18 мая в российский прокат выйдет одна из самых ожидаемых картин года - «Чужой: Завет» Ридли Скотта. Рассказываем о слабых и сильных сторонах нового фильма культовой серии «Чужой».
Осторожно! Спойлеры!
Не масштабные, но все же есть.
Сомнительные сценарные решения
Спустя годы после событий «Прометея» колониальная экспедиция команды корабля «Завет» с 2000 людей на борту отправляется к новой планете с целью сделать ее своим домом. Однако в пути с космическим судном сперва происходит инцидент, который приводит к смерти капитана. Затем корабль получает сигнал о том, что на находящейся совсем поблизости планете есть люди и она вполне пригодна для жизни. Новый капитан и экипаж принимают решение испытать удачу (2000 людей на борту!) и не лететь еще множество дней к первоначальной цели. Внезапно (на самом деле нет) этот выбор приводит к печальным последствиям. Герои прибывают на планету, где им предстоит столкнуться со смертоносными существами и еще более зловещим андроидом.
Если брать в расчет только важнейшие события сюжета, то особых претензий к нему не возникает. Но при хоть немного более подробном рассмотрении сразу начинают бросаться в глаза странные с точки зрения логики и ряда других аспектов решения. Например, удивляет, как легко команда профессионалов, получив данные, которые с трудом можно назвать достаточным для риска тысячами жизней аргументом, решает не входить очередной раз в состояние искусственного сна, отклониться от намеченного маршрута и испытать удачу. Такие эмоциональные порывы, которым почти никто из экипажа не противится, вызывают неловкое чувство, будто авторы истории не старались выстроить причинно-следственную связь на должном уровне. Еще один пример. Сценаристы делают почти весь экипаж корабля любовными парочками. Очевидно, что таким незатейливым образом авторы попросту упрощают себе жизнь, так как личный интерес может отразиться (и, представьте себе, отразится) на будущем некоторых пассажиров корабля.
Аналогичных спорных или натянутых сценарных решений в фильме достаточно много. Когда речь идет о серьезной фантастике, такие моменты рушат всю эту серьезность на корню. Наверное, выходом из ситуации будет временное отключение логики, однако сделать это не получается. Ко всему прочему сюжет предсказуем и не удивляет. Те повороты, которые задумывались как неожиданные, на деле угадываются за пару десятков минут до того, как им суждено произойти. В итоге мы имеем довольно средний сюжет с обилием как минимум сомнительных сценарных решений.
Герои-непрофессионалы
В фильме действия героев частенько совершенно не соответствуют компетенции отправленных колонизировать другую планету профессионалов, от которых зависят жизни тысяч людей. Огромное количество смертей героев – характерная особенность даже для культовых фильмов ужасов. Но все же в том, как герои погибают, заключается принципиальная разница. Почти все персонажи картины – безвольные марионетки сценаристов, за которыми интересно наблюдать только чтобы узнать, как же нелепо они погибнут. В фильме «Чужой: Завет» персонажи очень часто умирают по собственной глупости, что печально, ведь перед нами не слэшер про недалеких подростков.
Капитан в исполнении Билли Крудапа – один из самых жалких лидеров команд, что только встречались в кино в последнее время. С ним в картине связана сцена, которая заставит вас в недоумении сделать «фейспалм», иронично улыбнуться или даже рассмеяться. Какой-никакой характер есть у героини Кэтрин Уотерстон. Кажется, что она единственный хоть немного адекватный персонаж среди присутствующих в картине людей, но до Эллен Рипли ей во всех смыслах невыносимо далеко. Винить актеров ни в коем случае не хочется. Они совершенно не виноваты в том, что сценарий заставляет их героев быть безликими и совершать поступки, от которых в зале временами будет звучать хохот, как во время просмотра уморительной комедии.
Единственные, кто среди всех этих персонажей представляют интерес, – это герои Майкла Фассбендера. Уолтер – андроид, который предан команде и готов пожертвовать собой ради человека. Противоположность ему – андроид с комплексом бога Дэвид, свободный и пытливый ум которого пытается познать глубины доселе неизведанного даже людьми. Фассбендер прекрасно справляется с демонстрацией этих внутренне противоположных образов. Абсолютно точно его перформанс можно назвать главным актерским украшением киноленты и одной из самых сильных, если вообще не сильнейших, сторон картины. И именно благодаря ему в некоторые моменты фильма начинаешь думать о том, что главные его герои не люди, не Чужие, а именно андроиды – творение человека, осмелившееся бросить вызов своему создателю. Ну а сцена того, как один персонаж Фассбендера учит играть на своей дудочке второго, как минимум нечто особенное.
