Питер Кушинг родился 26 мая 1913 года в графстве Суррей и с юных лет был привязан к театру. В Лондоне он поступил в Школу драмы и музыки. В конце 30-х Кушинг предпринимает непродолжительную и не особо успешную попытку покорения Голливуда, после чего возвращается в Великобританию.
«Я всегда принаряжался, притворялся кем-то, надевал мамины шляпки и вещи. Уверен, у Фрейда бы нашлось что сказать об этом. Это было у меня в крови».
Питер Кушинг
Кристофер Ли родился 27 мая 1922 года и рос в семье, в которой актерство считали постыдным занятием. Поэтому серьезно связать свою жизнь с этой профессией он смог лишь после военной службы, во время которой ему не раз грозила смертельная опасность.
«Мать говорила: "Какой позор! Подумай о том, какой позор ты принесешь в дом!". Затем она произнесла фразу, которую я до сих пор не могу оспорить: "Подумай о тех ужасных людях, которых ты встретишь"».
Кристофер Ли
«Гамлет» Лоуренса Оливье и «Мулен Руж» Джона Хьюстона, первые две картины, где снимались оба актера, не могли похвастаться совместными сценами с Кушингом и Ли. Однако чуть позже, в середине 50-х, когда в США фильмы ужасов переживали свой кризис, наступила золотая эра британских хорроров. Кушинг и Ли стали ее неотъемлемыми лицами.
«Проклятие Франкенштейна» (1957)
Во второй половине 50-х классическая серия фильмов ужасов студии Hammer стартовала, и одной из ярчайших кинолент первых лет цикла стала картина «Проклятие Франкенштейна» режиссера Теренса Фишера. В первом цветном британском хорроре Кушинг исполнил роль барона Франкенштейна, поставившего себя над природой и маниакально приверженного реализации своей идеи – создания жизни из мертвого.
У Кушинга барон получился настоящим злодеем, готовым абсолютно на все. Чудовище Франкенштейна воплотил в жизнь Кристофер Ли. Внешне монстр заметно отличается от голливудского образца, так как продюсеры боялись исков от Universal о нарушении авторских прав. И пускай столь же каноничным для мирового кино, как персонаж в исполнении Бориса Карлоффа, он не стал, Ли прекрасно справился со своей ролью. Забавно, что владеющий несколькими иностранными языками (в том числе русским) актер исполнил роль вообще без слов. С первой же полноценной совместной работы началась не только выдающаяся серия фильмов ужасов с участием Кушинга и Ли, но и крепкая дружба двух актеров.
«Вы должны заставить публику поверить в то, что вы делаете», – говорил Питер Кушинг.
Актер не раз советовался с врачами, чтобы технические аспекты его ролей даже в фантастических картинах выглядели убедительно.
«Дракула» (1958)
Снова Кушинг и Ли появились на экранах вместе уже совсем скоро в картине Теренса Фишера «Дракула». Известного многим графа-вампира, которого актер впоследствии не раз воплощал и в других кинолентах, Кристофер Ли сделал статным и каким-то особенно гипнотизирующим. Тем самым он создал образ, местами даже превосходящий персонажа в исполнении Белы Лугоши.
Роль положительного героя, доктора Ван Хельсинга, на этот раз на себя примерил уже Питер Кушинг. Дуэт даже привнес в экранизации классического произведения Брэма Стокера немного экшена. Пример тому финальное противостояние Дракулы и Ван Хельсинга.
«Собака Баскервилей» (1959)
Первая цветная киноадаптация романа Артура Конан Дойля, картина «Собака Баскервилей» режиссера Теренса Фишера, не была лишена мистической завесы. Этот фильм наконец-то позволил друзьям находиться по одну сторону баррикад и в кадре.
Кушинг перевоплотился в знаменитого детектива Шерлока Холмса, который у него получился особенно открытым, а Кристофер Ли – в преследуемого родовым «проклятьем» сэра Генри Баскервиля. Примечательно, что через некоторое время Ли все-таки сыграет самого Холмса.
«Мумия» (1959)
Дуэт актеров воссоединился в еще одном британском ремейке классического американского хоррора. На этот раз руки кинодеятелей с туманного Альбиона дошли до «Мумии», постановку которой возглавил Теренс Фишер. Вновь Кристоферу Ли по иронии судьбы предстояло исполнить персонажа, у которого почти не было слов в сценарии. В этом случае таким героем был возлюбленный египетской принцессы Ананки – Харрис.
Питер Кушинг в свою очередь примерил образ археолога, на которого Харрис уже в состоянии мумии открывает охоту. И в очередной раз Ли пришлось сцепить руки на шее друга в попытках его задушить. Благо не всерьез и лишь на камеру.
