Если вы по какой-либо причине пропустили в свое время сериал «Твин Пикс», то сейчас, на фоне «Игры престолов», «Мира Дикого Запада» и прочих шоу, детище Дэвида Линча и Марка Фроста может показаться вам картинкой уровня фильмов «B». Однако вышедшая 8 апреля 1990 года первая серия сериала «Твин Пикс» навсегда изменила как зрителей, так и сами ТВ-шоу, которые вышли после. Это история о метаморфозах, о том, как люди меняются, как неординарные события могут повлечь за собой непредвиденные последствия… Это история маленького города Твин Пикс, полного тайн и мистики. Города, которого ждут большие перемены.
Премьера третьего сезона сериала «Твин Пикс» в США состоится 21 мая на канале Showtime, в России – 22 мая, на каналах «ТВ-3» и «Амедиатека».
Глава 1
Добро пожаловать в Твин Пикс
Для Дэвида Линча «Твин Пикс» был первым опытом работы с ТВ-проектом, не говоря уже о том, что это была его первая совместная работа с Майклом Фростом, который, в отличие от Линча, успевшего получить две номинации на «Оскар» («Человек-слон», «Синий бархат»), работал исключительно на ТВ.
К тому времени (1980 – 1990 годы) в Америке было только три телесети: ABC, CBS, NBC – большая тройка, как их называют, – каждая из которых билась за зрителя все новыми, но одновременно стандартными проектами, которые пусть и могли зацепить зрителя, но без какой-либо «бурной реакции». В то время одними из самых популярных шоу были «Сайнфилд» (Seinfeld) и «Спасатели» (Baywatch, еще до того, как в них появилась Памелла Андерсон в 1992 году). Тогда еще юная Медкен Амик (Шелли Джонсон в «Твин Пиксе») как раз снялась в эпизодической роли в «Спасателях» и понятия не имела, что один из агентов по кастингу, Джоанна Рэй, приметила ее и в дальнейшем будет убеждать Дэвида Линча взять ее в сериал.
К слову, на самом деле имя Медкен Эмик произносится как Мэйдшен Эмик – об этом сама актриса сообщила в одном из интервью, уточнив, что имя Медкен «придумал» для нее Дэвид Линч. Само слово/ имя Mädchen переводится с немецкого как «девушка».
В 1986 году в прокат вышел фильм Линча «Синий бархат». Посмотрев ленту, один из киноагентов, который когда-то сотрудничал и с Линчем, и с Фростом, решил, что они могут сработаться. В итоге это оказалось правдой. Познакомившись в 1986 году, Линч и Фрост начали разрабатывать сценарии, однако до реализации идей дело никак не доходило. В 1987 году представитель Creative Artist's Agency Тонни Кратц предложил им сделать проект для ТВ – телесеть ABC была готова профинансировать «что-то новое».
Тем временем Марк Фрост приобрел небольшой дом на берегу озера в провинциальном городке Снокуэлми Фолл (иногда просто Снокуэлми), расположенном в восьми километрах от канадской границы. Окруженный древними лесами, горами и легендами, Снокуэлми Фолл словно был идеальным городом для и без того «странного» разума Линча, который приехал к другу для начала работы. Тогда они еще размышляли над сценарием сериала, который бы рассказал о последних днях Мэрилин Монро и ее таинственной гибели.
Собравшись в кафе «Дю Парс», где местный повар готовил свой фирменный вишневый пирог, они заказали по кусочку и готовы были обсуждать работу. Попробовав лишь кусочек пирога, Линч немедленно захотел узнать рецепт этого чуда, однако Фрост заявил, что рецепт у него есть, но сколько бы он ни пытался печь его, вишневая начинка у него постоянно вытекает, а сам пирог после приготовления и вовсе напоминает человеческие внутренности...
В этот же момент их разговора за окнами кафе велосипедист на полной скорости врезался в двигавшийся навстречу автомобиль, вылетел из седла, и упал, сильно ударившись головой об асфальт.
