Пара слов о сюжете
По сюжету картины, сценарий которой основан на романе «Смерть Артура» английского писателя Томаса Мэлори, легендарный король бриттов Утер Пендрагон оказывает сопротивление возглавляемым темным магом силам зла, однако (и это не будет спойлером, так как главный злодей раскрывается еще в трейлере) оказывается преданным своим близким соратником Вортигерном. Почти столкнувшись лицом к лицу со смертью, Утер пронзает себя мечом, чтобы превратиться в камень и сохранить волшебное оружие для потомка. Извлечь знаменитый Экскалибур из камня суждено лишь наследнику Пендрагона – его сыну Артуру. Маленький Артур спасается в лодке и случайно попадает в руки куртизанок, растет в одном из борделей Лондиниума и с каждым годом матереет на недружелюбных местных улочках, даже не догадываясь о том, что однажды ему предстоит дать бой своему дяде и узурпатору трона Вортигерну.
Сюжет фильма в целом не представляет из себя ничего из ряда вон выходящего. Перед нами довольно сдержанная с точки зрения содержания вариация многим известной легенды. В ней нет как откровенных сюрпризов, так и бросающихся в глаза сюжетных дыр. Сценарий вполне соответствует уровню добротных современных приключенческих картин, какими были, например, фильмы Гая Ричи о детективе Шерлоке Холмсе.
Сделано Гаем Ричи
Необычным «Меч Короля Артура» делает не сюжет, а один конкретный человек, своей стилистикой придающий картине особый шарм. Речь, конечно, о британском режиссере Гае Ричи. В новом фильме кинопостановщика легко прослеживаются характерные для его творчества приемы. Флешбэки, сцены с замедленной съемкой или с клиповым монтажом, в которых под музыку или закадровый текст происходит какое-то в той или иной мере интенсивное действие, Ричи умудряется вплести гармонично даже в фэнтезийной картине, события которой развиваются, предположительно, почти полтора тысячелетия назад.
Во многом Ричи повторяет собственную формулу, довольно успешно использованную в предыдущих фильмах. Но, несмотря на этот самоповтор, визуально приемы, которые он применял как в ленте «Карты, деньги, два ствола», так и в «Шерлоке Холмсе», совершенно не наскучивают. Отчасти из-за того, что сеттинги раз за разом меняются, но в первую очередь потому, что Гай Ричи достиг в этом очень высокого уровня. А когда что-то (или кто-то) работает настолько хорошо, то наблюдать за этим можно почти бесконечно.
Гай Ричи верен себе и в плане юмора. В фильме, быть может, не так много шуток, как в бойком «Шерлоке Холмсе», но когда они встречаются, в них легко узнается местами ироничный, местами циничный юмор режиссера. Впрочем, в фэнтезийном «Мече Короля Артура», где в главной роли не Роберт Дауни-младший (да и в этом жанре Ричи оказался, фактически, впервые), он иногда выглядит не так гармонично. Зато Ричи вновь не боится смотреть на главных героев своих кинолент особым взглядом. Как Шерлок Холмс был лишен чопорности и закрытости, так и его Артур не обладает пафосностью легендарного короля, которой от него ждешь.
Герои и злодеи сказочной Британии
Актерский состав фильма «Меч короля Артура» далеко не самый звездный, но со своими задачами справляется без вопросов. Из Джуда Лоу получился харизматичный и бескомпромиссный злодей Вортигерн. Звезда «Трои» (2004) и «Черного ястреба» (2001) Эрик Бана появляется в фильме на небольшой промежуток времени, но Утер Пендрагон в его исполнении благородный и статный. Интересным оказался выбор Астрид Берже-Фрисби на роль мага-помощницы главного героя. Но самое важное, что создатели фильма на все 100% угадали с актером на роль Артура. Он в исполнении Чарли Ханнэма храбр, мощен и, что особенно ценно, неоднозначен. Это не тот типичный герой сказок, который с первых же позывов судьбы стремится спасти всех и вся. В картине Ричи Артур – человек, выросший в притоне, занимающийся при этом далеко не легальным бизнесом и совсем не мечтающий о подвигах во благо своего народа. До некоторых пор волнует его лишь ближайшее окружение и обогащение. Этим он, конечно, напоминает некоторых персонажей знаковых картин Ричи – «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш».
Да и вообще герои фэнтезийного мира, какими их видит британский режиссер, отличаются от тех, что знакомы нам по классическим представителям жанра, таким, как «Властелин колец», например. Складывается впечатление, что в картине «Меч короля Артура» костюмы и декорации раннего Средневековья – лишь фон, куда перенеслись герои других картин режиссера. С одной стороны, старинная легенда, волшебство, замки, монстры, а с другой – типажи характеров главных и второстепенных героев, схожие с теми, что частенько встречались в знаменитых картинах Ричи на заре его карьеры. И такое сочетание работает, заставляя немного иначе взглянуть на фэнтезийных персонажей на больших экранах. Кого-то, правда, может смутить мультикультурность фильма, являющаяся отличительной чертой как раз голливудских блокбастеров, но не стоит забывать, что перед нами сказочная картина, а не историческая реконструкция Британии тех времен.
И все-таки, обращая взор в сторону голливудских блокбастеров, сохранять британскую самобытность своих картин Ричи с каждым разом становится все сложнее. Однако этот фильм не лишился шарма, свойственного работам кинопостановщика. Другое дело, что достигать максимального эффекта этого шарма в условиях фэнтезийного жанра почти нереально.
В каком формате смотреть
Для картин в жанре фэнтези всегда важно, чтобы спецэффекты в них шагали в ногу со временем. Пускай кинолента Гая Ричи и не пытается тягаться с ведущими фильмами жанра в плане масштаба или продолжительности сражений, но без некоторых эффектных сцен его новая работа не обошлась. Все, что связано с фантастическими существами, выглядит внушительно как в прямом, так и в переносном смысле, ведь габариты местной волшебной фауны поражают. Ярко и драйвово смотрятся и сцены боя с участием Артура. С волшебным Экскалибуром в руках он превращается в настоящего супергероя времен раннего Средневековья, способного в одиночку уничтожить не один десяток врагов. С таким мечом и один в поле воин. Конечно, все это лучше смотреть в действительно хорошем качестве, но формат 3D в случае с новой картиной Ричи вовсе не обязателен.
Музыкальное + визуальное
Отличительная черта саундтрека картины «Меч короля Артура» – его разнообразие. В фильме звучат композиции, которые вполне можно было бы услышать в классических кинолентах в жанре фэнтези. Также в картине использованы совершенно современные треки, способные украсить даже фильм о далеком будущем. А еще встречаются стилизованные композиции, которые объединяют в себе две этих противоположности. Самое приятное, что все это разнообразие прекрасно сочетается с визуальным рядом.
Легенда оживает по-новому
Гай Ричи продолжает расширять жанровое разнообразие своих работ. Осмелившись ступить на поле фэнтезийных приключенческих фильмов, режиссер не прогадал и создал действительно достойную картину. Тем, кто с детства не раз слышал о подвигах Артура, а также тем, кто незнаком с преданием о легендарном короле, будет интересно окунуться в чуть ли не ярчайшую историю британского эпоса, перенесенную на экран одним из самых неординарных режиссеров туманного Альбиона.