26 апреля празднует день рождения Джованни Джорджио Мородер – итальянский музыкант, композитор и продюсер ладинского происхождения, один из общепризнанных корифеев электронной музыки, автор ряда саундтреков к популярным кинофильмам. Мородер – из тех людей, чьё влияние на современную поп-культуру поистине необъятно, отголоски творчества как его самого, так и его подопечных, можно услышать везде. За свою богатую творческую жизнь крайне активный Джорджио успел поучаствовать в разнообразных музыкальных проектах. Сегодня, в очередную годовщину со дня рождения маэстро, мы вспомним некоторые из них.
Giorgio Moroder - Альбом “E=MC²”
Перво-наперво необходимо вспомнить, что было время (конкретно – 1970-е годы), когда Джорджио активно выпускал собственные сольные альбомы. Это сейчас он утвердился в роли этакого маститого «профессора» электронной музыки, сконцентрированного скорее уже на ремиксах и визуальном искусстве, чьи редкие самостоятельные музыкальные работы энтузиазма у музыкальной прессы не вызывают (диск “Déjà Vu”). А в ту пору Мородер трудился в ударном темпе.
Из всех классических пластинок музыканта, пожалуй, стоит выделить новаторскую “E=MC²”, считающуюся первым истинно электронным поп-альбомом, полностью созданным в формате цифровой звукозаписи. Произведение было создано за 7 недель, из которых одна ушла на настройку и синхронизацию оборудования, а остальные шесть – на создание материала. Процесс записи был очень дорогим («около $15000 в день»), и Мородер, не имевший в своём распоряжении «таких же бюджетов, как у Led Zeppelin или Billy Idol», опасался, что не сумеет закончить дело. Тем не менее, всё разрешилось благополучно, и Джорджио вошёл в историю. Хотя мы, конечно, допускаем, что кто-то именно по качеству выше поставит его альбом “From Here to Eternity” 1977 года выпуска, а иные ценители заявят о прелестях более ранних творений маэстро.
Donna Summer – “I Feel Love”
Джорджио Мородер работал над многими хитами знаменитой певицы Донны Саммер, но из их совместного творческого наследия на ум приходит, прежде всего, бессмертный хит “I Feel Love”, выдержавший множество кавер-версий и навсегда изменивший лицо клубной музыки. Когда песня только вышла, многие её слушатели (например, Брайан Ино с Дэвидом Боуи в Берлине) были уверены, что именно так звучит будущее. Сейчас же, если встретишь просьбу «покажите мне чистый, идеальный образец диско!» – в ответ достаточно включить “I Feel Love”. Композиция также вышла на альбоме Донны "I Remember Yesterday" 1977 года.
Sparks – альбом “No. 1 in Heaven”
Группа Sparks записала в первой половине и середине 1970-х несколько ураганных пластинок в жанре арт-рока и глэм-рока, но к концу десятилетия творческий пыл несколько поугас, да и интерес публики заметно снизился. Братья Рон и Рассел Мэйл подустали от формата рок-коллектива и хотели попробовать нечто новое. «Специализация» Рона на клавишных инструментах сама по себе служила хорошей предпосылкой того, что Sparks способны вписаться в «новую волну» и диско. Разумеется, братья внимательно следили за всеми новшествами, и успехи Джорджио Мородера не остались незамеченными. Рон и Рассел выразили своё восхищение его работами в беседе с немецким журналистом, который оказался другом итальянского продюсера и решил познакомить музыкантов. Результатом оказались творческий союз и альбом “No. 1 in Heaven”, оригинальный трек-лист которого состоял из 6 диско-боевиков. Эта пластинка вернула Sparks внимание аудитории и стала одной из лучших в богатом послужном списке ансамбля.
Адюльтер с диско-музыкой продолжался у братьев Мэйл недолго. Формально вместе с Мородером они затем записали ещё один диск, “Terminal Jive”, но в действительности основная часть материала была создана под руководством коллеги и напарника Джорджио – Харольда Фальтермайера. Уже этот альбом был отмечен возвращением некоторых рок-атрибутов в звучание. А после релиза “Terminal Jive” Sparks, как гласит каноническая фраза из их биографии, «вышли из стиля диско так же стремительно, как и вошли в него». Но недолгий период сотрудничества с Мородером всё равно оставил яркий след в карьере группы.
