Демоническое колдовство

45 лет альбому Uriah Heep “Demons and Wizards”.

Предыстория

Золотой состав Uriah Heep: Ли Керслейк, Кен Хенсли, Дэвид Байрон, Гэри Тэйн, Мик Бокс

В первые годы своего существования группе Uriah Heep приходилось в буквальном смысле слова выживать и ожесточённо бороться за место под солнцем. Насмешливое и подчас презрительное отношение высоколобых критиков – это чуть ли не обязательное обстоятельство в те времена. Выдающиеся современники ансамбля, Led Zeppelin и Black Sabbath, также испытали на себе холодное отношение прессы. Да и коллективы со сложившейся репутацией тоже получали в свой адрес немало негатива (к примеру, The Beatles в последние годы существования). Не будем скатываться в песню типа «что имеем – не храним», но ещё раз констатируем, что нынешним легендам и столпам рока в молодости приходилось действовать под жёстким критическим давлением. И наши сегодняшние герои – не исключение.

Если говорить о признании Uriah Heep публикой, то тут ситуация складывалась двоякая. С одной стороны, появились у коллектива и поклонники, и уважение, и репутация хорошая сложилась… С другой – всё-таки многими группа воспринималась как представитель «второго эшелона», находящийся несколько в тени звёзд первой величины. Почему так получилось? Когда с подобными вопросами обращались к ударнику Ли Керслейку, то он признавал, что в ту необычайно динамичную эпоху тот факт, что конкуренты коллектива стартовали на год-два раньше, оказался очень значим. Uriah Heep неизбежно должны были стать в глазах масс последователями, но не первопроходцами, а это вело к иному отношению. Да и оптимальный состав группы сложился далеко не сразу. Хотя тот же Керслейк замечал, что не совсем правомерно сопоставлять Uriah Heep с Black Sabbath или Deep Purple, так как последние – «риффовые» группы. А Heep – не только риффовая, но ещё и с вокальными гармониями.

Ли Керслейк на рабочем месте

Кстати, насчёт гармоний. Очень удачно сложилось, что Ли совмещал в себе таланты ударника и певца – довольно редкое сочетание. Амбиций стать фронтменом у него никогда не было, но как бэк-вокалист он оказался именно тем, кто требовался для стиля Uriah Heep и создания звучного многоголосия. Керслейк не сразу позволил себя уговорить, но когда всё-таки согласился, то коллектив вместе с ним сделал значительный шаг вперёд. А в начале 1972 года у него появился новый напарник по ритм-секции – талантливый и мелодически одарённый Гэри Тэйн. «Золотой» состав группы окончательно сложился.

Далее и наступила та самая пора волшебства, которую все участники квинтета многие годы вспоминали с теплотой и любовью. То были времена сплочённости и жажды творчества, энтузиазма и единства мыслей, как отмечал основной автор песен ансамбля, Кен Хенсли. Первый альбом, созданный в такой обстановке, “Demons and Wizards”, был закончен довольно быстро, что и не удивительно. Так же быстро он покоряет и слушателя – в него не нужно долго «въезжать» вдумываться. Только получайте удовольствие.


Факты об альбоме

Роджер Дин

Дабы подчеркнуть фэнтезийный характер текстов “Demons and Wizards”, оформление обложки группа и её менеджмент поручили сравнительно молодому, но уже получившему известность художнику и дизайнеру Роджеру Дину, чьей отличительной профессиональной чертой стало создание экзотических персонажей и фанстастических ландшафтов.

При общей объединяющей тематике песен, “Demons and Wizards” не является концептуальным альбомом.

Хотя предшественник Гэри Тэйна в должности бас-гитариста, Марк Кларк, пробыл в группе всего 3 месяца, он успел стать соавтором (вместе с Хенсли) открывающей новый альбом композиции “The Wizard” и записать для неё инструментальные партии и даже, частично, вокал.

“The Wizard” стала первой композицией в карьере Uriah Heep, на которую было снято музыкальное видео.

Настоящим прорывом коллектива стал второй сингл с альбома, знаменитая песня “Easy Livin’” (между прочим, единственный крупный хит «хипов» в США), позволившая музыкантам завоевать сердца множества новых поклонников по всему миру. В этой композиции всё великолепно – быстрый темп, энергичная бас-гитара, характерный вокал Дэвида Байрона и клавишные Хенсли, придающие звучанию психоделический оттенок. Жаль, что “Easy Livin’” так быстро заканчивается.

Дэвид Байрон и Гэри Тэйн

Два сингловых трека на “Demons and Wizards” разделяет композиция “Traveller in Time”. Кен Хенсли не имел отношения к её сочинению, её авторами указаны Дэвид Байрон, Мик Бокс и Ли Керслейк. Песню можно считать вариацией указанной троицы на фантастическую тематику альбома. Лирический герой пытается найти ответы на некие свои вопросы, рассуждает о некоем собственном преступлении в прошлом и невозможности из-за этого вернуться домой.

Ещё одна песня, написанная трио Байрон-Бокс-Керслейк (возможно, наиболее «попсовая» на альбоме) – “All My Life”, она находилась на второй стороне пластинки. В ней Байрон поёт о том, что будет любить свою жену всю жизнь. С учётом того, что позже, в начале 1980-х, размолвка с супругой сыграла не последнюю роль в ухудшении состояния здоровья Дэвида, с годами песня приобрела некий грустно-иронический оттенок.

В 1998 году название “Demons and Wizards” получил сайд-проект участников Blind Guardian и Iced Earth. Отчасти он был вдохновлён творчеством Uriah Heep. Ранее Blind Guardian уже записывали кавер на “The Wizard”.


Последующие события

“Demons and Wizards” мало того, что значительно прибавил популярности группе. Он, по сути, примирил коллектив с сердобольными журналистами. Скрепя сердце представители пишущей братии признали что-то типа «да, ребята, а вы всё-таки чего-то стоите», и даже “Rolling Stone” опубликовал доброжелательную, хотя и забавную рецензию.

Творческого заряда квинтета, подарившего слушателям “Demons and Wizards”, хватило на один столь же блестящий альбом (“The Magician’s Birthday”) и ещё один противоречивый, но всё же хороший (“Sweet Freedom”).

Увы, дальше дела у коллектива пошли хуже. Немалая в том вина лежит на менеджерах ансамбля, решивших превратить его в настоящую машину для зарабатывания денег, с бесконечной чередой гастролей и студийных сессий. Но музыканты были живыми людьми, а не механизмами. В группе начались проблемы, участники, ради возможности хоть как-то снимать стресс и усталость, увлеклись алкоголем и наркотиками. Кен Хенсли не мог более выдавать качественные сочинения со столь высокой скоростью. Потом случились неудачный альбом “Wonderworld”, злосчастный инцидент на одном из концертов, когда Гэри Тэйн серьёзно пострадал от удара током, и последующий уход самого Тэйна, а спустя пару лет – и Байрона. Незаслуженно стремительный и печальный конец для классического состава Uriah Heep (с учётом того, что Гэри и Дэвиду после увольнения не суждено было прожить долго).

Однако то, что волшебный квинтет сумел создать за неполных три года – бесценно. Поэтому сегодня мы не будем концентрироваться на неприятных эпизодах, а, по примеру создателей, отдадим должное “Demons and Wizards” – пластинке, созданной Uriah Heep на пике таланта и на одном дыхании.

Читайте также