И хотя Фрост не сразу обратил внимание, что же произошло за окном, ему в голову вдруг «стукнула» идея, и его воображение уже выстроило знакомый нам сейчас образ: холодное утро, озеро, замотанный в полиэтилен труп девушки на береге... Эти образы были не случайны: когда Фрост стал жить в Снокуэлми, ему рассказывали о местных событиях, о поселении индейцев, которые в один день просто исчезли, о странных жителях и, самое главное, о нераскрытом убийстве девушки, труп которой нашли на берегу озера.
Фрост рассказал все Линчу, на что получил уверенный ответ:
«Так! Забудь о Мэрилин! Мы теперь снимаем другое кино!»
За несколько дней они описали сценарий нового сериала, описали персонажей и их краткую биографию, а также позаимствовали карту Снокуэлми Фолл для своего вымышленного города. Так появилась идея сериала «Северо-Западный проезд». Позже, встретившись с представителями канала ABC, Линч и Фрост рассказали им о своей идее, об городке Снокуэлми Фолл и убийстве местной Королевы красоты, произошедшем там. Линч, в свойственной ему манере говорил загадками, в том числе про деревья, качающиеся на ветру, жестикулируя при этом так, словно его руки ветви. Видимо, этого было достаточно, чтобы убедить канал финансировать проект, который и так искал новые идеи.
Через несколько недель, в 1988 году, началась забастовка Гильдии сценаристов США. Около 9000 сценаристов (96% всей Гильдии) объявили забастовку, что привело к тому, что телевизионные сети вынуждены были сдвинуть эфиры своих новых шоу, а в случае с «Северо-Западным проездом» Линча/Фроста и вовсе заморозить проект. Это была самая длинная забастовка сценаристов в истории – в общей сложности она продлилась 155 дней. Дэвид Линч и Марк Фрост, понимая, что проект похоронен, каждый занялись своими делами. Однако в 1989 году ABC снова связалась с ними, сообщив, что они все еще заинтересованы в сериале.
Работа тут же пошла полным ходом, Линч и Фрост обменивались идеями на ходу, попутно записывая все на компьютере. Как позже будет вспоминать Марк Фрост, печатал исключительно он, а Дэвид Линч то ли не умел, то ли убедительно делал вид, что понятия не имеет, как обращаться с компьютером.
В какой-то момент им потребовалось четко увидеть то место, где будет происходить действие сериала. Тогда, воспользовавшись наброском Снокуэлми, который сделал Линч, они нарисовали карту. Там было две горы, на разных концах города, которые словно сжимали его, не давая расширяться, оставляя поселение в рамках тех же размеров, каким он и был много лет. В сериале это противоестественное «расширение» примет образ проекта «Гоуствуд», планом которого была вырубка леса. Однако вернемся обратно к вырисовывающейся карте. Из-за этих двух гор город как раз и решили назвать Твин Пикс (можно перевести как Вершины-Близнецы). Впоследствии это и стало названием сериала.
Глава 2
Шокирующее убийство
ABC готова была снять «пилот» сериала (т.н. «пилотная» серия), и даже предоставила полный карт-бланш Дэвиду Линчу и Марку Фросту, на что, кстати, повлияла ранее описанная забастовка. Помимо творческой свободы они также получили финансовую поддержку. Дуэт режиссеров сам выбирал актеров, а съемки велись так, как они хотели. Даже сам процесс подбора актеров был нестандартным: они приглашали к участию молодых людей, с которыми Линч, например, просто общался. Он мог между делом внести поправки в сценарий или даже прописать нового персонажа. Так, например, поскольку им пригляделась Медкен Эмик, то они буквально «создали» для нее Шелли Джонсон. Просто потому, что она им очень понравилась.
Зимой 1989 года начались съемки «пилота» «Твин Пикса» в Снокуэлми Фолл, по завершении которых Линч и Фрост получили сообщение от ABC. Это было единственное требование канала: режиссеров просили сделать так, чтобы пилот имел концовку – на случай, если с сериалом ничего не выйдет (тогда ABC просто выпустил бы его как цельный фильм). Именно тогда и появились те 20 минут, которые удивили монтажеров – ведь этого даже не было в сценарии. Градус безумия в этих сценах зашкаливал: зритель видел красную комнату, Человека-из-другого-места, двигавшегося и говорившего задом-наперед... Тогда и появилась идея демона БОБа. Изначально создатели даже не хотели отвечать на вопрос личности убийцы, однако вынужденная развязка, как оказалось, лишь добавила Марку Фросту и Дэвиду Линчу новых идей.
