил человек в возрасте – и тогда он вышел из магазина и несколько раз выстрелил в витрину. К счастью, тогда никто не пострадал. Если поднять информацию о преступности в округе, где выросли братья Коэны, можно найти множество примеров совершенно абсурдных ограблений, которые в перспективе могли бы послужить вдохновением для оригинального сценария.

Сент-Луис Парк, 2000-е годы

Сент-Луис Парк, 2000-е годы

Упомянутые выше ситуации и многие другие моменты, включая киноленты того времени, пришедшиеся на период взросления братьев Коэнов, повлияли на их манеру рассказывать истории своих персонажей и раскрывать их характеры. Например, одним из фильмов, которые смотрели братья, был нуар «На опасной земле» (On Dangerous Ground, 1951). В картине нам показывают историю полицейского, который готов преступить закон, лишь бы добиться результата, однако порученное ему дело меняет его на эмоциональном уровне. Расследуя убийство молодой девушки, он узнает, что убийца – душевнобольной, а после встречи со слепой сестрой подозреваемого он переосмысливает свой взгляд на жизнь. Или фильм Акиры Куросавы 1963 года «Рай и ад» (High and Low), который повлиял на то, как братья показывают работу полицейского, особенно в поведенческом плане.

Сент-Луис Парк, 1960-е

Сент-Луис Парк, 1960-е

Возможно, именно поэтому в «Фарго» мы можем заметить похожие ситуации, пусть и с гротеском или юмором, который братья любят добавлять к своим историям. Примечательно, но в сценах, которые снимает Джоэл, много крови, физических расправ, драк, рвоты и тому подобного. Например,в одной из его ранних работ – Lumberjacks at play (1971) главным героем был лесоруб, который шел на работу с чемоданом, полным блинов (по-американски – панкейков), и с пилой. Поскольку братья любили блины, то, рано или поздно, лесоруб обязательно их съедал, после чего дело доходило до рвоты, что в глазах братьев в то время выглядело смешным. Даже когда Джоэл Коэн учился в Нью-Йоркском университете один из профессоров обратил внимание на то, что его работы содержат сцены с длительным «испусканием» крови и прочих жидкостей.

Кадр из фильма «Фарго» (1996)

Кадр из фильма «Фарго» (1996)

Эта смелость показывать зрителю то, что другие обычно оставляли за кадром, можно назвать отличительной чертой Джоэла. Неспроста, если вы смотрите интервью с братьями и не знаете, кто из них кто, то говорящий это непременно Джоэл, а тихо стоящий рядом Итан. В детстве, по воспоминаниям братьев, когда дело доходило до съемок фильмов, а у них не было актрисы, то женская роль переходила к Итану, который спокойно соглашался и играл то, что требовалось. По большей степени, конечно, в силу своего характера Итан Коэн выступает в качестве продюсера и руководит процессом не столь плотно, как Джоэл.

Убийство Хэлле Крафтс в Ньютауне

Спустя много лет, когда Джоэлу было уже 30 лет, а Итану 27, братья стали заниматься кинематографом профессионально (первый фильм «Просто кровь» (Blood Simple) вышел в 1984 году). Вообще, их работа в тандеме, с одной стороны, может показаться простой – мол, две головы лучше (по отношению к ним даже используют эпитет «двухголовый режиссер»), однако это далеко не так. Многие годы Голливуд косо смотрел на «парные» работы, и студии по возможности избегали этого из-за юридических и денежных рисков (первый фильм, режиссерами которого значились именно братья Коэны, вышел только в 1990 году – «Перекресток Милера»). Конечно, в качестве исключения можно вспомнить «Вестсайдскую историю» 1961 года, сняли которую на пару Джером Роббинс и Роберт Уайз, но это именно исключение.

Джоэл Коэн на съемках фильма «Фарго»

Джоэл Коэн на съемках фильма «Фарго»

Возвращаясь к «Фарго» и тому, как он появился в головах братьев, стоит поднять одно из самых необычных убийств, произошедших в 1986 году в городе Ньютаун, штат Коннектикут. Кто-то убил женщину по имени Хэлле Крафтс, и дело это было примечательно в первую очередь тем,что для штата это был первый случай подтвержденного убийства без наличия тела или хотя бы костей жертвы.Само судебное разбирательство заняло около трех лет – следствие длилось тысячи часов. В результате обвинение в убийстве было вынесено мужу Хэлле Крафтс, Ричарду. Судя по реконструкции, мистер Крафтс нанес несколько ударов тупым тяжелым предметом по голове жены, забрызгав кровью ковролин и кровать (их он впоследствии вычистил). После он отнес уже безжизненное тело в подвал, где положил его в купленную переносную морозильную камеру, далее отвез его к реке, разрубил на части бензопилой и пропустил через измельчитель для древесных отходов прямо в воду. Судебная экспертиза в то время не была такой продвинутой, так что результаты анализа ДНК, полученные еще в 1986 году, не могли дать точного ответа, чье это тело и виноват ли в «его» смерти Ричард Крафтс.