Саундтрек к фильму «Полуночный экспресс»
Это ещё один из главных камней в основании непререкаемого авторитета Джорджио в сфере электронной музыки, заложенных им в конце 1970-х годов. Премия «Оскар», полученная им за музыку к «Полуночному экспрессу», красноречиво говорит о признании заслуг и таланта на самом высоком уровне. Саундтрек содержит композицию “Chase”, входящую в число крупнейших хитов за всю карьеру Мородера.
Blondie – “Call Me”
Успех «Полуночного экспресса» сделал Джорджио крайне востребованным композитором и аранжировщиком у кинорежиссёров. В результате, интересные предложения и новые достижения пошли одно за другим. Таковым можно считать и саундтрек к фильму «Американский жиголо», в особенности, самую знаменитую композицию из него, “Call Me”. По изначальной задумке автора, её должна была исполнить Стиви Никс, но ей это не позволили сделать условия контракта с лейблом. Так что воплотить идею в жизнь довелось группе Blondie во главе с Деборой Харри, написавшей к инструментальному демо Мородера текст (у неё ушло на это лишь несколько часов). По словам вокалистки, она вдохновлялась начальными сценами «Американского жиголо», поэтому в её представлении это песня о поездке на автомобиле. И в самом деле, динамичный трек очень хорошо подходит для загородных путешествий за рулём. Как итог, композиция “Call Me” стала не только жемчужиной саундтрека, но и одним из известнейших хитов самих Blondie, даже несмотря на внеальбомный характер песни.
Japan – “Life in Tokyo”
Группа Japan, в оригинале состоявшая из школьных друзей и примкнувшего к ним гитариста чуть постарше возрастом Роба Дина, сверкнула подобно молнии на небосклоне «новой волны», за несколько лет претерпев невероятную творческую эволюцию и распавшись на пике успеха. Важную роль в изменении музыкального мировоззрения участников и приобретения ими нового опыта сыграл Джорджио Мородер, с которым парни записали в 1979 году внеальбомный сингл “Life in Tokyo”, окрашенный характерными диско-ритмами и синтезаторами (впоследствии трек несколько раз подвергался ремикшированию). Песня стала водоразделом в карьере Japan и задала направление дальнейшего развития команды. Характерно, что последний концерт в истории коллектива, состоявшийся 16 декабря 1982 года в японской Нагое, венчала именно “Life in Tokyo”.
“Metropolis”
В 1984 году Джорджио взялся за осуществление весьма амбициозного проекта – создания современной звуковой дорожки к восстановленной версии легендарного немого фильма «Метрополис». Репутация его к этому времени была уже настолько высока, что маэстро смог привлечь к участию ряд звёзд первой величины – Фредди Меркьюри из Queen, Джона Андерсона из Yes, Пэт Бенатар, Адама Анта, Бонни Тайлер, Билли Сквайера. Само собой, плоды усилий Мородера вызвали немало споров и пересудов о правильности его подхода, пригодности такой музыки для фильма. Но разве могло быть по-другому, когда речь идёт о классике мирового кинематографа? Важно иное. Неизбежно подставляя себя под огонь критики, Джорджио, тем не менее, пробил путь к переосмыслению киношедевров прошлых эпох. Именно после его проб и ошибок такие проекты стали нормальным явлением и весьма популярным вариантом приложения своих творческих сил.
Limahl – “The NeverEnding Story”
Данная композиция была написана Мородером и Китом Форси специально для американской версии одноимённого немецкого фильма - очень популярной и в нашей стране «Бесконечной истории». В качестве её «голоса» был приглашён к участию британский артист Лималь, экс-вокалист группы Kajagoogoo. Фирменный «мягкий» продакшн от Джорджио обеспечил песне статус хита №1, ставшего пиком сольной карьеры исполнившего её певца.
