16 мая исполняется 60 лет Юрию Шевчуку - уроженцу Уфы и несостоявшейся звезде советской эстрады, второй родиной для которого стал Санкт-Петербург. Soyuz.Ru вспоминает «этапы большого пути» одного из самых ярких представителей русского рока, а заодно и некоторые из его песен - известные и не очень.
1982: «Свинья на радуге»
Приобщение будущей звезды к музыке было вполне традиционным: по словам мамы Юрия Юлиановича, в конце 70-х «обучение детей музыке было очень модным, и все музыкальные школы Уфы оказались забиты до отказа юными дарованиями». Попытка обучить сына игре на баяне провалилась после того, как мама обнаружила под кроватью сына что-то выпиленное из фанеры и напоминающее гитару. «Запротестовала страшно! Мне хотелось, чтоб он знал нотную грамоту и хорошо играл на баяне. А гитара... Я считала это несерьезным занятием». Как бы там ни было, гитара в Советском Союзе была символом не только битлов, но и Высоцкого, в год смерти которого родился Первый Большой Хит Шевчука, а в Уфу стал поступать «Груз 200» из Афганистана. «Друг всю ночь мне рассказывал об этой войне. Мы выпивали, а наутро как-то написалась, вышла из меня эта песня», - говорил в интервью Шевчук.
1984: «Периферия»
В 1982 году «Комсомольская правда» объявила первый всесоюзный конкурс «Золотой камертон», в котором принимали участие группы со всей страны. Послав на конкурс все ту же «Не стреляй», Шевчук и его группа неожиданно оказались лауреатами - однако жесткая «социальная направленность» песни и еще один хрипатый голос оказались что в столицах, что в родной Уфе не ко двору, к тому же из центра на периферию начала распространяться новая волна рок-гонений. Вслед за альбомом «Компромисс» в сопровождении череповецкой группы «Рок-сентябрь» Шевчук сделал еще одну попытку записаться на родине - почти подпольно и в состоянии дикого цейтнота, но, может быть, именно поэтому альбом «Периферия» получился таким по-хорошему злым и задорным.
1985: «Время»
«Разоблачение отдельных недостатков» не прошло для Шевчука бесследно: вскоре после записи «Периферии» его вызвали в КГБ, заявив: «Еще одна такая запись - и решетка». Вероятно, ответ Шевчука был довольно резким: вскоре на него напали на улице и стало ясно, что из Уфы надо уносить ноги. Отрепетировав на старом пианино появившийся как по заказу новый цикл песен «Время» и договорившись о записи в Москве, Шевчук покидает родной город, а уже в Москве привлекает к работе легенд андеграунда - саксофониста Сергея Летова и мультиинструменталиста Сергея Рыженко. Запись проводилась в столь же партизанских условиях, что и предыдущий альбом: по словам Летова, саксофонную партию в заглавной песне Шевчук ему «просто напел» за несколько минут до записи, но результат получился столь же залихватским, что и лучшие песни с «Периферии».
1991: «Оттепель»
Увы, Москва так и не стала новой родиной для мятежного автора из Уфы, зато северная столица приняла его как родного. «Если бы не триумф "ДДТ", во время выступления которого в зале возродился былой дух рок-клуба, все это вообще можно было назвать большой тусовкой», - вздыхал один из критиков на юбилейном пятом фестивале Ленинградского рок-клуба. А дальше были фестиваль в Черноголовке, «русский Вудсток» в Подольске и лихой альбом, записанный в 1990 году на питерской студии фирмы «Мелодия».
1992: «Актриса Весна»
Если отцы-основатели питерского рока в начале нового времени частью погибли, частью были вынуждены заново искать себя в изменившемся мире, то для Шевчука все словно бы только начиналось. Записав в 1992 году самый известный и лиричный свой диск «Актриса Весна», группа стала народной в обоих смыслах этого слова: обе песни про осень, «Дождь» и «Родина» - кажется, без них ДДТ просто не отпустят со сцены. Хватает на этом альбоме и менее попсовых открытий - вроде философской баллады «Фома», на последних минутах переходящей в полноценный джем, где соревнуются гитара уфимца Рустема Ризванова, клавишные Андрея Муратова, перкуссия Якова Солодкого, саксофон Михаила Чернова… Редкое опровержение фразы о том, что никакого русского рока на самом деле нет, а есть только плохие музыканты.
