Санкт-Петербург в кино: 16 фильмов, снятых в городе на Неве

От «Невероятных приключений итальянцев в России» до лент последнего десятилетия.

«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)

Совместная советско-итальянская картина Эльдара Рязанова и Франко Проспери стала одним из лидеров по количеству показанных в ней достопримечательностей Северной столицы – Невский проспект, набережная реки Мойки, Казанский собор, Дворцовая площадь, Биржевой мост, Усадьба Кушелева-Безбородко, Смольный собор, Государственная академическая капелла… Эти и многие другие не менее известные места так или иначе послужили местом действия для этой комедии.

В центре сюжета – группа итальянцев, которые отправились в Ленинград в поисках спрятанного наследства покойной бабушки одной из героинь, Ольги.

В картине сыграли не только именитые советские актеры – Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева и другие, но и итальянские звезды – Нинетто Даволи, Антония Сантилли, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза и Джиджи Баллиста.

Фильм наполнен трюками, а также… львами. Как подметил один из персонажей: «В этом городе львов больше, чем жителей!». На самом деле большая часть скульптур, показанных в картине, являются декорациями, и в действительности их не существует. Так, например их нет и никогда не было возле капеллы, Смольного собора и Итальянского мостика через канал Грибоедова. Да и у усадьбы Кушелева-Безбородко их всего 29, а не 149, как насчитали герои картины.

Но, даже учитывая, что создатели фильма немного «приукрасили» Санкт-Петербург (тогда – Ленинград), лента «Невероятные приключения итальянцев в России» превосходно передает атмосферу города.


«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Самый новогодний фильм нашей страны, основные события которого разворачивались в Ленинграде, снимался, тем не менее, преимущественно в Москве. В качестве тех самых типовых домов, расположенных по одному адресу (3-я улица Строителей, дом 25), но в разных городах, режиссер Эльдар Рязанов снял два панельных дома в московском районе Тропарево-Никулино по улице Вернадского.

К слову, если в Москве 3-я улица Строителей существовала, хоть и была переименована в улицу Марии Ульяновой в 1963 году, то в Ленинграде такой улицы не было никогда. Зато с 1955 по 1962 годы было сразу две улицы Строителей, но обе в дальнейшем были переименованы.

Город на Неве появлялся в картине эпизодически – например, главный герой Женя Лукашин садился в такси в аэропорту Пулково. Также в одном из кадров был показан Исаакиевский собор. Когда Ипполит едет на автомобиле, также показывают улицы Ленинграда. Надя покупала билеты для Лукашина на Московском вокзале и гуляла по центральным улицам города в районе Петропавловской крепости.

Несмотря на столь небольшое количество питерских пейзажей, картина все равно ассоциируется у зрителей в первую очередь именно с Ленинградом, а потом уже с Москвой, а также остается главным символом Нового года уже не один десяток лет.


«Мелодии белой ночи» (1977)

Кадр из фильма «Мелодии белой ночи» (1977)

Еще один результат совместного творчества советских и зарубежных кинематографистов – картина о любви японской пианистки и русского композитора. Главные роли в ней исполнили Игорь Соломин и Комаки Курихара.

Съемки фильма проходили в Северной столице, а также в Японии. Помимо городских видов Ленинграда в картине также запечатлены пейзажи дачи, находящейся на берегу Финского залива в поселке Лисий Нос. Режиссерам Сергею Соловьеву и Киеси Нисимуре было необходимо показать всю прелесть белых ночей города на Неве, ведь именно благодаря их магии сердца героев забились чаще.


«Осенний марафон» (1979)

Фильм Георгия Данелии о запутанной жизни переводчика Андрея Бузыкина. Он разрывается между женой и любовницей, а также абсолютно не умеет отказывать из-за своей «мягкотелости». В картине сыграли Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Евгений Леонов, Норберт Кухинке и другие.

Место действия – город Ленинград. Главный герой живет на Васильевском острове в доме по улице Кораблестроителей. Его любовница Алла проживает в центре, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Также в картине появляются Эльфийский садик, двор на Миллионной улице, Краснофлотский пешеходный мост, Исаакиевский собор и другие известные места города.


«Вам и не снилось» (1980)

Картина повествует о любви подростков Кати и Романа, которую взрослые понять не могут. За исключением разве что Катиной мамы и отца Романа, которые когда-то также были влюблены друг в друга.

Многие сцены фильма снимались в Москве, в юго-западной ее части. А вот дом бабушки в Ленинграде – это знаменитый Толстовский дом № 17 по улице Рубинштейна. Также в картине можно увидеть набережную реки Фонтанки, Невский проспект, Малую Садовую улицу, Екатерининский сквер и мост Ломоносова.