Сам БОБ, между прочим появился в сериале при уникальных обстоятельствах.
Как вспоминал Дэвид Линч, он от чего-то отчищал ковер в доме Палмеров, держась
одной рукой за поручни кровати, откуда подобающим образом впоследствии «выйдет»
БОБ. Линч услышал, как одна из участниц съемочной группы, обращаясь к Фрэнку
Силве, дизайнеру сцен, сказала: «Фрэнк, этот ящик большой, он должен быть в
кладовке, только будь осторожен, не запри себя им там». Режиссер подскочил и,
подойдя к Фрэнку, спросил его, не актер ли он случаем. Силва ответил, что, как
и все в Голливуде, он актер, и тогда Линч, не зная еще, куда приведет его
яростная чистка ковра и последующая съемка сцены, решил, что Фрэнк появится в
сериале. В этот же день снималась сцена, в которой маму Лоры посетило видение,
как кто-то нашел вторую половинку кулона-сердца, и она, очнувшись от увиденного,
вскрикнула, и на этом сцена кончалась. Дэвид Линч сказал: «Стоп!», означавшее, что
сцену они сняли так, что его все устроило, однако оператор заявил об ошибке. В
кадр попал дизайнер сцен, Фрэнк Силва, - его отражение было видно в зеркале.
Однако режиссера это не смутило – он принял эту ошибку за «разумную
случайность» и оставил все как есть, позже добавив в сценарий демона БОБа.
«Пилот» был показан в Гильдии режиссеров на большом экране. И снявшиеся в сериале актеры, и представители ABC после просмотра поняли, насколько уникальным может получиться шоу. Этого было достаточно, чтобы канал одобрил съемки сезона из восьми серий. Однако у представителей ABC все же были нарекания относительно концовки, которая словно была приклеена (так и было) к остальному хронометражу. Звучали даже фразы о том, что Дэвид Линч сумасшедший, и ему вообще не стоит давать ничего снимать.
8 апреля 1990 года состоялась премьера сериала «Твин Пикс» на канале ABC. Можно сказать, что именно в тот день ТВ перестало быть скучным. Люди с удивлением и замиранием сердца смотрели сериал и не понимали, что же только что произошло с телевидением. Сериал стал культурным феноменом, по всей Америке резко возрос спрос на кофе и вишневые пироги, а кафе «Дю Парс», повар которого до премьеры «Твин Пикса» обычно делал по два своих фирменных пирога в неделю, вынужден был «увеличить обороты» - теперь к нему приходили не только местные жители, но и туристы, прознавшие о «прототипе» пирога из их любимого сериала.
ABC подхватила возникший ажиотаж вокруг сериала и продвигала его фразами вроде «Если вы пропустили серию, вы не поймете, о чем все говорят завтра». Такого раньше не было: люди в кафе, на обеденном перерыве, возле кулера в офисе обсуждали вышедший эпизод и выдвигали свои версии случившегося. До этого ни один проект не вызывал подобного резонанса среди зрителей. Причем это происходило не только в Америке, но и за ее пределами.
Говоря о пределах. В 1991 году Пол Маккартни был приглашен на празднование дня рождения Королевы Великобритании, где должен был исполнить свои лучшие песни. Однако, когда дело дошло до его выступления, Королева вдруг сообщила ему, что не сможет остаться, ведь ей пора к себе, так как через пять минут начинается новая серия «Твин Пикс». Позже Маккартни, не стесняясь в выражениях, высказал все свое недовольство композитору сериала Анджело Бадаламенти, чья музыка сыграла значительную роль в культовом шоу.