1995: «Это всё…»
Цепь удач продолжил альбом «Это все», считающийся не менее ярким и цельным, нежели «Актриса Весна»: на его успех не повлияла даже обычная для ДДТ чехарда с гитаристами. Заглавная песня и «Ветер» пополнили багаж «песен Шевчука на все времена», ну а первая песня на диске при известной настырности может рассматриваться как наш ответ рок-гимну 70х “All Right Now”.
2000: «Метель августа»
Увы, за пиком последовал спад: слабый, хоть и записывавшийся в США, альбом «Любовь», полуконцертный «Рожденный в СССР» и начало нового этапа - неоднозначно встреченный и критикой и слушателями «Мир номер ноль», во время которого в группе появился клавишник Константин Шумайлов, мало-помалу ставший вторым после Шевчука. Сам батька же, наигравшись в рок-индастриэл, вспомнил формулу «лирического альбома», принесшего ему успех в начале 90-х, и записал столь же удачный диск «Метель августа». Одну из песен к нему – «о девочке-сорванце, ищущей в жизни настоящей любви» - Шевчук и гитарист-басист «золотого состава» Вадим Курылев записали вдвоем, причем Юрий Юлианыч сел за барабаны. Получился настоящий залихватский рок-н-ролл с битловским припевом, который объявлялся на московских концертах как «Песня про Горбушку».
2005: «Пропавший без вести»
После записи «Метели августа» и части двойного альбома «Единочество» из группы ушел бас-гитарист и певец Вадим Курылев, заставив говорить об окончании самого сильного и стабильного периода жизни группы. Впрочем, вскоре после этого на свет появилась одна из самых ярких песен «позднего» Шевчука.
«Песня „Пропавший без вести“, которая дала название диску, не только о тех, кто пропал и продолжает пропадать на нескончаемых войнах и бесконечных улицах но и о тех, кто пропадает в этой жизни, так и не найдя себе места», - говорил автор. Фанаты спорили, что альбом посвящен то ли экс-клавишнику ДДТ Владимиру Сигачеву, исчезнувшему неведомо куда еще в середине 90-х, то ли столь же загадочно пропавшему лидеру группы «Россияне» Георгию Ордановскому… но жизнь, как всегда, дала собственный ответ на этот вопрос. Ибо диск вышел 23 апреля 2005 года - всего за несколько недель до юбилея Победы.
2007: «Прекрасная любовь»
А еще два года спустя в свет вышел первый сольный альбом Шевчука. Хотя концертные и «бутлежные» записи сольных номеров ходили по стране начиная с середины 80х, до полноценного сольника Юрий Юлианович «дозрел» лишь в нынешнем веке, добавив аранжировки и состав все того же ДДТ. «Это альбом, где музыка не будет напрягать, потому что музыкальная форма не должна «грузить», то есть не должна отвлекать от слова». И одной из лучших в этом смысле стала песня, посвященная трагически погибшему экипажу подводной лодки «Курск».
2014: «Прозрачный»
Последний на данный момент альбом «Прозрачный», на котором от классического «питерского» состава не осталось уже ровно никого, вызвал недоумение некоторых критиков: дескать, поставьте этот альбом, а потом последний альбом Coldplay, и найдите десять отличий. Шевчук же просто продолжил традицию выпускать лирический альбом вслед за «жестким»: даже песни, которые на предыдущем «Иначе» утонули бы в индустриальном шуме, звучат здесь более сдержанно и задумчиво-философски, а сам Шевчук словно заговаривает публику: «Не так уж плохо все, не так уж скверно». К тому же, новый тур ДДТ обозначил возврат к «корням» - песням, которые Шевчук сотоварищи довольно давно не играли. И это правильно: устремляясь в будущее, не стоит забывать и о прошлом.