Сразу стоит оговориться: в картине «Три дня до весны» практически не показаны ужасы войны, трагедия ленинградской блокады проходит лишь пунктиром, основное действие происходит на занесенных снегом молчаливых улицах города, в кабинетах военного начальства и на воровских ставках. У фильма нет ничего общего с натурализмом ленты «Иди и смотри» Элема Климова, фатализмом «Брестской крепости» Александра Котта и «Звезды» Александра Иванова здесь тоже не пахнет. Режиссер фильма Александр Касаткин, избрав для рассказа спокойную мягкую тональность, возможно, хотел немного абстрагировать зрителя от того ада на Земле, каким был Ленинград в 1942 году с разгулом каннибализма, и заставить нас взглянуть на историю конкретных людей.
По ходу действия картины зритель следит, скорее, не за судьбой города в целом, а за перемещением чумных спор, распространение которых грозит стереть с лица Земли население осажденного Ленинграда. Если смотреть на сюжет с точки зрения детектива, ему не хватает некоторой изощренности. Зритель следует за автором по ходу действия картины, ничуть не запаздывая и всегда заранее ясно представляя, где мы вскоре окажемся. Едва успевающая наметиться интрига по поводу заведующего химической лабораторией и его связей с немцами тут же разрешается самым обыденным способом. «Загадка» героини как потенциальной предательницы Родины ничем не подкрепляется, кроме ее национального происхождения, и остается буквально висеть на волоске на протяжении всей картины. Это же касается главного антагониста, который по ходу действия чинит героям простые и несложные препятствия. В кульминационный момент «схватки» сценаристы фильма буквально не знают, как бы нагнать в сюжет саспенса. Пока что лавры «Место встречи изменить нельзя» могут только сниться обновленному «Ленфильму», на котором создавалась картина.
И все же «Три дня до весны» - необычное явление по своей тональности: страдания блокадников не перерастают в набивший оскомину патриотический пафос. Главный герой фильма, офицер госбезопасности Андреев, которого сыграл Кирилл Плетнев, не питает иллюзий и относительно своего непосредственного начальства, и по поводу страны в целом. «Крепка советская власть», - говорит он «особисту», который выше его по рангу, с едва заметным подтекстом. «Вы к чему это говорите?», - уточняет тот строго, подразумевая, что не услышал в голосе подчиненного необходимого для слаженного функционирования системы подобострастия. «Да ни к чему, просто так», - отвечает герой с каменным выражением лица человека, недавно потерявшего семью во время бомбежки гитлеровцев. И мы сразу понимаем: героя не запугать и не «взять на понт», ему больше нечего терять, кроме собственного достоинства.
Такова и Ольга Марицкая, которую сыграла Елена Лотова, дочка репрессированного немца, живущая в добром здравии, кажется, только потому, что ей еще не успели как следует заняться соответствующие органы (и НКВД вскоре почти что исправит это досадное допущение). Она, молодой врач-инфекционист, готова помочь каждому, кому может потребоваться ее помощь: словом, советом, продовольственной карточкой. Смысл жизни для нее в том, чтобы нести людям добро совершенно бескорыстно и невзирая на лица. Но нельзя не взирать на лица в эпоху большого террора и блокады: каждое из них таит либо великую скорбь, либо большую опасность.
На другой стороне баррикад находятся вовсе не озверевшие захватчики-фашисты, а наши же, карьеристы-партийцы, которые даже во время блокады умудряются заниматься улучшением своего служебного положения и личного благосостояния. И это добавляет истории дискуссионность, ставит перед зрителем новые вопросы. Можно ли быть одиночкой на войне? Что важнее – жизни людей или необоснованные, жесткие приказы начальства? Мне кажется, этот фильм – один из первых, говорящих о патриотизме по-новому, и удается ему это достаточно неплохо. Стремление действовать не по инструкции, а по зову сердца выгодно отличает героев «Трех дней до весны» от персонажей некоторых других военных фильмов. И в итоге фильм выглядит честно и свежо. А главное – всегда приятно увидеть на экране историю живых людей, для которых спасение Родины – личное дело.
«Три дня до весны» уже были показаны в Санкт-Петербурге, Вологде и Москве, и реакция доживших до нашего времени блокадников была позитивной (об этом нам рассказала актриса Елена Лотова в интервью). «Все так и было!», - говорили ветераны. Извечная полемика о достоверности, коснувшаяся большинства последних картин про войну, включая «28 панфиловцев» и «Сталинград», кажется, здесь не имеет смысла. А если нет сомнений в происходивших событиях, зритель гораздо сильнее вовлекается в сюжетные коллизии.
Итак, «Три дня до весны» - это фильм, который решил сместить акценты с подвига всей нации на патриотизм конкретных людей. Может быть, сокровенное, личное – это и есть заветный ключик к успеху отечественного военного кино?