«Дом ужасов доктора Террора» (1965)
В картине Фрэдди Фрэнсиса «Дом ужасов доктора Террора», представляющей из себя сборник оригинально связанных друг с другом хоррор-новелл, актеры еще раз крайне продуктивно поработали вместе. Кушинг сыграл таинственного незнакомца, подсевшего в купе поезда к группе пассажиров. Каждому из них герой Кушинга на картах таро предсказывает страшное будущее. Среди пассажиров и персонаж Ли – высокомерный художественный критик, который совершенно не верит в какую-либо мистику. А зря…
«Поезд ужасов» (1972)
Одна из самых пугающих совместных работ Кушинга и Ли пришлась на англо-испанскую ленту «Поезд ужасов» Эухенио Мартина. В фильме актеры исполнили роли двух британских ученых. Персонаж Ли во время геологической экспедиции находит во льдах таинственное существо. Во время своей перевозки оно устраивает в поезде настоящий кошмар. Однако эта совместная работа актеров могла вовсе не состояться.
Дело в том, что у Кушинга незадолго до съемок умерла любимая жена Хелен Бек. Смерть супруги, с которой он провел в счастливом браке почти 30 лет, стала для него настоящим ударом. Актер буквально потерял опору. Кушинг даже принимал попытки покончить с собой. Перед съемками фильма он сказал режиссеру, что отказывается от роли. Однако Кристофер Ли поговорил с ним и все-таки убедил Кушинга передумать, после чего тот взял себя в руки приступил к работе. К сожалению, до конца от смерти Хелен Питер Кушинг так никогда и не оправился.
В конце 70-х Кристофер Ли буквально бежал из Великобритании в США, чтобы наконец уйти от нескончаемых ролей в хоррорах. Он не хотел, чтобы его называли легендой фильмов ужасов, о чем не раз говорил журналистам. Даже Питер Джексон, выросший на картинах с участием Ли и Кушинга, на съемках трилогии «Властелин колец» боялся задавать актеру интересовавшие его с детства вопросы.
«То же самое случилось с Питером (Кушингом). Он сыграл в прекрасных серьезных фильмах, но был известен как актер хорроров. Вот почему я уехал в Америку. Пара моих друзей, Дик Уидмарк и Билли Уайлдер, сказали мне бежать из Лондона, иначе похожие роли будут преследовать меня и дальше», – вспоминал Кристофер Ли.
Забавно, что и Кушинг не был поклонником фильмов ужасов и предпочитал им комедии и мюзиклы. Но большое количество ролей в картинах этого жанра его не пугало, ведь они приносили радость людям. А зритель всегда был особенно важен для актера.
Впоследствии Кушинг и Ли еще несколько раз снимались в кино вместе. Всего на их счету более 20 совместных работ. Заключительная – все-таки хоррор, «Дом длинных теней» (1982) режиссера Пита Уолкера. Символично, что в последний раз Питер Кушинг появился в кадре именно вместе со своим старым добрым другом Кристофером Ли во время съемок документального фильма о студии Hammer (1994). В том же году, в возрасте 81 года, он скончался.
Кристофер Ли прожил дольше своего друга - он ушел из жизни 11 июня 2017 года в возрасте 93 лет. В роли мага Сарумана он снялся во франшизах «Властелин колец» и «Хоббит» Питера Джексона. В интервью он часто отмечал, что для него, как для британского актера, особенно ценно участвовать в экранизациях романов английского классика Джона Р. Р. Толкина (с которым он был близко знаком и дружил) - даже несмотря на то, что ему не досталась желанная роль Гэндальфа. Еще одной заметной ролью для Ли в XXI веке стал граф Дуку из саги «Звездные войны».
Таким образом первая «звездная» трилогия Джорджа Лукаса, в которой одну из главных «темных» ролей, гранд-моффа Таркина, сыграл легендарный британский актер Питер Кушинг, «сомкнулась» со второй трилогией, где в роли одного из ярких антагонистов выступил Кристофер Ли, другой «столп» кинематографа туманного Альбиона. Сам Ли, рассказывая об участии в «Звездных войнах», вспоминал, что в далеких 80-х обсуждал с Кушингом его роль Таркина и шутил, что «джедаем быть интереснее, чем стоять в темной форме в темном отсеке звездолета и смотреть в темный космос». В 2002 году, отвечая на вопрос о том, что такое для него «звездная» сага, Ли, кроме философских аллегорий о противостоянии Добра и Зла, мимолетом отметил:
«... это один из тех фильмов, где я сыграл с моим другом. Хотя мы и разминулись во времени».