Ричард Крафтс

Ричард Крафтс

Не правда ли, история выглядит знакомо? Конечно,«Фарго» - это собирательный образ американских городов со схожим культурным наследием, однако идея этой картины зародилась под влиянием того, что окружало братьев Коэнов в детстве, и ключевым, «толчковым», моментом к появлению сценария этой картины стало вышеописанное убийство, о котором братья читали в газетах. В сценарии эта идея «обросла» многими другими деталями и моментами, которые братья взяли из своего жизненного опыта – в частности, из того, что происходило в Сент-Луис Парке и чему они были свидетелями.

Сент-Луис Парк, 1960-е

Сент-Луис Парк, 1960-е

Сразу же после премьеры в 1996 году «Фарго» стал хитом. Критики пели дифирамбы братьям, коммерческий успех фильма позволял им и дальше рассчитывать на сотрудничество с кинокомпаниями, не говоря уже о многочисленных наградах (в общей сложности 79), в числе которых и две премии «Оскар» – за лучшую женскую роль и лучший сценарий. Фильм также вошел в число картин, признанных национальным достоянием США – благодаря своим культурным, историческим и эстетическим ценностям. Лишь 25 фильмов в год получают такой статус, и «Фарго», вышедший в марте 1996 года, до сих пор остается одной из самых молодых картин в этом престижном списке (по большей части, в нем числятся ленты, вышедшие задолго до 1996 года).

Постер фильма «Фарго»

Постер фильма «Фарго»

Сейчас братья Коэны занимаются продюсированием одноименного сериала «Фарго», шоураннером которого является Ной Хоули (мы писали о его новом необычном проекте – сериале «Легион»). У сериального «Фарго» дела идут отлично: первые два сезона собрали миллионы зрителей у экранов, а критики не перестают нахваливать проделанную создателями шоу работу. Третий сезон «Фарго» рассказывает о противостоянии двух братьев, которых сыграл Юэн МакГрегор (исполнение которого уже сейчас многие называют как минимум выдающимся). Говоря же о третьем сезоне в целом, то тут и вовсе в рассуждениях зрителей и критиков мелькает тезис, что «прошлые два сезона были ни о чем по сравнению с новым». Более подробно о новом сезоне мы рассказываем в этой статье.

Дисклеймер

Дисклеймер

История успеха «Фарго» имеет долгий путь. От юности братьев в Сент-Луис Парке, ставшим основой для фильма/сериала, который был мрачным, похожим на Сибирь, с русскоговорящим населением из СССР и уникальным диалектом региона (который по сей день можно слышать в сериале - кстати, о нем отдельно ) – и до первых кадров фильма, с дисклеймер-предупреждением о том, что это реальная история, ставшим впоследствии своеобразным индикатором для зрителей. (Ведь сюжет, основанный на реальных событиях, принесет больше просмотров – вспомните все эти фильмы ужасов об изгнании дьявола, и как они начинаются в стиле «Фарго», со слов о реальных событиях). Весь этот путь длинной в жизнь привёл нас к тому, что мы сейчас рассказываем о «Фарго». При всем этом где-то на севере США спокойно существует и настоящий город Фарго.

Настоящий Фарго

Город Фарго

Город Фарго

Фарго находится в штате Северная Дакота, и с уверенностью можно сказать, что этот процветающий городок радикально отличается от архетипа, представленного в фильме. Типичный городишко с населением в 100 тысяч входит в список населенных пунктов с самым низким процентом преступности (с 2000 года здесь произошло всего 11 убийств), а также имеет самый низкий процент безработицы. Сейчас Фарго, как и весь штат, испытывает сильный рост – здесь большой спрос на профессии инженера и энергетика, так что многие выпускники университетов штата находят рабочие места «дома» и никуда не уезжают. При этом в самом Фарго экономический рост связан,скорее,с развитием индустриального и технологического секторов.

Разумеется, никаких этих подробностей и отсылок вы не найдете в сериале, учитывая, что криминала в реальном городе почти нет. Однако убийство и шум лучше всего помогают «продавать» продукт – или хотя бы «организовать» то самое зрелище, которое обычно идет с хлебом. Жители Фарго к фильму братьев Коэнов и сериалу Ноя Хоули относятся спокойно. Они не считают, что это выставляет их в плохом свете. На официальном сайте Фарго написано:

«У нас все хорошо, так что мы можем позволить себе посмеяться. Но, конечно, все могло бы быть и хуже…»

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями