12 мая в свет вышел альбом «Над» - первый за 8 лет сольный диск с новыми песнями от известного участника бит-квартета «Секрет» - и, как нам удалось выяснить, отнюдь не бывшего участника. С музыкальной точки зрения альбом очень разнообразен: на нём можно услышать и мелодичный поп-рок в стиле Джеффа Линна из ELO, и испанские мотивы, и баллады, а также элементы ретро-джаза и даже рэп. В суровых отечественных реалиях, когда главным критерием оценки песенного искусства считается осмысленность и злободневность текстов, Максим Леонидов представляется одним из немногих отечественных музыкантов, ценящих и сохраняющих в песне красоту и изящество мелодии. Однако и по части текстов альбом «Над» скрывает в себе сюрприз: все песни диска, за исключением двух, написаны Леонидовым на стихи поэтов XX века (Александр Володин, Геннадий Григорьев), XXI века (Игорь Григоров) и даже XIX века (Николоз Бараташвили). Как был сделан этот выбор и как создавался новый альбом? Soyuz.Ru связался с популярным музыкантом по телефону и всё выяснил.
Soyuz.Ru: Максим, во-первых, я хотел вам сказать спасибо за новый альбом, поздравить вас с его выходом. Мне кажется, что такой музыки сегодня очень не хватает у нас.
Максим Леонидов: Спасибо, мне тоже так кажется (смеется).
Какие ощущения вы испытываете сейчас, когда альбом вышел? Есть ли чувство, что можно расслабиться после трудов или, напротив, есть волнение, связанное с тем, что вы отпускаете ваше новое творение в мир?
Вы знаете, я особого волнения не чувствую. Мне бы хотелось, чтобы люди эти песни услышали, чтобы этот альбом не был холостым выстрелом в воздух. Вот тут все мои надежды на это. Да, вот, собственно, и все.
В одной из ваших старых песен есть строчки «Я не хит на MTV, я не формат на FM, так как же нам повстречаться?». Вы говорите о проблеме контакта со слушателем. Ощущаете ли вы эту проблему сейчас так же, как и раньше или что-то изменилось?
Да, нет, собственно, ничего не изменилось. Я никогда не стремился быть в мэйнстриме, в радийном формате. Да я этого и не умею. Все песни, которые становились хитами во время моей карьеры, становились хитами не потому, что они были задуманы как хиты, а потому, что они каким-то образом случайно попадали в струю общего настроения. Поэтому, в общем, я не хитмейкер, я не человек, который сознательно и целеустремленно пишет хиты. Я пишу так, как я чувствую, а вот что с этой песней будет дальше – Бог его знает.
Мне кажется, это самый верный подход.
Мне кажется, он единственно возможный, если мы говорим о творчестве, а не коммерчестве, не о бизнесе.
Мы знаем, что вы всегда прекрасно писали сами не только мелодии, но и тексты песен. Однако на новом альбоме мы слышим ваши песни на стихи поэтов и XX века, и поэта XIX века. Как получилось, что на этот раз вы решили обратиться к поэзии других авторов?
Понимаете, я восемь лет не выпускал новый альбом, потому что не хотел повторяться. В нашей жизни происходит много событий, о которых вроде как надо говорить, но для этого надо иметь дарование определенного сорта. У меня такого дарования нет, я не умею этим заниматься. С другой стороны мне не хотелось повторяться, повторять самого себя. Я долго не выпускал альбом, потому что я понимал, что я запишу очередной, похожий на предыдущие, альбом Максима Леонидова. И в этом смысле, приняв решение поискать стихи, которые были бы родными и органичными для меня, а вместе с тем принадлежали бы другим людям, я развязал себе руки, и получился альбом, который… Это, безусловно, Максим Леонидов, но это все-таки что-то другое, другие стихи, всё немного по-другому.
На мой взгляд, эти слова очень органично легли на вашу музыку. Стихи Геннадия Григорьева, которые легли в основу песни «Снегопад», написаны, как я понимаю, еще в 70-е годы, но если не знать, то догадаться об этом сложно – текст звучит абсолютно современно.
Да. К сожалению, все так.
Максим, не могли бы вы рассказать о том, где и с кем вы записывали этот альбом?
Мы записывали его в домашней студии нашего гитариста и аранжировщика Владимира Густова. Это та студия, в которой мы записывали остальные наши альбомы, практически все, кроме «Папины песни», «Давай закурим!» и «Дикая штучка». Все остальные студийные альбомы были записаны в этой студии. Что касается музыкантов, в основном мы записывались втроем: Володя Густов, Женя Олешев и я. Володя в основном занимался гитарами и программированием, Женя занимался бас-гитарой, клавишами, я сыграл на гитаре одну песню. Вот так. Ну, где-то это группа Hippoband, просто она не в полном составе.
Сейчас на дворе эпоха mp3, многие привыкают слушать музыку отдельными треками, а не альбомами. Насколько для вас, как для музыканта, для сочинителя, важен формат альбома, насколько вы видите «Над» именно как альбом, а не как собрание песен?
Вы знаете, альбом альбому рознь. Эпоха mp3 наступает не только из-за технического прогресса, а потому, что большинство артистов, которые занимаются поп-музыкой, которых мы слышим по радио, скажем, по Европе Плюс, они не стремятся делать альбомы, это им совершенно ни к чему. Гораздо проще выпустить сингл, этот сингл раскрутить, и поехать в европейское турне с одной песней. Что касается артистов другого направления, всё-таки такие тоже есть и сейчас. Я не говорю только об артистах старой школы, я говорю даже о молодых ребятах, у которых есть концепция, у которых есть понятие «альбом», у которых новый альбом – это все-таки какой-то итог нескольких лет или хотя бы года жизни, так что в этом смысле для меня, конечно, альбом важен.
Но ведь даже некоторые музыканты старой школы сейчас отказываются от альбомов. Я недавно прочитал интервью Джина Симмонса из группы KISS. Он сказал, что ему неинтересно делать новый альбом, потому что всё тут же выкачают, украдут, и он не получит ни копейки. А он считает, что делает работу, которая должна оплачиваться, которая заслуживает того, чтобы оплачиваться. Как вы относитесь к такой жизненной позиции?
Вы знаете, он живет в других реалиях, он привык, что за его альбом он получал довольно серьезное вознаграждение, а я к этому совершенно не привык. Я за всю свою жизнь серьезного вознаграждения за альбом не получил ни разу. Я живу с другого. Поэтому давайте исходить из реальности жизни. Я, конечно, могу не писать новый альбом, потому что его украдут, но это все равно, что не застилать постель, потому что вечером снова ложиться. Такая логика. Или, знаете, я отморожу уши назло маме.
Хорошее сравнение. Максим, хотелось бы поговорить о процессе сочинения, о мелодиях, которые вы пишете. Легко ли сочинить хорошую мелодию? Бывает ли у вас ощущение, что все хорошие мелодии уже написаны?
Знаете, у меня постоянно ощущение, что все хорошие мелодии уже написаны, но тем не менее, каким-то чудом иногда всё складывается во что-то, чего еще не было. А с другой стороны, все песни друг на друга похожи, никуда не деться, мы не в безвоздушном пространстве живем. Если покопаться в мировой музыке, можно наверняка найти песню, которая будет в какой-то степени повторять другую песню. Это поп-музыка, понимаете…
А не могли бы вы рассказать, каким образом сейчас к вам приходят новые мелодии? Это получается случайно, или это сознательное действие, когда вы берете в руки гитару, садитесь за клавиши?
Тут никаких правил нет, к сожалению, а, может, и к счастью. Это происходит совершенно по-разному: иногда мелодия поется от начала и до конца сразу, в одночасье, а иногда приходится и помучиться, поискать, поколдовать, заняться не только гармонией, но и алгеброй. Но, в общем, это целый котел, и у каждого композитора, как мне кажется, это индивидуальный котел. Но в основном, конечно, душа работает, а уж как она работает, Бог его знает, не нашего ума дело.
А сильно ли вообще ваш подход к написанию песен изменился с времени вашей работы в группе «Секрет»? Или всё сочиняется абсолютно так же, стихийно и необъяснимо?