Читайте также:
Возвращаясь к резонансу. Главный вопрос волновавший зрителей, был, конечно же, «Кто убил Лору Палмер?» Агрессивная маркетинговая компания ABC, построенная вокруг этого, в итоге сыграла злую шутку с сериалом. Но об этом чуть позже.
Ситуация постепенно выходила из-под контроля. Актеры приобрели популярность, и их приглашали в различные ток-шоу, им предлагали новые проекты. Если до триумфа «Твин Пикса» Кайл МакЛахлен, сыгравший специального агента Дейла Купера, был свободен с понедельника по пятницу, то после успеха шоу у него было время только до среды. То же и с другими актерами.
В 1991 году состоялась церемония вручения премии «Эмми», где новаторский «Твин Пикс» был представлен в 14 категориях. Однако консервативный настрой премии «Эмми» - вернее, консерватизм людей, входивших в Американскую телевизионную Академию, – не позволил сериалу победить в основных номинациях. В итоге «Твин Пикс» получил только две статуэтки – за монтаж «пилота», и за постановку. Проще говоря, бунтарский сериал просто не мог вписаться в тот образ ТВ, который был перед академиками, он выходил за рамки церемонии «Эмми». «Твин Пиксу» потребовалось бы еще как минимум два-три года в эфире, чтобы хоть как-то изменить отношение Американской телевизионной Академии к «новаторским» шоу.
Понимая успех и его последствия, Дэвид Линч и Марк Фрост никогда не давали актерам на руки полный сценарий – лишь ту часть, которая им будет нужна на съемках в определенный день. Как позже рассказывал Линч, ответ на главный вопрос – тот самый – должен был остаться сакральной тайной. Предполагалось, что это будет единственная вещь в сериале, которая останется загадкой.
Создавая последнюю серию первого сезона, Марк Фрост старался внести как можно больше т.н. «клиффхэнгеров» (художественный прием в создании сюжетной линии, когда герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих/чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом оставляя развязку открытой). Делалось это с целью того, чтобы у боссов ABC вызвать вполне закономерное для обеих сторон желание продолжить «Твин Пикс».
Глава 3
Совы не то чем кажутся
Созданные клиффхэнгеры убедили представителей канала, что им необходимо купить у режиссеров второй сезон. Было даже решено расширить его до 22-х серий, однако после увиденного сценария ABC решила, что он идет вразрез с тем, как они маркетировали сериал. Злая шутка, о которой мы писали выше, из ростка превратилась в Дугласову пихту (те самые огромные деревья в Твин Пиксе, о которых Купер спрашивал шерифа Трумэна). Канал требовал дать ответ на вопрос о личности убийцы, что привело к изменениям в сценарии, а в дальнейшем – к снижению интереса к сериалу.
Сами Линч и Фрост знали ответ на вопрос, кто убил Лору Палмер, но не собирались раскрывать его. Это должна была быть тайна, которая связывала все шоу воедино – так же, как Лора Палмер была связана со всеми персонажами через работу, увлечения, любовь и пороки.
Сериал был на пике своей популярности, когда открылась личность убийцы. Главный секрет этого мира был раскрыт, а значит, главная сюжетная линия, шедшая лейтмотивом в рекламной компании, была завершена. Сами актеры до последнего не знали развязки. Каждый кусок сценария был пронумерован, исполнители ролей получали их в отрыве от всего контекста, исключительно для той сцены, которую снимали в тот или иной день. Саму сцену, в которой раскрывалась личность убийцы, а именно та, в которой двоюродная сестра Лоры Мэдди (Шерил Ли) становилась его следующей жертвой, снимали около 14 часов – учитывая, что в ней ее избивали до неминуемой смерти. В этой сцене девушку по очереди «убивали» Бенджамин Хорн, доктор Джакоби и Лиланд Палмер. При этом каждый из них имел на то свои «предпосылки». Позже, при личном разговоре, Дэвид Линч скажет Рэю Уайзу, что это он, все это время убийцей был он. Рэй в этот момент поймет, что открытие, по сути, означает его уход из сериала. Будучи (в жизни) отцом маленьких дочерей и единственным, кто узнал заветную тайну, он соберет все свое актерское мастерство в душещипательной сцене, когда БОБ покинет тело его персонажа, и Лиланд в слезах вспомнит о всех вещах, что он сделал под влиянием злого духа. Это было тяжело как для актеров, так и для зрителей – ведь по опросам, проведенным ABC, только 3% зрителей смогли угадать (и ключевое слово здесь угадать) личность убийцы.
