Говорят, что некая гадалка предсказала Петру Великому, будто основанный им город простоит триста лет и погибнет от наводнения. Видела ли она что-то сквозь толщу времени или же просто была шарлатанкой, неизвестно: 300-летие Петербурга с помпой было отпраздновано еще в 2003 году, а наводнения пока что не ожидается. А образ Петербурга, на 70 лет ставшего Ленинградом, вдохновлял и вдохновляет не только поэтов и архитекторов, но и авторов песен - от шуточных до серьезных. Soyuz.Ru вспоминает некоторые из них в 314-й день рождения города на Неве.
Лидия Русланова – «Извозчик (Как на речке было на Фонтанке)»
Говорят, когда весной 1945 года Лидия Русланова вместе с армией прибыла в ещё не освобожденный Берлин, во время обстрела ей кто-то крикнул: «Куда идёшь?! Ложись: убьют!» «Да где это видано, чтобы русская песня врагу кланялась!», - ответила певица, имя которой действительно стало синонимом русской песни. А одна из них спустя добрых полвека неожиданно «всплыла» в петербургском сериале «Черный ворон» и дала имя ежегодному «народному» конкурсу.
Марк Бернес – «Вечерняя песня»
Еще одним символом песни, на сей раз военной, стал Марк Бернес: «Темная Ночь», «Журавли», «Москвичи» - и мелодия, ставшая, если верить некоторым источникам, неофициальным гимном Ленинграда. В разное время ее исполняли Лев Лещенко, Дмитрий Хворостовский и даже актеры сериала «Улицы разбитых фонарей», однако в историю вошел прежде всего самый первый ее вариант, навсегда связанный с именем Марка Бернеса.
Леонид Утесов – «Ленинградские мосты»
И, конечно же, не мог не отдать должного Ленинграду и третий в нашем обзоре символ советской песни в самом лучшем смысле слова - Леонид Утесов. По мнению некоторых критиков, джаз-оркестр Утесова, который до войны ничем не уступал зарубежным «аналогам», после войны же все очевиднее давал крен в эстраду - но какая разница, если и обаяние самого Утесова, и обескураживающая наивность музыки Модеста Табачникова и стихов Виктора Драгунского и Людмилы Давидович с годами становятся все ценнее?
Владимир Высоцкий – «Ленинградская зарисовка»
Свод песен Высоцкого можно назвать «энциклопедией русской жизни» едва ли не более, чем приснопамятного «Онегина»: песни «блатные», военные, сказочные, философские, шуточные, решительно на все случаи жизни. Одним из таких «случаев» стала и «зарисовка», более известная по первым строкам «В Ленинграде-городе»: гимном северной Пальмиры она не стала, но едва ли кто-нибудь из коренных питерцев не улыбнется, услышав ее.
Браво – «Ленинградский рок-н-ролл»
«Нас считали не московской группой, потому что музыка у нас была нетипичная для столицы, - вспоминает лидер “Браво” Евгений Хавтан. - Более того, даже в конце 80-х - начале 90-х на наших афишах можно было увидеть, что мы из Питера. Как ни странно, в середине 80-х в Питере было максимальное количество наших поклонников, даже большее, чем в Москве». Прием в северной столице был столь же горячим - и произвел на свет одну из самых ярких мелодий что в творчестве «Браво», что в русском рок-н-ролле как таковом.
Секрет – «Ленинградское время»
Таким же откровением, как «Браво», в начале 80-х стал и бит-квартет «Секрет». «Ребята играют отличную веселую музыку. У нас нет больше таких команд для школьников», - говорил на закате творческой деятельности Майк Науменко. Оптимизм и доля здорового хулиганства и впрямь внесли ярких красок в смурной питерский рок, но, как и битлы, «секретовцы» повзрослели довольно быстро.
«Нам всем хотелось писать современно, как тогда писали Нопфлер, Спрингстин, Джоэл: остро, жестко. Просто музыка изменилась, она сама требовала таких текстов, ибо время такое пришло. Жесткое», - говорил Максим Леонидов. И, может быть, самым ярким образцом подобного творчества стала песня о перестроечном Ленинграде, на которую к тому же успели снять едва ли не один из первых в Советском Союзе видеоклипов.
(Прим. Soyuz.Ru: Кстати, Билли Джоэл, упомянутый Леонидовым, вполне мог бы попасть в нашу подборку со своей песней "Leningrad"... однако он попал в подборку лучших западных песен о нашей стране!)
ДДТ – «Ленинград»
Не будь на свете «Вечерней песни», на роль неофициального гимна города могла бы претендовать песня, написанная Юрием Шевчуком после переезда в Питер. Как вспоминал автор, приехав в город на Неве, он долгое время не мог ничего сочинить, а просто ходил по улицам и впитывал в себя дух города, его атмосферу. И сумрачная в целом музыка Шевчука неожиданно оборачивается другой стороной: повсюду веселая суматоха, эмоции бьют через край, и нет на свете ничего лучше города, который принял тебя так, словно ты всегда был его частью.
Трилистник – «Невский проспект»
История жизни «Аквариума» после 1991 года известна если не по часам, то по годам точно - выходят новые книги и сборники текстов Бориса Гребенщикова, группа его продолжает собирать аншлаги в центре, провинции и за рубежом, новые альбомы немедля попадают в центр внимания критики… Куда меньше известна та часть «Аквариума», которая отделилась от своего лидера в начале 90-х, и музыкальным центром которой неожиданно стал переквалифицировавшийся в певца флейтист Андрей Романов, успевший записать несколько альбомов до безвременной смерти в июне 2000 года. Написанный им “Невский проспект” причудливо соединяет русское настроение «шапки в снег - и рваните звонче» и магию американского «корневого» рока, а текст мог бы выйти и из-под пера самого Гребенщикова: «Но тот, кто посмеет, получит в награду себя,//Всё, что увидит, но главное - то, чего нет».
Ромарио – «Москва-Нева»
Песни Ромарио, или Романа Луговых - редкий пример торжества оптимизма в эпоху «древнерусской тоски»: быть может, это и привлекло к ним таких «грандов», как Евгений Маргулис, Валерий Сюткин и Александр Иванов из группы «Рондо». Сюткин снялся и в клипе на одну из самых ярких песен Ромарио, поводом к написанию которой стал юбилей Максима Леонидова, предложившего смешать «Московский бит» и «Ленинградское время», а в процессе сочинения к источникам вдохновения добавился и джазовый стандарт “Let’s Call The Whole Thing Off”. Ни на то, ни на другое, ни на третье результат похож не был, зато в полку красивой музыки об обеих столицах прибыло, а что еще нужно настоящему меломану?
Paul McCartney – “Saint Petersburg”
И напоследок - очаровательная импровизация с концерта Пола Маккартни летом 2004 года. Если ярчайшим впечатлением от выступления экс-битла на Красной площади стал закат в сопровождении “Fool On The Hill”, то погоду во время питерского концерта исчерпывающе описали на Звуках. Ру: «В небе, делая вид, что разгоняет тучи, барражировал вертолет». Впрочем, погода не помешала ни праздничному настроению собравшихся на Дворцовой, ни Полу, не упустившему шанса своеобразно признаться в любви к северной столице.