Нет, все точно так же, стихийно и необъяснимо. Я же за последнее время кроме песен написал пять мюзиклов. И это тоже отдельная, очень интересная работа, потому что писать музыку не от своего лица, а от лица некоего героя, это безумно интересно. Ведь на музыке отражается его характер, его манеры, время, когда он жил. Очень интересная работа.
Работа в мюзиклах помогла вам открыть в себе какие-то новые грани?
Наверное. Мало того, я вам скажу откровенно, что в этой пластинке «Над» есть две мелодии, которые просто я взял из своих собственных мюзиклов, потому что мне жалко, что их услышат только люди, которые только приходят в театр, а на альбомах их не будет. Поэтому я просто написал на них просто другие слова, это как раз две те мелодии, где стихи мои. Это «Ангел, змея и крест» и «Ловец».
Говоря о мелодиях, Максим, не могли ли бы вы рассказать, кто ваши любимые мелодисты? Леннон и Маккартни – это понятно. А кто-нибудь еще? Или только они?
Ну, почему, есть Джефф Линн, он чудесный мелодист, на мой взгляд. Есть Стинг… это первое, что мне пришло в голову. Есть Юрий Антонов, в конце концов. Это ведь тоже целая страница отечественной песни, понимаете? Есть Дунаевский. Есть Соловьев-Седой. Ну, а из современных… Вот мой 9-летний сын открыл для меня группу Imagine Dragons. И я услышал, что не только хип-хопом сегодняшние музыканты занимают свое юношество, значит, всё-таки какая-то мелодичная музыка тоже существует.
Кстати, а как ваши дети относятся к вашим новым песням, они ведь слышали новый альбом? Как они реагируют?
Ну, это не их абсолютно музыка. У них в голове другая совершенно музыка, абсолютно другой звуковой дизайн, другие звуки. Они слушают Европу Плюс, они слушают, как я уже сказал, ну, например, Imagine Dragons. Вот это им интересно, а моя музыка… Я все время стараюсь ставить им в машине или где-то ещё не только свою музыку, а и просто музыку, которую люблю, начиная от The Beatles и заканчивая Брэдом Пейсли, например. Что-то им нравится, что-то нет. Они же еще живут в своем школьном социуме, и естественно, они стараются не пропускать то, что модно там, следовать этой моде. Но вы знаете, я утешаюсь тем, что то, всё, что в детстве на уши попадает, все, что они слушают дома, все концерты, на которых они бывают, это не может не оставить след. Поэтому шелуха отпадет, главное останется.
Между прочим, на вашем новом альбоме новые звуки тоже есть: на композиции «Губами из воздуха» мы слышим рэп, а на другой песне есть хип-хоповые скретчи. Можно ли сказать, что это влияние ваших детей?
Да нет. Это всё-таки скорее влияние моего аранжировщика. Это Володя экспериментирует с современными звуками, и правильно делает, если есть современная тенденция.
Возвращаясь к теме альбомов и вашей любимой музыки, скажите, вы коллекционируете музыку?
Я не могу себя назвать в полной мере коллекционером. Я иногда покупаю и на виниле, и в CD-формате диски, которые мне хотелось бы именно иметь, держать в руках, но полноценной коллекцией, конечно, их не назовешь. У меня довольно много винила, оставшегося еще с моей юности, когда моему отцу его американские друзья присылали всякие пластинки всякие, я был настоящим крезом и вообще богачом, потому что ни у кого не было, а у меня было, ко мне ходили мои школьные друзья слушать Williams. Вот эти пластинки у меня сохранились. Кое-что я докупал еще сам и докупаю время от времени. Но вы знаете, я как сапожник без сапог – я не тот человек, для которого важно, какой звук будет у него в доме стоять. Есть люди, которые этим всерьез занимаются – усилитель такой-то, проигрыватель такой-то, и вот они садятся, по сантиметру эти колонки вправо-влево двигают. Нет, это вообще не про меня. Но это еще и потому, что для меня главное – это не звук, я всё-таки и музыкант, и актер. То есть для меня важен перформанс. И смысл. Две вещи.