Альбом “Philip Oakey & Giorgio Moroder”
После головокружительного успеха альбома “Dare” дела у Фила Оуки и его коллектива The Human League несколько расстроились. Музыканты разорвали творческий союз с продюсером Мартином Рашентом и никак не могли найти себя. Отдельные хитовые композиции выдавать у них ещё получалось, но вот альбомы выходили блёклые и невыразительные. На их фоне в весьма выгодном свете предстаёт совместное произведение Фила и Джорджио Мородера, вышедшее в 1985 году. По сути, альбом развился из одной-единственной песни - "Together in Electric Dreams" из саундтрека к фильму “Электрические грёзы” режиссёра Стива Бэррона. Трек был издан синглом и стал международным хитом, но это вовсе не означает, что он заслоняет собой остальной материал альбома Оуки и Мородера. Напротив, этот диск практически не проседает и не имеет слабых мест, представляя собой достойную коллекцию запоминающихся синтетических творений. Что интересно, по словам Фила, работа прошла крайне оперативно, альбом был сделан за несколько дней. Увы, но в коммерческом, а не творческом, отношении повторить успех главной песни не удалось. Партнёству Оуки и Мородера настал конец.
Berlin – “Take My Breath Away”
При подготовке музыки с высокобюджетному блокбастеру «Лучший стрелок» (“Top Gun”) с Томом Крузом в главной роли Джорджио Мородер сочинил эффектную песню. На роль вокалистки он спланировал Терри Нанн, с которой был знаком ещё с 1978-го года. Джорджио так хотел заручиться именно её услугами, что согласился указать в качестве исполнителей всю группу Терри, Berlin, и разрешил поместить трек на новый альбом ансамбля. В результате, фильм собрал приличную кассу, а мелодичная композиция с узнаваемой партией электронного баса стала популярна по всему миру. По иронии судьбы, Терри, столь романтично спевшая этот хит, признавалась, что в её собственной личной жизни на тот момент довольно продолжительное время царил «мёртвый штиль». Кроме того, сложилась парадоксальная и противоречивая, по сути своей, ситуация – успех “Take My Breath Away” позволил Berlin провести масштабные гастроли, заинтересовать собою слушателей, при этом сами музыканты, за исключением вокалистки, не имели отношения к появлению песни на свет. Самая известная композиция этой весьма незаурядной и любопытной команды, будучи этаким «подкидышем», благополучно заслонила собой собственные вещи коллектива. Так что трудно сказать однозначно, пошёл ли Berlin впрок щедрый подарок от Джорджио Мородера.
Оформление спортивных мероприятий
Джорджио Мородер не раз удостаивался чести сочинять официальные песни, сопровождавшие проведение крупнейших спортивных событий планеты.
Первой была “Reach Out” – официальная композиция Летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе. По мысли Мородера, она должна была воодушевлять атлетов на борьбу и победу. Исполнил песню Пол Энгеманн.
Далее следовала, возможно, самая симпатичная из композиций этой категории – “Hand in Hand”, сопровождавшая следующую летнюю Олимпиаду, прошедшую в 1988 году в Сеуле.
Наконец, десятилетие закончилось для Джорджио официальной песней чемпионата мира по футболу, получившей название “Un'estate Italiana”. У организаторов-итальянцев не было особых сомнений, кому доверить важную миссию. Мородер с ней успешно справился.
Daft Punk – “Giorgio by Moroder”
Уделим немного внимания и современности. В 2013 году французский дуэт Daft Punk выпустил альбом "Random Access Memories", который многим (в том числе и в России) очень полюбился. На нём музыканты отдать дань уважения некоторым своим вдохновителям, в том числе Джорджио. Они связались с ним, договорились о встрече в студии и записали монолог Мородера о его жизни и карьере. По мнению создателей, рассказ был бы интересен самому широкому кругу слушателей, вне зависимости от их вкусовых пристрастий. Итоговая версия композиции явно испытала влияние как классических работ самого Джорджио, так и других хитов эпохи диско.
Комментарий Soyuz.Ru: Творческая биография маэстро Мородера настолько обширна, что вряд ли может уместиться в небольшом обзорном материале, и её интересная особенность заключается в том, что у каждого поколения слушателей и зрителей будет «свой Мородер». Мы, со своей стороны, позволим себе вспомнить еще одну интересную работу, связанную с именем продюсера. Это коллаборация Мородера и Дэвида Боуи, заглавная песня из фильма «Люди-кошки» "Cat people (Putting out fire)". Переработанная версия этой песни также вошла на альбом Боуи “Let’s Dance”.
Ваша любимая запись Мородера не попала в этот материал? Напишите о ней в комментарии!