Визуальная сторона «Завета» на уровне
Визуально фильм выглядит достойно, что вполне ожидаемо для картины Ридли Скотта. Операторская работа и спецэффекты находятся на высоком уровне. Но внешняя привлекательность не заставляет восторгаться фильмом, не становится его безоговорочным преимуществом над другими современными (и даже не очень) представителями жанра. Недавний схожий по жанру фильм «Живое» Даниэля Эспиносы с операторской точки зрения снят не хуже, а местами и вовсе изобретательнее картины Скотта. Поэтому в случае с «Заветом» можно обойтись и без похода на сеанс в IMAX.
И все же «Чужой: Завет» лучше «Прометея» в качестве хоррора
Да, «Завет» превосходит своего предшественника как хоррор. Но полномасштабно достигнуть атмосферы выдающейся картины 1979 года у Скотта так и не получается. Начнем с того, что приблизительно всю первую треть фильм даже и не пытается пугать зрителя. После местами атмосфера все-таки приближается к той, за которую миллионы ценителей кино полюбили первый фильм серии. Однако то, что работало в оригинальной картине в течение почти всего хронометража, здесь действует лишь время от времени. Заметно, что в открытом пространстве попытки создать нагнетающую обстановку не так эффективны, а плести атмосферу настоящего ужаса в разы сложнее. На это накладывается глупое поведение героев, которое рушит попытки выстроить полноценный саспенс.
Но в тех немногих сценах, где авторы все-таки достигают нужного накала, магия страшного работает. Например, в лучших традициях нам демонстрируют пробивающихся из зараженных тел людей монстров. Но самое примечательное, что во всей этой истории больше всего пугает (точнее, вызывает опасение) андроид Дэвид, а не разновидности Чужих. Его действия и философские размышления несут огромную опасность для людей, а Чужие в его руках превращаются в настоящее оружие смерти.
Знакомьтесь, акула-гоб… то есть неоморф
В картине «Чужой: Завет» появляется неоморф, на создание которого Скотта вдохновила акула-домовой (также акула-гоблин). Этот вид Чужого вряд ли может удивить кого-либо из зрителей своими способностями. Внешне существо не так интересно и впечатляюще, как ксеноморф. В сравнении с любимцем миллионов он, скорее, не более страшный и жуткий, а более мерзкий. Но кого-то и такое существо вполне способно испугать, не правда ли?
«Прометей 2.0»?
Восприятие картины «Чужой: Завет» со всеми ее особенностями во многом зависит от того, как вы приняли ее недавнего предшественника. Те, кому понравился «Прометей», скорее всего, будут довольны и новым фильмом Скотта. Он частично исправляет то, за что многие критиковали первый сиквел. Вам не хватало хоррора? Пожалуйста. Во второй и заключительной трети картины его будет достаточно. Но в то же время авторы возвращаются на исходную позицию, ведь герои местами безынтереснее и еще глупее, чем в фильме 2012 года. Кроме того, «Чужой: Завет» вторит своему предшественнику и очень неспешен в расставлении точек над «i». Поэтому не ждите, что новый фильм ответит на множество вопросов по миру серии, которые у вас могли накопиться. Некоторые нюансы в картине Скотта все-таки раскрываются, но их преступно мало.
Все так же поднимается тема создателя и творения, неловко переплетающаяся с темой веры. На этот раз роль создателя на себя пытается примерить творение человека – Дэвид. Но попытки сказать что-то веское на эту тему звучат не очень-то убедительно. К тому же, наблюдая за новым капитаном «Завета», складывается впечатление, что Скотт с иронией смотрит на верующих людей. Иначе трудно объяснить неописуемую глупость и слабость этого персонажа.
Баланс между развлечением и искусством соблюден в должных пропорциях. В картине есть время и для ужаса, и для экшена, и для размышлений. Проблема в том, что ни один из этих компонентов не реализован на выдающемся уровне. Получается, Скотт в погоне за несколькими зайцами оторвал у каждого из них по хвосту, но никого так и не поймал.
Чего в итоге ждать
Если вы решили пойти на «Чужой: Завет», то не ожидайте от фильма полномасштабного возвращения к истокам, обилия ярких персонажей и ответа на множество вопросов. У легендарной картины Ридли Скотта «Чужой» было и есть свое выразительное лицо, которое запомнилось и еще запомнится многим на долгие годы. К сожалению, этого нельзя сказать про «Чужой: Завет», чей лик забудется. Пускай Скотт, начиная с «Прометея», и пытается сказать новое слово, но слово это по-настоящему не страшит, не развлекает и не заставляет задуматься.