Могли бы вы назвать несколько пластинок, несколько альбомов, которые вы взяли бы с собой на необитаемый остров? Если бы можно было до конца жизни слушать только их.
Я бы обязательно взял, я думаю, “Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band” и “Abbey Road”. Я бы взял Yes “Fragile”, я бы взял, наверное, “Armchair Theatre” Джеффа Линна , я бы взял какой-нибудь альбом Гребенщикова, например, «Русский альбом». Ну, можно еще что-нибудь перечислить, ну, вот первое, что в голову пришло.
Спасибо, очень интересно! В продолжение темы коллекционирования музыки. Мы знаем, что сейчас во всем мире происходит волна переизданий – старые альбомы переиздаются в хорошем оформлении, с бонусами, аннотациями и так далее. В то же время многие записи «Секрета» фактически очень давно не переиздавались.
Да-да. Мы сейчас этим занимаемся. Мы будем переиздавать пока два альбома - «Бит-квартет Секрет» и «Ленинградское время», может быть, переиздадим и «Все это и есть любовь» на виниле - к нашим осенним концертам. У нас предполагаются концерты в Петербурге, Москве, Минске и Германии, там тоже есть концерты.
Отличные новости. Это концерты «Секрета», верно?
Да. К этому моменту мы как раз собираемся винил издать.
А первый магнитоальбом «Ты и я» не планируется ли охватить?
Ну, пока нет. Мы должны попробовать, а потом, если у нас получится, и мы поймем, что это имеет смысл…
Говоря о редких записях, остались ли у «Секрета» какие-то архивные вещи тех времен, которые публика не слышала, какие-то редкости, которые можно было бы включить бонусами к переизданиям?
Редкости, конечно, есть. Я не знаю, имеет ли смысл их включать, я, честно говоря, об этом не думал, но подумаю.
Интрига! Максим, если от «Секрета» переключиться на ваше сольное творчество, не могли бы вы рассказать, какие из ваших сольных альбомов вам особенно близки, какие из них вы считаете более удачными?
Я бы выделил, наверное, «Четверг» и «Hippopotazm», как два наиболее удачных альбома. Вот сегодняшняя точка зрения. Может быть, она у меня изменится, но мне кажется, что эти два альбома пришлись на такой взлет начала двухтысячных, когда еще и в стране было все более-менее радужно, и в жизни у меня какие-то перемены происходили, так что хотел бы эти два альбома выделить.
Я так понимаю, что в ближайших ваших концертных планах – выступления с группой «Секрет». А какие творческие планы у самого Максима Леонидова? Чем вы сейчас занимаетесь?
Я сейчас нахожусь в таком плотном репетиционном графике, потому что 26 и 27 мая, буквально через 10 дней, в Питере состоится премьера спектакля, который будет называться «Я оглянулся посмотреть», как ни странно. Но этот спектакль – по моей книжке с мелодичным названием. И он о моем детстве, о юности, студенчестве, где я рассказываю и пою не свою музыку, а ту музыку, которая с детства оказывала на меня всевозможное влияние, с которой я сталкивался. И это очень любопытно, потому что там музыка от Фрэнка Синатры до Deep Purple, и от Соловьева-Седова до «Распрягайте, хлопцы, коней!»
Ого!
Да. И это происходит в формате мюзикла, потому что кроме меня в этом спектакле занята труппа театра, который называется «Ленинград-центр», и это около 20-ти человек балетных артистов, вокалисты, инструменталисты, то есть у них довольно большое шоу.
Это полностью ваша постановка? Вы все это придумали сами?
Нет, я придумал идею, а постановку осуществляет художественный руководитель «Ленинград-центра» Феликс Михайлов.
Очень интересно! Это значит, что мы сможем услышать песни Deep Purple, например, в исполнении Максима Леонидова?
Ну, там кусочек “Smoke on the Water”, кусочек Элтона Джона… это не очень легко рассказывать, это нужно видеть.
Значит, будем смотреть! Максим, спасибо за интервью, и мы на сайте Soyuz.Ru будем продолжать следить за вашей активностью. Желаем успеха вам, вашему новому альбому «Над» и всем вашим новым проектам!
Спасибо!