«О бедном гусаре замолвите слово» (1981)

Действие картины происходит примерно через 20 лет после Отечественной войны 1812 года. Небольшой городок взбудоражило вступление гусарского полка. Тем временем туда прибывает граф Мерзляев, которому поручено проверить нескольких офицеров. Помогает ему актер Бубенцов, находящийся под арестом в местной тюрьме.

Этот фильм также принадлежит авторству Эльдара Рязанова, главные роли исполнили Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Станислав Садальский и другие.

В картине можно увидеть Петропавловскую крепость и Кронверкскую набережную с разных ракурсов, Тучков переулок, тюрьму Трубецкого бастиона. Также в качестве декораций использовались улица Боровая, Фурштатская улица, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра и Преображенская площадь.


«Вокзал для двоих» (1983)

Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1983)

И вновь творение Эльдара Рязанова. В центре сюжета - случайная встреча пианиста Платона Рябинина из Москвы и вокзальной буфетчицы Веры, перевернувшая жизни обоих героев.

Основная часть съемок проходила на Рижском вокзале в Москве, однако некоторые сцены были сняты в Санкт-Петербурге на Витебском вокзале, а также в пространстве вагонного депо за Московским вокзалом.


«Зимняя вишня» (1985)

Картина режиссера Игоря Масленникова о сильной женщине Ольге, воспитывающей сына и встречающейся с женатым мужчиной, в свое время вызвала собрала множество восторженных отзывов и даже получила приз «За исследование актуальных нравственных проблем» на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.

Главные роли исполнили Елена Сафонова, Виталий Соломин, Александр Леньков, а также Лариса Удовиченко, Нина Русланова и другие знаменитые советские актеры.

В основном действие съемок происходило в Ленинграде, в Толстовском доме, о котором уже говорилось ранее. Это место кинематографисты любят использовать для съемок благодаря его колоритности. Целый квартал с вереницей дворов-колодцев невероятно точно передает атмосферу Северной столицы. Масленников уже использовал это место для съемок одной из сцен «Шерлока Холмса» и, видимо, режиссеру оно показалось наиболее живописным в городе на Неве.


«Лестница» (1989)

Фильм-притча Алексея Сахарова, который, несмотря на прекрасный актерский состав и претензию на «кафкинианский» сюрреализм, прошел почти незамеченным в России. Главный герой, застрявший в тупике вопросов о смысле и ценности жизни, решил покончить с собой, но в самый последний момент его останавливает случайно оказавшаяся рядом девушка. Она отводит его к себе домой. Однако когда герой приходит в себя и решает уйти, оказывается, что сделать он это не может – лестница в подъезде, по которой ему нужно спуститься, никак не заканчивается, не давая ему отыскать путь к выходу из заколдованного дома…

Съемки проходили в Ленинграде – коммунальную квартиру и парадную с «бесконечной» лестницей снимали на Пушкинской улице, также тут можно увидеть знаменитые ростральные колонны около здания Биржи, сам Биржевой мост, доходный дом на Провиантской улице и другие места.


«Интердевочка» (1989)

Одна из самых скандальных картин советского кинематографа режиссера Петра Тодоровского «Интердевочка» почти 30 лет назад вызвала невероятно бурную реакцию публики. Все потому, что главная героиня Таня Зайцева, медсестра из Ленинграда, по совместительству была «валютной проституткой», которая мечтала выйти замуж за иностранца и в корне изменить свою жизнь. Съемки проходили в Москве, Швеции и в Ленинграде.

Основной площадкой для съемок в городе на Неве стала гостиница «Прибалтийская», которая располагается на берегу Финского залива по сей день.


«Золотой глаз» (1995)

Кадр из фильма «Золотой глаз» (1995)

Этот фильм «бондианы» с Пирсом Броснаном в роли агента 007 рассказывает о том, как Джеймс Бонд в России – в Санкт-Петербурге главным образом – ставит на место русскую мафию и сражается с международной группой террористов, которая захватила сверхсекретное оружие и угрожает спокойствию Великобритании (все как всегда, в общем).

Несмотря на то, что Джеймс Бонд в «Золотом глазе» героически лихачит на танке по Санкт-Петербургу, круша памятники культуры на раз-два, эта погоня частично снималась в Лондоне, частично – на специально выстроенных декорациях. «Волга» действительно крутилась по улицам города, но танку по ним ездить не разрешили. Все из-за того, что, если бы съемочная группа и впрямь решила проехаться на шеститонной махине по выбранным улицам Питера, это обернулось бы не только изуродованным асфальтом, но и разрушением системы канализации города. Впоследствии режиссер Кемпбелл Мартин отдельно упоминал этот факт в пресс-релизах, уточняя, что в Санкт-Петербурге вообще пришлось снимать только отдельные здания и улицы с минимальным привлечением актеров, потому что «им бы пришлось нанимать телохранителей». Так или иначе, в фильме «Золотой глаз» можно мимолетом увидеть колонны Исаакиевского собора, набережную реки Мойки, дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, который в ленте почему-то стал штабом КГБ, и многое другое.