Многие подумают после, что сериал на этом закончился, пусть и оставалась еще половина сезона. Он потерял свою изюминку, его действие перестало быть напряженным. Если провести эксперимент, а именно пересмотреть сериал «Твин Пикс» полностью, в районе 14 серии второго сезона весь интерес «заканчивается», и 15 серия смотрится уже «на автомате» - не получается «взахлеб» поглощать последующие эпизоды, как это было ранее. Напряжение сложно создать на пустом месте, и Дэвиду Линчу и Марку Фросту было понятно, что после этого все пойдет прахом.
Линч и Фрост стали вновь плотно работать над вторым сезоном сериала уже на его поздних стадиях, когда разочаровались в требовании канала раскрыть имя убийцы. Это стало одной из причин, почему интерес к шоу стал падать в геометрической прогрессии после показа главной тайны. Можно заметить, как фокус стал смещаться с ключевых персонажей в сторону новых, истории которых казались пылью в глаза и не приводили ни к чему, кроме как к их бессмысленному завершению.
Тогда режиссеры решили ввести в сериал бывшего напарника Дейла Купера, агента Уиндома Эрла (Кеннет Уэлш), который «научил его всему, чем он сейчас занимается». Эрл должен был «заменить» тайну Лоры Палмер, стать угрозой, с которой силам добра не справиться. Новая сюжетная линия зрителей не заинтересовала, по выходу новых серий, интерес все падал и падал. Сами актеры не понимали, зачем пытаться изобретать что-то новое, если можно взять уже имеющегося персонажа и «уйти глубже».
Фрост в то время уделял больше внимания своему проекту «Сторивилл», а Линч – фильму «Дикие сердцем». «Твин Пикс» стал превращаться в обыкновенный сериал. Канал ABC всегда с определенной настороженностью относился к этому шоу, оно не вписывалось в их представление о том, каким должен быть современный сериал. Тогда же контрольный пакет ABC был продан, и новые владельцы оказались людьми еще более консервативными. К слову, даже рекламные ролики первого сезона говорили об управляющих ABC, что эти люди понятия не имели, что делать с подобным шоу и совершенно не понимали, какое золото оказалось у них в руках.
После продажи ABC дела у «Твин Пикса» пошли еще хуже. На фоне падающих рейтингов канал постоянно менял время показа. Если изначально сериал в США показывали вечером по будням, и на следующий день в офисах/школах/университетах среди зрителей возникали дискуссии о том, что они увидели, то его перенос на субботу потихоньку убивал «Твин Пикс». В дальнейшем канал вовсе передвинул показ на восемь утра в воскресенье. В тоже время произошла война в Персидском заливе. Внимание зрителей распылялось, постоянные пропуски новых эпизодов из-за нового графика рассеивали аудиторию, негативное отношение канала к собственному проекту ощущалось в «скрипящем» продвижении «Твин Пикса» и попытках «задвинуть» его. Все это привело к тому, что новая сюжетная линия давалась зрителям очень тяжело.
В последних сериях второго сезона, когда Дэвид Линч и Марк Фрост самостоятельно взялись за возвращение сериала к истокам, у них это получилось. Но потерянных зрителей было уже не вернуть. Естественно, режиссеры рассчитывали на продолжение, и снова решили прибегнуть к клиффхэнгерам. Интригующие вопросы возникали на протяжении всей 22-й серии. Концовка «Твин Пикса» была одной из самых безумных в истории ТВ, зрителя вновь возвращали в Красную комнату, где все происходило «задом наперед», Человек из другого места, наконец, показал себя гораздо более коварным духом, чем зрителю могло показаться изначально…
Никто из тех, кто работал над сериалом, не верил, что канал одобрит съемки первого сезона – уж больно «Твин Пикс» выходил за рамки привычного. Когда же ABC одобрил съемку второго сезона, то это в итоге оказалось издевательством владельцев сети над самим шоу. Сейчас, в 2017 году, трудно представить себе канал, который так просто откажется от такого сериала, не говоря уже о том, чтобы намеренно его убивать. В 2014 году, предлагая Showtime третий сезон «Твин Пикса», Дэвид Линч и Марк Фрост заявляли, что готовы уделить ему 100% своего времени и вернуть его к истокам, сделав более мрачным и «концентрированным».