«Анна Каренина» (1997)

Попытка вольной экранизации знаменитого романа Льва Николаевича Толстого от британского режиссера Бернарда Роуза. На главные роли британский постановщик позвал Софи Марсо, Шона Бина и Альфреда Молину. При всем внешнем лоске картины и участии великолепной Марсо зрители (особенно в России) остались недовольны тем, что Каренина, фактически, бросается под поезд в состоянии наркотического опьянения опиумом.

Съемки картины проходили не только в Санкт-Петербурге и его пригородах, но и в Москве. В Северной столице были сняты сцены, происходящие, в частности, в Зимнем дворце, Эрмитаже, Петропавловской крепости, Мариинском дворце, а также в пригородах – Ломоносове, Пушкине и Павловске.


«Брат» (1997)

Один из самых ярких фильмов 90-х годов, который стал настоящим символом того времени.

События картины Алексея Балабанова с Сергеем Бодровым в главной роли разворачиваются в Санкт-Петербурге. Атмосфера города той эпохи добавляет ленте мрачности. Самые известные места Северной столицы были показаны в картине – Казанский и Исаакиевский соборы, набережная канала Грибоедова, Миллионная улица, Зимняя канавка близ Эрмитажа, музей-квартира Пушкина, памятник Медному всаднику, Васильевский остров.

Еще одно яркое место, появившееся в картине – Смоленское лютеранское кладбище и беседка, в которой происходило, с позволения сказать, застолье.

Читайте также: История создания фильма «Брат» Алексея Балабанова

Стоит отметить, что специально оформленных мест в ленте практически не было из-за нехватки бюджета. Возможно, поэтому фильм получился таким естественным.


«Прогулка» (2003)

Фильм Алексея Учителя, в котором трое молодых людей, девушка и два ее спутника, гуляют по суетливому и куда-то торопящемуся Санкт-Петербургу, и за полтора часа, кроме смеха и разговоров, между этой троицей случается настоящая любовная драма.

Снятый «трясущейся» бегущей камерой операторов Юрия Клименко и Павла Костомарова, «Прогулка» именно проходит почти через весь Санкт-Петербург (правда, переживающий в то время большой ремонт – очень многие исторические здания завешены зелеными полотнами), задерживаясь в центральной его части. Герои поднимаются на Исаакиевский собор, дурачатся на Благовещенском мосту, слушают раскаты грома на набережной лейтенанта Шмидта… Попутно мы видим людей того времени – не массовку, а именно простых прохожих, видим город того времени, транспорт, рекламные вывески, витрины… Одним словом, «Прогулка» - любопытная, живая и эмоциональная зарисовка, в которой можно не только почувствовать дыхание города того времени, но и приблизиться к пониманию того, что творится в мятущихся душах молодых людей.


«Питер FM» (2006)

Одна из самых красивых историй о любви в современном отечественном кинематографе принадлежит режиссеру Оксане Бычковой. В центре событий - радиодиджей Маша и молодой архитектор Максим. Девушка теряет телефон, а парень находит его. Между ними возникает «телефонный роман», однако они никак не могут встретиться.

В ленте «Питер FM» Северная Венеция представлена не только как один из самых красивых городов России, но и как один из самых романтичных. В частности, для создания той самой трепетной нежной атмосферы помогают знаменитые питерские крыши и маленькие улочки.

В фильме можно увидеть Египетский мост на набережной реки Фонтанки, Каменноостровский проспект, Биржевой мост, набережную канала Грибоедова, знаменитый перекресток Пяти углов, а также маленькое питерское кафе «Пьер», ставшее настоящей достопримечательностью после премьеры картины Оксаны Бычковой.

Невозможно представить, чтобы этот фильм снимался где-либо еще, кроме как в Санкт-Петербурге. В «Питер FM» город выступает не просто как место действия или декорации, но как еще один действующий герой.


«В ожидании чуда» (2007)

Настоящая сказка на новый лад о молодой девушке Майе, которая страдает кучей комплексов и мечтает о принце. Это дебютная картина молодого режиссера Евгения Бедарева, однако она стала довольно успешной и полюбилась многим зрителям.

Основные события фильма разворачиваются в Санкт-Петербурге. Так, например, работает Майя в рекламном агентстве «Георгин», располагающемся в доме №13 на канале Грибоедова. В картине также появляются Дворцовая площадь, Малая Садовая улица и стрелка Васильевского острова. Квартира, которую Майя получила в наследство от бабушки, находится на последнем этаже одного из домов по набережной реки Мойки.

Читайте также