В начале 90-х «Твин Пикс», безрассудно «загубленный» каналом ABC и не воспринятый никем из телеэкспертов всерьез, сыграл значимую роль для развития телевидения в целом. Именно после «Твин Пикса» сериалы стали более смелыми, необычными и инновационными.
Глава 4
Огонь, иди за мной
В 1991 году поклонники по всему миру были обескуражены решением закрыть сериал. В наше время среди зрителей «Твин Пикса» были бы те же самые настроения. Однако все же трудно представить себе закрытие подобного шоу сейчас – с учетом того, что в эфире до сих пор идут нишевые сериалы, работающие исключительно на свою публику. После закрытия «Твин Пикса» были выпущены книга «Дневник Лоры Палмер», аудиозаписи Дейла Купера, адресованные загадочной помощнице Дайан, но что более значимо – вышел фильм «Твин Пикс: Сквозь Огонь» («Огонь, иди со мной»). Лента рассказывала о событиях, предшествующих прибытию агента Купера в Твин Пикс и последних днях Лоры Палмер.
Забросанный негативными рецензиями критиков, «Огонь» был тепло принят поклонниками сериала. Он был снят в традиционном стиле Дэвида Линча и поднимал не меньше вопросов, чем сериал. Можно долго спорить об ответах на них – немногие зрители любят анализировать и пересматривать этот фильм. Одно из ключевых правил кинематографа – это индикация. Она не должна быть прямой. Зритель должен думать, что сам догадывается о том, плохой этот персонаж или хороший, почему сейчас он слышит именно эту фразу или видит этот образ. В фильме было много абстрактного сюрреализма, который сбивал с толку, много, казалось бы, бессвязных линий и диалогов. Однако если присмотреться к ним ко всем и начать анализировать, становится кое-что понятно.
Вышедший в 1992 году фильм первое время казался спорным детищем – ведь все ожидали увидеть не предысторию, а продолжение истории, особенно после концовки второго сезона. Фрэнк Сильва вновь предстал в образе БОБа, и мы узнали гораздо больше о происхождении этих духов из Белого и Черного вигвамов.
Лора Палмер в фильме снова сообщит агенту Куперу, что они встретятся через 25 лет, и скажет абсолютную правду. 6 октября 2014 года сердца поклонников «Твин Пикса» радостно (и тревожно) забились от одного-единственного твита Дэвида Линча:
Dear Twitter Friends… it is happening again. http://t.co/r0l9rhK4eB#damngoodcoffee
— David Lynch (@DAVID_LYNCH) 6 октября 2014 г.
(«Дорогие Twitter-друзья… Это снова происходит».)
Таким образом Дэвид Линч и Марк Фрост анонсировали долгожданное продолжение культового сериала на телеэкранах.
21 мая 2017 года третий сезон сериала «Твин Пикс» выходит спустя 25 лет со дня премьеры фильма «Твин Пикс: Сквозь огонь». Многие поклонники боятся провала, многие с трепетом пересматривают прошлые серии, готовясь к неминуемому. Для многих третий сезон станет отправной точкой, из которой, по заверениям создателей, можно двигаться в любом направлении – смотреть ли «Твин Пикс» с самого начала перед просмотром новых серий или досмотреть третий сезон до конца, чтобы уже затем перейти к фильму и сериям 1990 – 1991 годов.
Сможет ли «Твин Пикс», культовый сериал своего времени, вновь поразить зрителей, или станет очередным проходным шоу, мы узнаем уже 21 (22) мая.